Получи документы

Почему ребенок не хочет учиться?

Евгений Сабуров
Почему ребенок не хочет учиться?

Почему ребенок не хочет учиться?

Мир не стоит на месте! Общество настойчиво развивается, государство стоит на пути совершенствования правового демократического устройства; рыночная экономика набирает обороты; индустриальное общество освобождает дорогу для общества постиндустриального информационного. И этим сейчас никого не удивить, мы живем и принимаем это как данность уже не один десяток лет. Однако здесь необходимо отметить, что, несмотря и на так сильнейшее влияние этого факта на все сферы человеческой деятельности, подобная тенденция набрала настолько колоссальные обороты, что сам человек, само общество не успевает подстраиваться под произведенные изменения. Серьезно претерпевает изменения институт семьи, в частности положение детей в нем. Да, несомненно, молодое поколение принимает их гораздо легче, однако нельзя закрывать глаза на реакцию как следствие усиления социальной напряженности, всевозможных конфликтов, усугубления неустроенности и незащищенности значительной части населения, и снова, в особенности детей.

Публикация «Почему ребенок не хочет учиться?» размещена в разделах

В силу известных причин, таких как экономический кризис, безработица, большая занятость родителей зарабатыванием денег и, как следствие, снижение жизненного уровня семьи, ослабление или даже полная утрата семейных традиций, нарушились устойчивые в свое время семейные связи. А это не могло не отразиться на увеличении числа обращений к психологу как родителей, так и педагогов по поводу детей (и не только из «группы риска», которые не желают учиться, не посещают школу или систематически пропускают по неуважительной причине учебные занятия. В чём же причина такого поведения обучающихся?

По результатам социологического опроса самих обучающихся, основные причины пропусков уроков являются:

- неготовность к урокам – 2/3 обучающихся;

- отсутствие интереса к учёбе, «желание отдохнуть» - 1/3 (каждый третий);

- «за компанию» - 1/4 обучающихся;

- конфликт с учителем – 1/5 обучающихся.

Этот список причин можно продолжить:

- отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;

- сложности, возникающие при общении со сверстниками (одноклассниками);

- негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим – рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;

- проблемы с освоением конкретного школьного предмета;

- сложные отношения с одним из педагогов;

- потеря мотивации;

- быстрая усталость;

- конфликт интересов родителей и ребенка.

Анализируя ответы детей разных возрастных групп, можно сделать вывод, что проблема конфликта с учителем не решается и часто остаётся актуальной вплоть до окончания школы. Из-за ссор с одноклассниками обучающиеся пропускают уроки в два раза реже, чем из-за конфликта с учителем.

Очень важно определить первопричину того, почему ребенок не желает сидеть за школьной партой. Может быть, он просто не видит в этом никакого смысла, поскольку СМИ очень часто муссируют вопрос о том, как трудно в настоящее время устроиться на работу по специальности, и том, насколько низкий уровень заработной платы получают обладатели университетских дипломов. Что ж, доля правды в такой точке зрения имеется. Однако это вовсе не означает, что получать высшее образование не нужно. Необходимо подобрать для ребенка другие весьма весомые аргументы.

По мнению психологов, всё многообразие причин нежелания учиться и посещать школу может быть сведено к двум большим группам: заданные и приобретённые.

К заданным могут отнесены причины физиологического типа. Такие как генетические дефекты развития; осложнения во время беременности; родовые травмы; особенности поведения, связанные со спецификой формирования и развития различных систем и функций организма (тип высшей нервной деятельности, уровень интеллектуального развития, особенности мыслительных операций – скорость формирования ассоциативных связей и т. д.); ослабленные дети, часто болеющие.

Данная группа причин может сама по себе объяснить формирование отклонений в поведении (к ним относятся гиперактивные, аутичные дети, дети с задержкой психического развития и т. п.);

Но чаще всего подобного рода дефекты в развитии составляют группу фактора риска, с которыми человек может абсолютно нормально прожить всю жизнь, не имея каких бы то ни было проблем, но которые могут актуализироваться в определённых условиях и ситуациях. Такие условия и ситуации принято называть условиями и ситуациями риска. Именно они составляют вторую группу приобретённых причин нежелания учиться.

Рассмотрим подробнее условия подобного риска:

1. В семье:

- Асоциальный характер семьи в целом, либо её отдельных членов (родители ведут антиобщественный образ жизни, систематически употребляют алкоголь и т. п.);

- Структура семьи (отсутствие в семье отца или матери, что не позволяет ребёнку полностью удовлетворить потребность в эмоциональном контакте с личностно значимым человеком);

- Функциональная несостоятельность семьи, проявляющаяся в неверных типах семейного воспитания (гипоопека, гиперопека, сверхконтроль родителей, что ведёт к активному неподчинению старшим, к пропускам уроков в школе, к побегам из дома и т. п.).

2. В школе:

- Несформированность и неустойчивость мотивации учения у ребёнка, сложность в усвоении изучаемого учебного материала, вследствие чего он утрачивает интерес к учёбе как к способу самоутверждения и саморазвития.

- Социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребёнка с одноклассниками (конфликты, бойкоты, высмеивания и т. п., в результате чего ребёнок исключается из коллектива и не может полноценно обучаться.

Статистика показывает, что 92 % «трудных» детей – изолированы в коллективе класса.

Родителям и педагогам необходимо учитывать то, что реакция на одни и то же явления у детей и взрослых различны. И мы не можем анализировать детское поведение с применением взрослых критериев, и в то же время мир детей со всей её самобытностью постоянно перекликается с миром взрослых.

Будем внимательнее к детям! Мы взрослые должны постоянно учитывать самоценность детства и в то же время постепенно и безболезненно помогать ребёнку взрослеть, социализироваться, т. е. адаптироваться к большому миру.

Уважаемые родители! С помощью приведенной ниже таблицы определите, каков характер нежелания идти в школу у Вашего ребенка.

Обычное нежелание Опасное нежелание

Снижается первоначальный интерес к школе и занятиям Полное отсутствие интереса к учёбе

Может время от времени жаловаться, что учиться надоело (особенно к концу недели и четверти, но активен в своих любимых занятиях Ничто не интересно, безразличен ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения

Радуется, когда не надо делать домашнее задания Делает уроки только из-под палки

Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки Постоянное нежелание ходить в школу и вообще учиться. Выражается это активным протестом либо болезненными симптомами (кашель, насморк, рвота, понос и т. п., причём симптомы исчезают, если разрешат остаться дома. Возможна и простая симуляция

Иногда недоволен учителем, полученными оценками Очень не любит или боится учителя, постоянно испытывает страх получить плохую отметку

В зависимости от полученных ответов, Вы сможете сориентироваться и определить стоит ли бить тревогу. Но Вы и не должны забывать, что вопрос о том, почему дети не хотят учиться, не должен иметь радикального решения; этот вопрос требует щепетильного индивидуального подхода. Специалисты не рекомендуют чрезмерно давить на ребенка, в ультимативной форме требовать от него стремиться к знаниям и переводить его из одной школы в другую. В первую очередь он личность! Необходимо принять это! А школа играет в жизни человека строго определенную роль. Наша задача только подтолкнуть ребенка, подсказать ему как правильно сделать выбор, не потеряться в мире полном изменений и подать руку помощи!

Публикации по теме:

Давайте учиться раскрашивать! Малышу уже два годика, сейчас можно заинтересовать его раскрашиванием картинок. Зачем это нужно? Во-первых, это просто интересное занятие,.

Конфликты в системе «Ребенок — ребенок» Нравственное воспитание в настоящий период времени становится проблемой все более сложной, и эта проблема должна решаться в первую очередь.

Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?» Консультация для родителей Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?Подготовила воспитатель: Курташова С. В. Многие родители сталкиваются.

Консультация «Почему ребенок не научился говорить правильно». Почему ребенок не научился говорить правильно. Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они.

Почему ребенок кусается? Вряд ли найдется такой воспитатель, в практике которого не было кусающихся детей. Ребенок кусает находящихся с ним в одной группе сверстников.

Консультация «Почему ребенок плохо говорит?» Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился.

Рекомендации родителям «Если Ваш ребёнок не хочет идти в детский сад» Если Ваш ребенок не хочет ходить в детский сад и при этом испытывает эмоциональное напряжение, предлагаем Вам некоторые рекомендации. Рекомендации.

Спортивное развлечение для старшей группы «Быть здоровым каждый хочет» Цель: формировать навыки здорового образа жизни. Оборудование: костюм Медведя,2 кегли. 2 воздушных шарика. 2 дуги, 2 ракетки, 2 мяча, 2.

Вот и пришла пора учиться…Вот и пришла пора учиться… Школа двери Вам открывает, "Первоклассниками"Вас называет. Есть праздники. которые любит сама природа. К ним относится и 1 сентября. Как.

Эссе «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника» В. И. Даль Это высказывание является для меня девизом в моей профессиональной деятельности. Автор раскрывает проблему влияния образа педагога на подрастающее.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Почему ребенок не хочет учиться?
Опубликовано: 7 ноября 2017 в 23:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД