Приложение МААМ

Речь и сенсорное развитие

Русакова Дарья
Речь и сенсорное развитие
▼ Скачать + Заказать документы

Для того, чтобы развивался язык ребенка, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде и результаты наблюдений отражать в слове. Слово закрепляет представления и делает их более точными.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией их обстановки. Нужно организовать обстановку так, чтобы дети из нее могли свободно черпать представления, понятия, образы; создавать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое и наблюдаемое в речь.

Публикация «Речь и сенсорное развитие» размещена в разделах

Ощущения и восприятие - первая ступень в познании мира, речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания и в развитии речи ребенка они играют главную роль.

Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.

В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей. На первый взгляд примитивные действия, которыми занимается ребенок (бросает кубики, что-то строит из них, высыпает песок из ведра, надевает на пирамидку кольца и т. д.) имеет исключительное значение для интеллектуального развития. Благодаря этим действиям ребенок познает свойства предметов, так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок не может еще выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность.

Необходимо формировать словарь: учить детей по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик»; «Спой песенку маленькому медвежонку»). Учить различать их место расположения (матрешка на верхней полочке, высоко; поставь рядом). Учить произносить слова в разном темпе (быстро, медленно, с разной силой голоса.

Называя предметы знакомить детей с цветом, формой, величиной. Учить различать и называть части некоторых предметов (у машины – кабина, колеса; у платья- рукава, карманы, пуговицы). Также знакомить с материалом, из которого они сделаны. Дети материал мнут, гладят, рвут руками.

Для успешного освоения окружающих предметов требуется постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки, повторяются неоднократно и постепенно усложняются. К числу таких игр можно отнести: «Отгадай и назови», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови». Из «Чудесного мешочка» дети достают чашки разного цвета. Далее для игр подбираются различные предметы (например, чашки, блюдце, кружка, чайник, с которыми дети выполняют разнообразные действия.

Усвоение новых слов происходит успешнее, если ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам (бумага мнется, а деревянный шарик не мнется, он твердый и т. п.) Поэтому в процессе обучения широко используются прикладывание, выкладывание предметов, то есть наглядное сравнение с опорой на определенный признак.

В жизненных ситуациях дети часто сталкиваются с необходимостью одновременно ориентироваться на цвет и величину или форму и материал предмета. Поэтому следует упражнять в выполнении заданий, которые приучают слышать и понимать разные по форме и содержанию обращения взрослого. Например, «Полина, напои чаем куклу в красном платье (рядом стоит такая же кукла в зеленом платье). «Покорми мишку деревянной ложкой (рядом лежит металлическая ложка).

К приемам обогащения и уточнения словаря относится показ с называнием.

Показ следует сочетать с активными действиями ребенка по обследованию объекта. Например, во время экскурсии на кухню:

-Вот какая большая кастрюля, что четверо детей должны взяться за руки, чтобы обхватить ее. И высокая. У кастрюли две ручки. Покажите их. Зачем кастрюле две ручки?

Важно многократное повторение нового слова или фразы, объяснение назначения предмета, поручения.

Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим средством в формировании речи ребенка: пополнения и активизации его словаря, развитие связной речи, формирования звукопроизношения.

Необходимо также совершенствовать умение детей характеризовать количество предметов (один, много, мало, по одному, их расположение в пространстве (высоко-низко, далеко-близко, над, под, около, в, на направление движения (вперед - назад). Использование в речи ребенком соответствующих наречий, прилагательных свидетельствуют о возрастании его сенсорной культуры, о совершенствовании восприятия и мышления.

В процессе дидактических игр, на занятиях, в повседневной жизни необходимо подводить детей к пониманию того, что один и тот же предмет, может быть сделан из разных материалов (шар деревянный, резиновый, пластмассовый) и из одного материала могут быть разные предметы (деревянный шар, кубик, ящик, мебель). На основе сходства выделенных свойств у разных предметов можно начать учить детей одни предметы уподоблять другим (как шарик, как огурчик, как кубик, пушистый, как котенок, колючий, как ежик).

Овладев сравнением предметов, выделением их сходства и различий, дети постепенно учатся объединять предметы по сходству, то есть классифицировать их.

Дети, воспринимая предметы и явления, одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств. Это подводит их к обобщению: круглыми могут быть разные предметы, у всех животных туловище овальной формы.

Материал берется от простого к сложному: от восприятия и обозначения конкретного предмета, к действиям с этим предметом, а затем к свойствам и отношением с другими предметами.

Речь- это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает слова другого человека, но и отвечает, когда он сам включен в диалог: причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Лэпбук «Сенсорное развитие»Лэпбук «Сенсорное развитие» Лэпбук -это новое пособие, которое стало популярным среди воспитателей. И самое главное его можно и нужно сделать своими руками. А если взрослые.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Фотоотчет о реализации проекта «Сенсорное развитие дошкольников в сказке. «Царевна-лягушка», Подготовительная группаФотоотчет о реализации проекта «Сенсорное развитие дошкольников в сказке. «Царевна-лягушка», Подготовительная группа Проект был направлен на сенсорной развитие дошкольника. В сказке мы играли, вырывали, вызволяли и помогали царевне и посредством сенсорной.

Сенсорное развитие детей. ФотоотчетСенсорное развитие детей. Фотоотчет Сенсорное развитие детей. Фотоотчет. Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речь и сенсорное развитие
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 20:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речь и сенсорное развитие» (включая файлы) размещена пользователем Русакова Дарья (УИ 530560) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД