Папки-передвижки

Речь взрослых как образец для подражания

Ирина Якушева
Речь взрослых как образец для подражания
▼ Скачать + Заказать документы

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудакЭто в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родителиВидишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Публикация «Речь взрослых как образец для подражания» размещена в разделах

От того, как разговаривает взрослый с ребенком, как понимает его, зависит успех взаимопонимания и зависит успешное формирование личности. Развитие речи у детей происходит по-разному и требует от родителей терпения, внимания и упорства. Некоторые детки уже в полтора года говорят предложениями, другие не торопятся радовать родителей связанной речью.

Для того чтобы речь малышей развивалась успешно, нужна развивающая речевая среда. Что это такое?

Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь

окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь

людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т. д. Но для маленького ребенка дошкольного возраста

речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей.

Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь? Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые: спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и подражая – копируют.

Ребенок передает наши жесты, мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и недостаток языковой культуры тех людей, с которыми постоянно соприкасается ребенок, становится его достоянием.

Перед нами и очень часто возникает сомнение: как сказать правильно, избежать ошибки, как точнее выразить свою мысль? Именно в разговоре с окружающими ярко проявляется речевая культура речи и ее дефицит.

Владеть родным языком – значит связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказать свою мысль. Одна из первоначальных задач родителей – подмечать собственные недостатки, вслушиваться в собственную речь. Дети учатся у своих родителей произносить слова, звуки, правильно строить предложения, лексически последовательно излагать мысль.

Отсюда следует вывод, что родитель должен разговаривать с ребенком понятно и доступно. Главное – учитывать возрастные особенности дошкольника и употреблять в речи слова, которые им доступны и понятны.

В речи надо избегать постоянного употребления присловий:

«как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» - они делают речь смешной,

разорванной, несвязной. Л. В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно

ненужным для передачи смысла.

Взрослым в своей речи следует четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.

Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «рейтузы», «колготки»,

«шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор:

берет, ушанка, кепка, шлем, панама, шляпка, бейсболка и т. д.

В своей речи желательно не злоупотреблять

уменьшительно –ласкательными формами слова:

ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик и т. д. Ласковые слова очень

нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Правило употребления глаголов в обращении к ребенку

Очень часто родители обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл убирать,есть!». Это

недопустимо – это грубая речевая ошибка. Представьте, что кто-нибудь скажет Вам в поликлинике: «Так,

встал и уступил место!» — не приятное и грубое обращение!

К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давай встанем. Сделаем зарядку».

Или: «Встань, пожалуйста, и иди одеваться»

Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.

Рассмотрим пример частых ошибок.

Правильное ударение выделено заглавной буквой. ЗвонИм

(звонИт, баловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется, но бАловень, досУг,

предложИть (предложЕние, красИвее, месяцАми (по месяцАм, ремЕнь, алфавИт, ворОта (к ворОтам, но

в поэзии, песенка воротА, нет грибА, возьму дОску (дополнительный вариант – доскУ, давнИшний,

задОлго, завИдно, яичница (произносится «яишница», началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно

нАчался, повторИт (неправильно – повтОрит, арбУз, кУхонный, мЕльком, партЕр, шофЁр (неправильно

– шОфер).

Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ«Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?».

Вместо этого спрашивайте «Почему птицы улетают на юг осенью?». Не надо сомневаться в способностях

ребенка!

Избегайте многословия.

К примеру: «Сейчас я задам тебе сложный вопрос, и мне интересно ответишь ли ты на него или не ответишь и как ответишь – почему люди строят разные дома?» спросите просто:

«Как ты думаешь, зачем люди строят так много разных видов зданий?»

Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:

сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит)

затем вопросы, требующие размышления анализа

в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.

Например, 1) какие ты знаешь виды транспорта – 2) зачем нужен транспорт людям? Зачем люди

придумали так много разных видов транспорта: водный, воздушный, подземный, наземный? – 3) Что

было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем?

Ребенку для построения верного ответа следует выстроить всю логическую цепочку.

Чем чаще родители будут разговаривать с ребенком, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки, разучивать вместе стишки, потешки, и играть, тем скорее ваш ребенок овладеет правильной речью! Речь взрослых – это образец для речи детей!

Публикации по теме:

Досуг «Пиратская вечеринка» в старшей группе к Международному Дню подражания пиратамДосуг «Пиратская вечеринка» в старшей группе к Международному Дню подражания пиратам Цель: Доставить детям радость, веселое праздничное настроение. Задачи: Развивать двигательную активность детей; Доставлять детям радость.

Конспект беседы «Гусеницы — важная часть живой природы и образец создания специальной техники»Конспект беседы «Гусеницы — важная часть живой природы и образец создания специальной техники» Материал будет интересен воспитателям и родителям детей подготовительного к школе и младшего школьного возраста. Цель: расширить представления.

Образец Договора ДОУ с родителями детей-инвалидов, посещающих детский сад Наименование дошкольного учреждения (в соответствии с Уставом, осуществляющее образовательную деятельность (далее - МКДОУ) на основании.

Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Примерный образец рецензии на интегрированное занятие музыкального руководителя Рецензия на интегрированное занятие музыкального руководителя. Тема: Классическая музыка в детском саду. «Детский альбом П. И. Чайковского».

Образец справки о проведении тематической проверки по обучению рассказыванию Аннотация: статья адресована руководителям и педагогам ДОО компенсирующего и комбинированного видов. Ключевые слова: тематическая проверка,.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Примерный образец рецензии на занятие воспитателя Рецензия на интегрированное занятие. Тема: «Мир музыки П. И. Чайковского», знакомство с творчеством композитора. Дата: 26.04.2016. Направленность:.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» "Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им". Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речь взрослых как образец для подражания
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 05:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речь взрослых как образец для подражания» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Якушева (УИ 1044407) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД