Чепикова Виктория
Речевая агрессия. Как быть воспитателю при общении с детьми?
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая агрессия.
Можно ли справится с речевой агрессией дошкольника путем прямого порицания, выражения осуждения, негативной оценки его поведения?
На первый взгляд, прямое порицание - самый простой и наиболее распространенный способ прекращения агрессии. "«Сейчас же перестань грубить старшим!» «Ну-ка закрой свой рот!» «Какой плохой мальчик» – именно эти и подобные высказывания чаще всего употребляются взрослыми в ответ на грубость в речи дошкольника в случае, когда, как нам кажется, он не понимает «по-хорошему».
Публикация «Речевая агрессия, Как быть воспитателю при общении с детьми?» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Это воздействие может иметь прямо противоположный результат: вызвать ответную речевую агрессию. «Отстань от меня!». Намерения воспитателя рискуют перерасти в примитивную ссору, словесную перебранку. Частое использование данного (не педагогического) приема перерастает в стереотипную реакцию на грубость и приводит к тому, что у детей вырабатывается ответная реакция к подобному поведению взрослых.
В результате дети перестают реагировать на прямые порицания - продолжают поступать по- своему или просто не обращают внимания. Возникает ситуация, когда воспитателю необходимо конкретно и однозначно продемонстрировать негативное отношение к высказыванию, поступку ребенка. В таких случаях смягченное, например «Ребятки, не надо так себя вести!» создает у дошкольника ложное представление о данной речевой ситуации; в подобном высказывании содержится оттенок заискивания, демонстрируется неуверенность педагога в своих действиях.
Приемы, которые можно использовать в данной ситуации:
- обратиться непосредственно к сути проблемы и конкретным детям, осудить их речевое поведение, потребовать прекратить нежелательные действия. «Ребята я вами очень недовольна! Пожалуйста, прекратите ругаться!».
- в целях смягчения прямого воздействия, эффективно использовать формы «Я-сообщение» «Ты мне мешаешь!» «Я недоволен, когда мне мешают!».
- прием «смещение негативной оценки» – перевод педагогам агрессивной словесной реакции : на самого себя «С тобой невозможно общаться!» «У меня не получается разговор с тобой»; на третье лицо – «не трогай папину книгу!» «Папе не понравится, когда его вещи берут без спроса!».
- метод активного слушания – «Сейчас ты огорчен, обижен и т. д.». «Мишка дурак отобрал у меня игрушку!»; педагог – «И ты,конечно, очень огорчен и рассержен на него!». При таком методе педагог демонстрирует явную заинтересованность негативными детскими переживаниями, искреннее намерение глубоко вникнуть в суть проблемы ребенка, попытаться разрешить ее. Ребенку такие ответы, в свою очередь позволяют: значительно ослабить эмоциональное напряжение, как бы «разделяя» со взрослым свои переживания, естественным образом начать рассказывать о своей настоящей проблеме, вызвавшей негативные переживания.
Мишка – дурак!
Он тебя обидел
Да, машинку у меня отобрал!
Понятно, ты сильно разозлился и расстроился
У меня все отнимают! А сегодня вообще никто со мной не играет!
Ты сидел один и тебе было очень грустно, «Твои слова меня очень огорчили!»
Ага Как сделать так, чтобы они со мной дружили?
Следует помнить о том, что дошкольники чаще всего еще не вполне способны однозначно понять и правильно оценить переживания взрослого человека. Иногда те их высказывания и поступки, которые рассматриваются взрослыми как действия «назло», на самом деле являются следствием недостаточного осознания детьми степени и характера своего негативного поведения. В ряде подобных ситуаций представляется ошибочным оценивать действия ребенка с позиции: «Должен сам понимать!». Поэтому необходимо в доступной форме «информировать» детей о том, что конкретно нам не нравится в их поведении, что именно вызывает раздражение.
Восточная притча.
Жила-была злая и очень ядовитая Змея. Однажды она повстречала доброго Мудреца, который посоветовал ей перестать обижать людей. Змея утратила свою злость и решила жить в мире со всеми. Слух о том, что Змея сделалась неопасной, дошел до людей. Они стали издеваться над доброй Змеей: оскорблять, насмехаться, бросать камни. Змея пожаловалась Мудрецу, но тот ответил: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».
Мораль проста: наверное, непросто устранить полностью агрессию из повседневного речевого общения, ведь всегда найдутся люди, которые используют удобный случай «дернуть вас за хвост». Однако необходимо, следуя совету Мудреца, научиться контролировать, сдерживать, предотвращать агрессию слова, избегая при этом грубости, бестактности. это достаточно сложная, но вполне посильная задача для каждого цивилизованного человека, которому небезразлично отношение к Слову