Папки-передвижки

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Ломова Ирина
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму

Воспитание подрастающего поколения - очень важная и ответственная работа. В основном этот груз ложится на хрупкие плечи воспитателей детских садов. Так как именно в возрасте от 3 до 6 лет закладывается самое основное – отношение ребенка к обучению. Очень важно читать малышу с раннего возраста короткие стишки, потешки, дразнилки, считалочки. Стихотворные тексты намного легче усваиваются детьми, чем проза. Яркие образы способствуют пониманию и быстрому запоминанию текста. Быстрее всего ребенок запомнит тот текст, содержание которого он понял. Конечно не сложно выучить с ребенком готовое стихотворение, но гораздо интереснее сначала сочинить его. Ведь ни для кого не секрет, что дети с удовольствием слушают сказки и стихи, и даже пытаются их повторять или пересказывать.

Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму» размещена в разделах

Очень важная задача заинтересовать ребенка и предложить ему играя стать поэтом. Сочинить стихи, например, для мамы или для друга. Не просто выучить, а именно сочинить, научить его при этом пользоваться рифмами. Очень важно добиться того, чтобы ребенок понял, что такое рифма. Для этого нужно вместе с малышом порифмовать, поиграть в рифмы. Совместное творчество взрослых и детей создает атмосферу радости и понимания. Для того чтобы повысить словарный запас ребенка необходимо вызвать у него желание сочинять не только стихи, но так же придумывать разные сказки и небылицы.

Не для кого не секрет что дети очень любят играть, в игре они проводят большую часть времени. И поэтому важно в игре помочь малышу научиться рифмовать разные слова. Сочинять рифмы, когда приходит время, старается каждый ребенок. Ведь это для него такая же интересная игра как и многие другие.

Учить ребенка рифме не сложно. Играйте с ним, сочиняйте вместе простые стихи про его любимых питомцев, игрушки, друзей, родных и близких. Если ребенок не понимает, что такое рифма надо ему помочь. Можно, например поиграть в игру «ПЕРЕВЕРТЫШИ» для этого возьмем какое-нибудь известное всем стихотворение и расскажем его ребенку, переставляя слова в каждой строчке как бы с ног на голову.

Например: Качается бычок идет. Ох! Кончается доска,

На ходу вздыхает. Упаду я сейчас.

Спросите у ребенка, стихотворение это или нет? А почему? Да потому что нет рифмы. А теперь давай переставим все слова в этом стихотворении на свое место. Так как должно быть. Найдите с ним рифмы : качается – кончается; на ходу – упаду. Есть еще игра «Ладошки» : Называем пару слов. Если в них есть рифма, хлопаем в ладошки, а если рифмы нет, прячем ручки за спину. НАПРИМЕР: песок-носок; стол-стул; лейка- змейка…

У стихотворения должен быть легкий смысл. Оно должно отображать то, что окружает ребенка, то что ему знакомо. Тогда малыш с удовольствием будет сочинять свои маленькие стишки. Вот несколько примеров того что можно сочинить с трехлетним ребенком: Вкусную кашу

Кушала Маша.

Даже Антошка

Покушал немножко.

: : : : : : : :

Вот постельку постелили.

Ручки, ножки мы помыли.

Приготовились ко сну.

Скоро, скоро я усну.

Для того чтобы ребенок мог сочинять, нужно научить его наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова. И пусть эти маленькие человечки не станут великими поэтами, но зато они обретут дар, который несомненно поможет им в дальнейшей жизни. Не зря же говорил Корней Иванович Чуковский:» В начале жизни мы все- стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой.»

Немало важно радоваться успеху ребенка. Скажите ему что он начинающий поэт. Надо обязательно завести альбом в который необходимо записывать первые стихи вашего малыша, к каждому из которых он может нарисовать иллюстрацию. Лучше конечно сохранить этот альбом на память.

Важно, что у детской фантазии нет границ, предоставляется полная эмоциональная свобода. Для простых стихов из двух или четырех строк особый талант не требуется, а результат неоценимый. Регулярные занятия в простейшем стихосложении научат малыша отыскивать рифму и получать от этого эстетическое удовольствие. Постепенно он научится правильно и точно выражать свои мысли и станет более свободным в общении.

Обучая ребенка рифмоплетству нельзя забывать о чтении стихов и сказок. Читая, мы открываем для ребенка красоту родной речи, учим понимать рифму, прививаем любовь к слову. Малыш, которому родители с раннего возраста читают хорошие детские стихи, в будущем не потеряет интереса к поэзии. В первые игры рифмовки родители играют с ребенком интуитивно. Читая знакомый малышу стишок, остановитесь в конце строчки и дайте возможность ему самому произнести последнее слово. Для этого используйте знакомые четверостишия с простыми и легко угадывающимися рифмами. Подойдут так же и загадки, в которых следует в рифму подобрать отгадку.

Есть еще игра «Четвертый лишний»

Называем четыре слова, а ребенок должен назвать слово которое лишнее. Например: пень – лень – день – ночь.

Гол – пол – стул – стол.

Плошка – мышка – крошка – кошка.

Картинки – ботинки – бабочки - корзинки.

Поэзия возникла раньше прозы. Самые древние произведения писались только в стихах. Во многих развитых культурах умение сочинять стихи считалось обязательным для хорошо образованного человека. «Все они герои, все они таланты, все они поэты», - так характеризует Булат Окуджава блестящих молодых людей из свиты русского царя.

Все это не случайно. Сочинение стихов способствует развитию речи, литературного и художественного вкуса. Развивается образное мышление, повышается общий интеллектуальный уровень. Стихосложение учит внимательнее относиться к слову, что в свою очередь, способствует повышению грамотности.

Уважаемые взрослые! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, а так же с пренебрежением относиться к его первым шагам в мир поэзии. Ребенку за его труд только похвала и почет!

Литература:

1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. -- М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 2003. - 423 с.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.

5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, 2002.

6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.

7. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М. : Педагогика, 1991.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игры в рифму
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 11:18
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД