Марина Лобастова
Речевой досуг для детей старшего дошкольного возраста «Праздник День Победы»
Цель: закрепление и систематизация знаний детей о Великой Отечественной войне.
Задачи:
- расширять и активизировать словарь по теме «День Победы»;
- помогать детям сохранить в памяти подвиг русского народа, воина-освободителя, воина-защитника;
- закреплять умение выразительно читать стихотворение;
- расширять знания о представителях разных родов войск;
- воспитывать чувства любви к Родине, гордости за Отечество, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений, посвящённых Дню Победы, и пословиц; разучивание песни «Три танкиста» (муз. Дм. И Дан. Покрас, сл. Б. Ласкина); подготовка к инсценировке по мотивам стихотворения «Шинель»; разучивание физкультминутки «День Победы».
Оборудование: видеопроектор, экран, презентация, элементы костюмов и атрибуты для инсценировки стихотворения «Шинель», видеозапись песен: «День Победы», «Священная война», «Три танкиста»; георгиевские ленточки, гвоздики.
1. Вводная часть
Включается видеоролик песни «День Победы». По завершению видеоролика в зал входит педагог с цветами.
Педагог. Здравствуйте, ребята!
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?
- Какой праздник отмечают в России 9 Мая? (День Победы.) Что это за праздник, кто может объяснить? (9 мая – День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.)
(В центр зала выходят дети и читают стихотворение А. Усачёва «Что такое День Победы?».)
Ребёнок 1.
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Ребёнок 2.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Ребёнок 3.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Ребёнок 4.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
2. Основная часть
Беседа.
- День Победы – самый главный и торжественный праздник. Много лет назад, 22 июня 1941 года, на нашу страну напали враги – фашисты. Рано утром, когда все спали, немецкие самолёты и танки начали бомбить наши города. Бомбы сыпались на школы, детские сады, больницы и жилые дома. Все люди поднялись на защиту Родины. На фронт ушли не только взрослые мужчины, но и женщины и дети. Долгих четыре года длилась эта кровопролитная война. Призывно и торжественно звучали слова песни «Вставай, страна огромная!».
(Включается видеоролик песни «Священная война».)
- У нашей страны сильная и мощная армия. Есть много военных профессий, которые различаются по родам войск. Послушайте немного о них.
(По ходу рассказа демонстрируются соответствующие картинки.)
1. Пограничники: охраняют границу, смотрят в бинокль, задерживают нарушителей границы.
2. Артиллеристы: чистят пушку, готовят её к стрельбе, уничтожают врага.
3. Танкисты: управляют танком, переключают рычаги, смотрят в прицел.
4. Лётчики: управляют самолётом, держат штурвал, обстреливают врага.
5. Моряки: охраняют страну на море, ходят на кораблях.
6. Пехотинцы: наступают по земле, роют окопы, бьют врага.
7. Связисты: организуют связь, тянут кабель, работают с рацией.
Игра «Кому что нужно?»
(Педагог начинает предложение, а дети заканчивают словом, опираясь на картинки. Затем один из детей, названный педагогом, проговаривает всё предложение полностью.)
Танкисту нужен … танк.
Лётчику нужен … самолёт.
Связисту нужна … рация.
Пограничнику нужна … собака.
Моряку нужен … штурвал.
Десантнику нужен … парашют.
Игра «Военный ребус».
- Мы познакомились с родами войск. А теперь я предлагаю разгадать ребус, чтобы узнать, где воевали солдаты. Перед вами картинки, а под каждой из них – квадратик для первой буквы слов-названий, изображённых на ней предметов.
Фуражка – … «Ф».
Радист – … «Р».
Оружие – … «О».
Награда – … «Н».
Танк – … «Т».
- Давайте прочитаем, какое слово получилось. (Получилось слово «фронт».)
- А что такое фронт? (Фронт – место военных действий.) А знаете ли вы, что многие люди уходили на фронт прямо со школьной скамьи. Молодые ребята шли в танкисты, в зенитчики, телефонисты, разведчики, чтобы защитить свою страну.
Игра «Патриотические пословицы».
- Ребята, очень много пословиц сложено о Родине. Наверняка вы их знаете. Я буду начинать пословицы, а вы – завершать.
1. «Родина-мать – надо её … защищать».
2. «Один в поле … не воин».
3. За край родной иди бесстрашно … в бой».
4. «Человек без Родины, как … соловей без песни».
5. Когда народ един – он … непобедим».
6. Мир строит, а война … разрушает».
7. Тяжело в учении – легко … в бою».
8. Смелость города … берёт».
Инсценировка стихотворения «Шинель».
- У каждого солдата в войну была особая вещь, которой он очень дорожил и которая ему помогла победить. Для кого-то это фотография жены и детей, для кого-то – платок, который вышивала мама, для кого-то пуля или осколок, вытащенные после ранения. И после войны эта вещь сохранялась, как самая дорогая память. Давайте посмотрим инсценировку стихотворения Е. Благининой.
(Дети показывают инсценировку стихотворения «Шинель». На середину зала выходят девочка («дочка») и мальчик («папа»).)
Дочка
Почему ты шинель бережёшь? –
Я у папы спросила. –
Почему не порвёшь, не сожжёшь? –
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
Папа
- Потому я её берегу, -
Дочка
Отвечает мне папа, -
Папа
Потому не порву, не сожгу, -
Дочка
Отвечает мне папа. –
Папа
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
- Так какая вещь очень дорога папе девочки как память о войне? (Шинель.) Молодцы. А теперь давайте немного разомнёмся и порадуемся наступающему Дню Победы.
Физкультминутка «День Победы».
Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.
Дети поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.
Надевают наши дети
Боевые ордена.
Имитируют надевание одежды.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад,
Маршируют на месте.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Прикладывают поочерёдно руку ко лбу, смотрят в стороны.
(Т. Белозёров)
- В редкие минуты отдыха солдаты на фронте любили петь. Песни придавали бойцам силы, скрашивали разлуку с родными, заставляли на короткое время забыть о том, что идёт война. Одной из самых популярных была песня «Три танкиста», которую сейчас мы и исполним. (Включается караоке «Три танкиста».)
- В боях за Родину советские солдаты проявили мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли. А скажите, кто же воевал с врагом? Только ли мужчины? (Дети отвечают.)
1-й ребёнок
Пушки грохочут, пули свистят,
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка: «Давай поддержу!
Рану твою я перевяжу!»
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих от смерти сестричка спасла!
(Т. Шорыгина)
- Но рано или поздно война заканчивается. И Великая Отечественная война завершилась победой русского народа!
2-й ребёнок
Нынче снова День Победы
Празднует моя страна,
И, ликуя, в тёплый вечер
Салютуют города.
Вспоминаем мы героев
Тех далёких, грозных лет,
И кладём цветов охапки
На печальный постамент.
Орудийные раскаты,
Таки, гусеницы, дым …
Шли вперёд страны солдаты,
Чтобы жить нам, молодым.
Чтобы мы могли учиться,
Честью нашей дорожить,
Чтоб страна могла гордиться,
А мы счастливо в ней жить.
(Н. Соколов)
3. Заключительная часть
- Отгремела война, на землю пришёл мир. Благодарные люди поставили памятники воинам-освободителям. В каждом городе нашей страны и в других странах есть такие памятники героям. Например, Могила Неизвестного Солдата в Москве (демонстрируется соответствующая картинка, памятник «Родина – мать зовёт!» в Волгограде (демонстрируется соответствующая картинка, Брестская крепость в Беларуси (демонстрируется соответствующая картинка) и др. Там круглый года горит Вечный огонь в память о героях, у подножия лежат живые цветы. Их приносят люди, которые хранят память о погибших.
Игра «Звезда героев».
- Ребята, давайте и мы в память о героях выложим на нашем ковре звезду из бутонов гвоздик. (Дети выполняют задание.)
Звёзды нам с небес сияют,
Всех героев поздравляют!
(Ребёнок читает стихотворение «Пусть будет мир» Н. Найдёновой.)
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулемёты не строчат,
Чтоб жили люди, города …
Мир нужен на земле всегда!
- Ребята, я прикреплю вам георгиевские ленты на грудь, чтобы память о наших солдатах, почтение и уважение к ним сохранились в ваших сердцах. (Педагог дарит детям георгиевские ленты.)