Папки-передвижки

Речевые пятиминутки для детей от 3 до 5 лет

Ирина Жураковская
Речевые пятиминутки для детей от 3 до 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.

Публикация «Речевые пятиминутки для детей от 3 до 5 лет» размещена в разделах

Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.

Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:

1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

2. Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.

3. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.

4. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.

5. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса.

6. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.

Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.

«Наша группа»

1. Артикуляционная гимнастика

«Дудочка» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

2. Дыхательная гимнастика " Вырасти большой". Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

3. Развитие мелкой моторики «Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»).

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев,

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

4. Координация речи с движением «Мячик»

Раз, два, прыгай, мячик (Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу)

Раз, два, и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)

«Вот она какая – осень золотая!»

1. Артикуляционная гимнастика

«Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

2. Дыхательная гимнастика «Осень»

Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

3. Развитие мелкой моторики «Осенние листья» :

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы, (Загибают пальчики)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

4. Координация речи с движением «Листья»

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

"Дары осени. Овощи и фрукты"

1. Артикуляционная гимнастика

Язычок пролезает через щель в заборе в огород. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи и спокойно подержи.

Язык «колышком» потом потянем тонким острием.

2. Дыхательная гимнастика

Вдох носом – повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом.

3. Развитие мелкой моторики «Засолка капусты».

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки

4. Координация речи с движением " В огород пойдём"

В огород пойдём,

Урожай соберём. (идут по кругу, взявшись за руки)

Мы моркови натаскаем («таскают»)

И картошки накопаем. («копают»)

Срежем мы кочан капусты, («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками – 3 раза)

Щавеля нарвём немножко («рвут»)

И вернёмся по дорожке (идут по кругу, взявшись за руки)

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Артикуляционная гимнастика

"Чашечка". Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

2. Дыхательная гимнастика

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт.

3. Развитие мелкой моторики «Повстречались».

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котё нка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребё нка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

4. Координация речи с движением "Заяц Егорка"

Заяц Егорка

Свалился в озёрко (бегут по кругу, взявшись за руки; в центре на корточках сидит один ребёнок)

Бегите под горку!

Спасайте Егорку! (дети подбегают к сидящему ребёнку и помогают ему встать)

"Я И МОЯ СЕМЬЯ"

1. Артикуляционная гимнастика "Блинчик".

Положить «широкий» язык на нижнюю губу так,

чтобы он краями касался углов рта. Удерживать

его в спокойном, расслабленном состоянии под

счет до десяти.

2. Дыхательная гимнастика.

Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»

3. Развитие мелкой моторики «Моя семья»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

4. Координация речи с движением «Помощники»

Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре. (встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо, тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба)

Наклонились (снова «полощут»)

Хорошо мы потрудились (вытирают руку об руку)

"МОЙ ДОМ. МОЙ ГОРОД"

1. Артикуляционная гимнастика

«Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка»

«Качели»

2. Дыхательная гимнастика «Дом маленький, дом большой».

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»).

3. Развитие мелкой моторики «Строим дом».

Молотком стучу, стучу, (постукивать кулачком правой ручки по ладошке левой ручки)

Сто гвоздей заколочу. (поменять ручки)

Буду строить дом, дом, (поочередно ставить кулачок на кулачок)

Будем жить в нем, в нем. (над головой изобразить крышу ладонями)

4. Координация речи с движением «Мы по городу шагаем». Импровизация движений.

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем.

Светофоры и машины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья и кусты.

«ТРАНСПОРТ НА УЛИЦАХ ГОРОДА»

1. Артикуляционная гимнастика

"Гудит пароход". Рот открыт. Губы в улыбке.

Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад,

спинку выгнуть. Длительно произносить звук "ы".

Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы

не натягивались на зубы, кончик

2. Дыхательная гимнастика "Гудит поезд".

Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

3. Развитие мелкой моторики «Транспорт»

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

4. Координация речи с движением «Машины»

На улице нашей (двигайтесь из одного конца комнаты в другой, держа в руках воображаемый руль)

Машины, машины.

Машины-малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые, (двигайтесь в противоположную сторону)

Фырчат легковые.

Торопятся,мчатся,

Как будто живые.

«ПРОФЕССИИ»

1. Артикуляционная гимнастика

"Гребем веслом". Перемещать язык из

одного угла рта в другой.

2. Дыхательная гимнастика "Трубач".

Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

3. Развитие мелкой моторики «Профессии».

Доктор измерил температуру, Ребенок загибает или разгибает пальцы на руке,

А музыкант на флейте сыграл. перечисляя названия профессий.

Строитель кирпичную стену построил,

Художник картину нарисовал.

Повар сварил очень вкусные щи.

Скорей пять профессий ты здесь отыщи.

4. Координация речи с движением «Строители»

Импровизация движений.

Мы строгали, мы строгали доски гладенькие стали.

Мы пилили, мы пилили, чтобы ровными все были.

Мы сложили их рядком, прибивали молотком,

Получился птичий дом мы на улицу идем,

Высоко его прибьем, чтобы птички залетали, а котята не достали.

«МАМИНЫ ЗАБОТЫ О ДЕТЯХ»

1. Артикуляционная гимнастика "Вкусное варенье"

- улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот,

облизывать языком верхнюю губу.

2. Дыхательная гимнастика «Каша»

- вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

3. Развитие мелкой моторики «Мамочка»

Мамочка, мамочка, любимая моя,

Ведь ты знаешь, мамочка, как я люблю тебя.

(Поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого, затем то же на левой руке. Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить).

4. Координация речи с движением

Так тебя люблю я!

Я платок тебе дарю,

Вот как я тебя люблю!

Идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются, прижимают руки к груди.

Протягивают руки вперед.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Публикации по теме:

Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников»Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников» .

Дидактическая игра «Речевые дорожки»Дидактическая игра «Речевые дорожки» Для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в своей работе я использую игры для формирования слоговой структуры слов, навыка выделения.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Лета середина — собирай малину! Рецепт варенья — пятиминутки из малиныЛета середина — собирай малину! Рецепт варенья — пятиминутки из малины Лета середина - собирай малину! Вот и настала середина лета. Созрела ароматная, яркая, сладкая и полезная ягода - малина. Ягода манит,.

Любимые речевые игры с движениями для малышейЛюбимые речевые игры с движениями для малышей Для детей первой младшей группы очень важны речевые игры. Они сопровождают нас постоянно, в течении всего дня, при осуществлении любого.

Методическое пособие «Речевые кубики»Методическое пособие «Речевые кубики» Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры». Для детей с ОВЗ игровая деятельность.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возрастаРечевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.

Рекомендации родителям. Речевые игры по дороге в детский сад Провести время с пользой можно по пути в детский сад. И сделать это можно, используя игры, которые направлены на развитие речи, логического.

Речевые, коммуникативные игры для малышей Речевая игра" СНЕЖНЫЙ КОМ" -Покатился снежный ком, я иду за ним пешком, Всё быстрее и быстрее- он летит, а я бегом. По дорожке пробежался.

Речевые тренинги как форма работы с родителямиРечевые тренинги как форма работы с родителями ФОТООТЧЕТ На страницах своего блога я уже рассказывала о различных формах работы с родителями (творческая студия "ЛОГО-АРТ", родительские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые пятиминутки для детей от 3 до 5 лет
Опубликовано: 14 июля 2020 в 18:55
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые пятиминутки для детей от 3 до 5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Жураковская (УИ 2142426) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД