Получи документы

Рекомендации для педагогов и психологов по формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников

Тамара Киселева
Рекомендации для педагогов и психологов по формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников

Формирование духовно-нравственных качеств личности в современной школе возможно, если школа станет доступной для жизни и творчества детей средой, позволяющей им открывать полноту жизненных, социальных, культурных ресурсов, если школьная жизнь направляет и поддерживает самосовершенствование детей, формирование их личных нравственных ценностей и смыслов, активную самореализацию в различных формах общения и деятельности с другими людьми.

Публикация «Рекомендации для педагогов и психологов по формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников» размещена в разделах

С точки зрения педагогической психологии, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной концепции представлений и взглядов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной действительности.

Основными психолого-педагогическими рекомендациями по формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников психологам и педагогам начальной школы могут быть следующие:

1. Достигнуть эффективного результата по формированию духовно-нравственных качеств можно только при систематической реализации всей совокупности педагогических условий доступных педагогу, так как ему необходимо воздействовать на все сферы личности ученика, добиваясь положительной динамики процесса.

2. Детей нужно любить такими, какие они есть. Нужно уважать их личность, беречь их нервную систему. Ни в коем случае не воспринимать их трудности и переживания как какие-то незначительные мелочи.

3. Нужно заботиться о детях, о каждом из них, не завышать представления о светлом будущем, а вдохнуть в них мужество бороться против зла, обучать их самим создавать, облагораживать свою жизнь и жизнь других.

4. Необходимо в самом ученике формировать желание оказывать помощь людям, способность сопереживать своим одноклассникам. Только в этом случае вырастет гармоничная личность.

5. Формировать трудовые навыки, обучать основам ручного труда и умению работать в коллективе, приобщать каждого ребенка к труду посредством трудовых поручений.

6. Настоящий педагог должен быть строгим и требовательным, а также добрым, чутким и заботливым. Проявлять искренность, любить жизнь.

7. Педагог-психолог должен обладать профессионально-педагогической толерантностью, проявлять терпеливость, быть психически устойчивым и уравновешенным, справедливым, гуманным, иметь чувство такта, строить доверительные отношения с учащимися.

8. Формировать нравственную культуру школьников необходимо в процессе проведения классных часов этической направленности (этическое занятие).

9. Важно, чтобы этические занятия не были абстрактными и далекими от учащихся, но содержали в себе актуальные вопросы и проблемы, возникающие в жизни учеников.

10. Знакомить с моральными идеалами, нормами и правилами принятыми в обществе, доказывать их правомерность и разумность.

11. Вырабатывать нравственные навыки и привычки поведения, нравственные умения, а также укреплять волевые свойства.

12. Этические занятия должны способствовать укреплению знаний об общечеловеческих ценностях и нравственных идеалах, укреплению ориентации в выборе между добром и злом, истиной и ложью.

13. Организуя беседы на этические темы, педагогу необходимо ориентироваться на основные нравственные законы, принципы и правила.

14. В процессе подготовки этического занятия педагогам и психологам важно разграничивать его цель и идею.

15. Педагогу и психологу необходимо заранее обговаривать темы для обсуждения нравственных проблем с учащимися, учитывать предложения детей, выбирая наиболее актуальные интересующие их вопросы.

16. Высшая забота педагога – организовать такое образовательное пространство, которое способствовало бы формированию высоконравственной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

17. Педагог на этическом занятии обязан выслушать мысли ученика. Школьник имеет право на свою личностную позицию, на свои образ понимания, свободное выражение своего мнения, соблюдая при этом нормы нравственности, проявляя уважение к окружающим.

18. Помогать школьнику осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, вниманием и уважением к человеческой личности, умением владеть собой.

19. Для того чтобы повысить эффективность взаимодействия педагога и учащихся, школьному психологу необходимо объективно оценить состояние процесса нравственного развития в классном коллективе.

20. Психолог должен проводить психологическую диагностику развития нравственной сферы, которая включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития.

21. В психолого-педагогической системе важное место должны занимать способы (формы, методы, приемы) направленные на расширение знаний и представлений школьников о нравственных качествах человека, на развитие эмоционально-волевой сферы, мышления, активизацию познавательного интереса, раскрытие творческого потенциала.

22. Важно применять метод поощрения в психолого-педагогической деятельности, метод закрепляет положительные способы поведения, одобрение является для школьников стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в себе.

23. Педагог-психолог в ходе психологической работы должен способствовать развитию рефлексии у детей, как процесса самопознания субъектом внутренних психических состояний.

24. Школьный психолог обязан видеть и знать психологическую атмосферу в классе, предотвращать и решать конфликтные ситуации.

25. Школьный психолог должен своевременно провести объективный четкий анализ проводимых мероприятий, психологический мониторинг эффективности различных способов, используемых педагогом в своей профессиональной деятельности.

26. Психолог в школе должен работать сообща с педагогом и родителями.

27. Для высоких результатов просвещения духовной личности, психологами начальной школы должна проводиться психопрофилактическая работа с педагогами, родителями, школьниками : беседы духовно-нравственного содержания, консультации по вопросам этики поведения, экскурсии и целевые прогулки.

28. При формировании духовно-нравственных качеств важно сформулировать моральное сознание, нравственные чувства и включить школьника в разнообразные виды деятельности, где раскрываются нравственные взаимоотношения детей.

29. Помочь обучающимся понять важность воспитания характера и выработать в себе полезные качества как трудолюбие, совестливость, отзывчивость, гуманность, справедливость, способность отвечать за свои поступки, соблюдать единство мыслей, слов и дел, уважительно относиться к окружающим.

30. Научить детей проявлять сочувствие, продумывать свои действия и поступки перед их выполнением, определять как последствия поступков повлияют на судьбу ребенка и окружающую действительность.

31. Помогать учащимся познавать других через осознание нравственных понятий, как семья, дружба, общение, доверие, взаимоуважение, взаимопомощь.

32. Помогать учащимся увидеть и понять красоту окружающего мира, ценность культурного наследия всех народов и наций, идеалов истины, добра, милосердия, справедливости.

33. Прививать чтение художественной литературы по формированию нравственного самосознания. Чтение должно быть познавательным: Рассказы и сказки В. Сухомлинского, Рассказы М. Зощенко, Л. Пантелеев «Честное слово», Г. Х. Андерсен «Снежная королева», П. Бажов «Малахитовая шкатулка», М. Гершензон «РобинГуд», М. Пришвин «Кладовая Солнца», Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе. Святочный рассказ с привидениями».

34. Развивать способность воспринимать и анализировать нравственные проблемы в произведениях, учить выражать свои мысли и настроение, обогащать словарный запас.

35. Помочь учащимся осознать и уточнить субъективное восприятие художественного произведения, сопоставив его с объектной логикой и структурой текста.

36. Темы для обсуждения нравственных проблем педагогу, психологу необходимо заранее обговаривать с детьми и учитывать их предложения, выбирая наиболее интересующие их вопросы.

37. Педагогам совместно с детьми посещать культурные и образовательные центры (музеи, библиотеки, выставки) с целью духовно-нравственного развития.

38. Во внеурочное время проводить тематические мероприятия досуга этической направленности по формированию духовно-нравственных качеств у младших школьников.

39. Способы нравственного формирования личности должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, их интересов, взглядов и уровня их нравственного развития.

40. Формирование этической культуры школьников будет эффективным, если педагог-психолог владеет профессиональными и этическими знаниями, современными образовательными технологиями обучения.

Таким образом, формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника это процесс усвоения и переосмысление нравственных ценностей в систему индивидуального сознания. Для младших школьников важно внимание значимого взрослого к их вопросам, так как именно взрослый является для детей примером и образцом для подражания, идентификация с которым определяет во многом развитие и формирование у ребенка положительных или отрицательных качеств личности, поэтому, формируя нравственные ориентиры у младших школьников, педагог-психолог сам должен проявлять эталоны нравственного поведения, проявлять лучшие нравственные качества.

Автором рекомендаций является Киселева Т. Г., бакалавр психолого-педагогического образования, учитель самопознания

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для педагогов и психологов по формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников
Опубликовано: 16 августа 2021 в 21:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД