Чичулина Наталья
Рекомендации для воспитателей «Организация центров уединения в детском саду в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
[i]ФГОС ДО 3.3.2.[/i] Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Публикация «Рекомендации для воспитателей „Организация центров уединения в детском саду в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Центр уединения, призван решать одну из задач стандарта дошкольного образования - создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое.
Отличия по ФГОС
Название: сейчас «Центр уединения и релаксации» вместо «Уголок уединения».
Оснащение:
«Уголок уединения» насыщался игровыми пособиями и предметами, «Центр уединения и релаксации» - целая система профилактических мероприятий: точечный массаж, дыхательные, кинезиологические, мимические, пальчиковые игры, улучшающие эмоциональное состояние. Аромо-фито-цветотерапия (подбор специальных растений, цветовое решение интерьера, способствующая снятию психоэмоционального напряжения. Работа с природным материалом – глиной, песком, водой. Музыкальная терапия – музыкальные паузы, музыкальное сопровождение занятий, игры на детских музыкальных инструментах.
Центры уединения в РППС ДОУ.
Дети гораздо больше, чем взрослые, подвержены переменам настроения. Их легко как развеселить, так и огорчить. Поскольку они ещё мало знают себя и не умеют владеть собой.
Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы, они испытывают более десятка эмоций в день. Эти эмоции бывают, как положительными, так и отрицательными. Задача педагога - не подавлять и искоренять негативные эмоции у ребенка, а уметь грамотно отрегулировать эмоциональную сферу ребенка посредством его уединения от остальных детей.
Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий. Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. Для формирования психологической стабильности ребенка пригодятся специальные центры настроения или уединения; центры эмоциональной разгрузки и «островки примирения», где ребенок может расслабиться и справиться с неприятными эмоциями, а затем снова продолжить играть в коллективе. Такие тематические зоны дают ребёнку дополнительные возможности для того, чтобы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищённым.
Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого создаются Центры уединения. У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Малыши еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные центры или уголки, где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может "спрятаться" от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине. Центры уединения в детском саду помогают решить следующие психолого-педагогические задачи: сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника; помочь малышам адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам; создать в детском коллективе положительный микроклимат; предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группах центров психологической разгрузки - "уголков уединения".
Задачи:
• Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
• Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;
• Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
• Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе;
• Облегчить привыкание к детскому саду, к новым сверстникам и взрослым, новому распорядку дня.
Содержание центра
Центр психологической разгрузки может содержать:
§ места для уединения (палатки или шатра, раскинутого над стулом, где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии;
§ стола (полки, открытого шкафчика) с материалами.
Как назвать….
Поскольку суть понятия «психологическая разгрузка» сложна для детского понимания, уголок обычно называют так, чтобы малышам стало ясно его назначение:
· «Моё настроение»;
· «Маленькая страна хороших людей»;
· «Страна эмоций»;
· «Остров счастья»;
· «Страна дружбы»;
· «Уголок уединения».
Работа в центре или уголке психологической разгрузки:
Для создания ситуации успеха — реализации основного принципа в работе с детьми — используются индивидуальные, парные и групповые формы работы. А также элементы театрализации, когда малыши играют роли и положительных, и отрицательных персонажей, стараются дать оценку и тем, и другим.
Рекомендации по оформлению В ДОУ центр должен представлять собой закрытое комфортное пространство. Ребенку необходимо ощущать себя в безопасности, быть уверенным в том, что его никто не потревожит. Поэтому чаще всего такой угол оформляют в виде шалаша, палатки, домика. Важно создать атмосферу домашнего уюта, спокойствия. Поэтому рекомендуется, чтобы внутри пространства был приглушенный свет, много подушек, мягкий удобный диванчик, картины и другие мелочи, которые помогут реализовать идею. Безусловно, необходимо позаботиться и о безопасности детей. Так, ни в коем случае нельзя размещать в центре мелкие, острые и бьющиеся предметы, краски и другие химические вещества. Следует заранее предусмотреть "окошко" - для того, чтобы в отдельных случаях педагог, не беспокоя малыша и не нарушая его личного пространства, убедился в его безопасности и хорошем самочувствии. Оформление зависит от интерьера группы, а также предпочтений самих детей. Воспитанники могут принимать непосредственное участие в изготовлении и декорировании такой зоны.
Наполнение центров или уголков должно соответствовать следующим принципам :
Разнообразие материалов. Игры и игрушки для детей разного темперамента (вряд ли флегматика заинтересует игра «Твистер», книги разных жанров, наглядные пособия по актуальным для каждого возраста вопросам (как нельзя обращаться с товарищами по игре для первой, второй младших групп, правила поведения в школе для подготовительной группы и т. д.).
Доступность. Все материалы должны быть понятны ребятам конкретной возрастной группы, так, например, ребята 6–7 лет могут выплеснуть свою злость, мутузя боксёрскую грушу, а вот малышам 1,5–4 лет даже дотянуться до неё может быть проблематично. Поэтому им удобнее использовать «баночки-кричалочки» (ребёнок кричит в баночку, потом закрывает её, чтобы плохие слова и настроение не разлетелись по группе).
Безопасность. Материалы центра не должны угрожать здоровью и безопасности детей, а также способствовать накоплению негативных эмоций (игрушки без острых углов, даже отрицательные эмоции на средствах наглядности должны быть скорее смешными, чем злыми и пр.).
Актуальность. Содержание уголка подбирается под те проблемы, с которыми сталкиваются малыши в группе. Так, если в первой младшей дети кусаются, то часть материалов должна способствовать искоренению такого способа выражения эмоций (например, «подушка-кусачка» — резиновая игрушка, которую ребёнок кусает, когда зол).
Креативность. Основное требование к оформлению пространства группы в полной мере относится и к созданию центра психологической разгрузки: оригинальные материалы, интересная комбинация элементов и пр.
Нельзя перенасыщать центры и уголки!
Виды:
«Норка», «Беседка» (младший возраст)
«Шатёр» (средний, старший возраст)
«Ширма» (используется в любом возрасте, применяется там, где не позволяет пространство)
Рекомендации по созданию :
- Уголок уединения должен быть небольшого размера.
- Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.
- На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, можно использовать мягкие модули.
- Желательно «населить» уголок мягкими игрушками (при этом важно выбрать такие игрушки, которые можно легко постирать).
- Возможно размещение пейзажных картин, размещение различных световых и шумовых водопадов.
- Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями.
- Телефон.
- Куклы (в том числе народные, сшитые из ткани).
- Калейдоскопы (неизбежно улучшают настроение). Созерцание любого «волшебства», отвлекает от тревожных мыслей даже взрослых людей.
- Клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания).
- Игрушки для снятия психического напряжения. Это могут быть: стаканчики для крика, бумага, которую можно порвать, подушка для битья, массажные игрушки. Массажные мячи (могут иметь самую разную форму, размеры). На больших мячах ребенок лежит, маленькие мячики сжимает, перекатывает в ладошках. Массажные кольца, которые выполнены их прочного материала. Их можно сворачивать в «восьмерку», только вот выполнять эти действия не так легко.
Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя : если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Наполняемость уголка: (по возрастам)
Младший возраст:
Центр уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки.
рекомендуется положить в него фотографии родных и близких.
игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.
если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.
всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в «нише уединения».
обязательным атрибутом такого центра будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя).
желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.
помимо мягких подушек, игрушки-обнимашки, релакс – подушечки, наполненные шариками.
ростовые куклы, изображающие семью, чтобы ребенок не ощущал себя одиноким, сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного, чрезмерноактивного.
Средний возраст:
столик, полка для дидактических и сенсорных игр, коробочки злости, крика, релакс – подушечки, наполненные шариками, коробочка–мирилка, дидактические игры.
коробочки (мешочки) с разнообразными картинками, наполненные шумовым материалом (камни, жёлуди, пуговки, семечки, горох.). Они должны быть плотно закрыты или запаяны!
разнообразные куколки, с которыми дети разговаривают.
семейные альбомы и альбомы групповые.
игрушечный телефон.
игрушки-обнимашки.
массажные мячики, эспандеры, которые хорошо снимают мышечное напряжение.
мешочки с изображением эмоций наполняются материалами разной фактуры (что то грубое в мешочек с эмоцией «гнев, злость», что-то мягкое в «радость» и т. д., сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного, чрезмерноактивного.
«Островок примирения». При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик).
«Коврик злости». Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
Старший возраст:
тактильные, сенсорные коврики
мозаика, пазлы
игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету)
шнуровка
клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания)
лоскутное панно
дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».
волшебный сундук, в котором хранятся различные атрибуты для театрализованной деятельности. Ребенок запросто может превратиться в любого персонажа сказок
«Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков
подушка-плакучка, подушка-думалка;
Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.
С этой функцией отлично справятся:
подушки для битья
коробочка «Спрячь все плохое» В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»)
«Островок примирения»
При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «Мирилке».
«Коврик злости»
Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
«Стаканчик для гнева»
Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.
«Стульчики плохого и хорошего настроения»
К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции:
«Доска настроения»
Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.
«Зеркало моего настроения»
Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.
Стоит отметить, что содержимое уголка или центра следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.
Оснащение психологического уголка
Назначение Материалы
Зона для психологической
разгрузки Уголок для уединения (шатер, палатка и т. д., мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки
Обучение агрессивных детей
способам выражения гнева в
приемлемой форме Боксерская груша, куклы «Бо-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени
Обучение детей умению владеть
собой в различных ситуациях,
приемам саморегуляции Аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации, цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т. д., свечи, фонтаны, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, «мешочки настроений», «коробочки добрых дел»
Обучение детей
бесконфликтному общению с
помощью эмоционально-
развивающих игр «Азбука настроения», «Коврик дружбы», настольные дидактические игры «Что такое хорошо», «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках». Шкатулка с маленькими человечками, «подушка примирения», «коробочка примирения», «доска настроений
Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей Подиум, медали, игрушечный микрофон. «Сонные игрушки»
Обучение детей навыкам
сотрудничества и
согласованным действиям в
команде «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик»
Игры с использованием материалов психологического уголка предлагаются в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 1, 2011г, стр. 42 – 44.
Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО, «Справочник педагога-психолога» № 1, 2015г, стр. 4-12.
При подборе материала для центров использованы разработки Я. А. Павловой, Л. В. Панфиловой и Л. В. Кузнецовой, О. В. Хухлаевой, Г. Д. Черепановой.