Богданова Любовь
Рекомендации для воспитателей «Песочная терапия»
Рекомендации для воспитателей "Песочная терапия"
Часто руки знают как распутать то, над чем тщетно бьётся разум.
К. Г. Юнг
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов,
психологов,логопедов к занятиям с использованием песочницы. В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции всё больше места занимают специальные техники,одна из которых-песочная игротерапия. И это не случайно,ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребёнка известен с древних времён.
Публикация «Рекомендации для воспитателей „Песочная терапия“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густовом Юнгом,
швейцарским психотерапевтом,основателем аналитической терапии. Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления,заложенные в человеческой психике.
В 1950-х благодаря теории К. Г. Юнга,его ученица Дора Калф создала метод «песочная терапия».Она описала использование песочницы с набором фигурок в процессе игровой терапии.
Песочная терапия это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множеством миниатюрных фигурок,подноса с песком,некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения. Ребёнок играет в то,что у него «болит».Отыгрывает свои эмоции,ребёнок каждый раз сам себя лечит. Принципы игр на песке очень просты и незатейливы. Они являются обучающими,познавательными, проектив
ными.
Основные принципы игры на песке
1. Создание естественной стимулирующей среды,в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляя творческую активность. (Для этого мы подбираем задания,соответствующие возможностям ребёнка;формируем инструкцию к играм в сказочной форме;исключаем негативную оценку его действий,идей,результатов. Поощряя фантазию и творческий подход).
2.«Оживление» абстрактных символов:букв,цифр,геометрических фигур-зависит от возраста детей (позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребёнка в происходящем).
3. Реальное «проживание»,проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. (На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.)
Песок это природный материал обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества (глины,пластилином,краска-
ми) он имеет ряд преимуществ. Сделать что-то не так,на песке невозможно.
Песок загадочный материал,обладающий способностью завораживать человека-своей податливостью, способностью принимать любые формы:быть сухим,лёгким и ускользающим или влажным,плотным или пластичным.
Песочная терапия даёт возможность выразить то,что трудно передать словами,соприкоснуться с тем,к чему трудно обратиться напрямую,увидеть в себе то,что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Песочная терапия успешно используется в следующих случаях:
Трудности в общении
Взаимоотношения детей и родителей
Кризисные ситуации (развод,переезд)
Психологическая травма
Расстройство настроения
Страхи,тики,навязчивости и другие расстройства
Проблема поведения (агрессия)
Ограничен в появлении своих чувств
Не рекомендуется в случаях если :
Ребёнок имеет дефицит внимания
Эпилепсия
Шизофрения
Чрезмерно высокий уровень тревожности
Аллергия на пыль
Заболевания лёгких
Порезы на руках
Заболевания кожи
Игры с песком способны заинтересовать,отвлечь,расслабить ребёнка,а значит,обеспечить наиболее успешное выполнение задания или эффективный способ подачи материала.
Цель песочной терапии-не менять,и не переделывать ребёнка,не учить его специальным поведенческим навыкам,а дать ребёнку возможность быть самим собой,посредством творческого выражения. Метод песочной терапии поможет ребёнку развить пространственное воображение,обучить логическому мышлению,а кроме того,развить мелкую моторику. Песочная терапия для детей дошкольного возраста -это игра,творческий процесс, а не техника создания картины. Поэтому,ошибок здесь быть не может,а значит не будет и поводов для расстройств.
Играть с песком детей надо учить и самое благоприятное для этого время-лето. Однако играть с песком можно не только на улице-Можно использовать песочный планшет в детском саду.
Что же нужно для игры в песок?
Что нужно для игры в песок?
А нужно,в сущности, так мало:
Любовь,желанье,доброта,
Что б вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка,
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру.
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
(Д. Фролов)
Это обычный деревянный ящик размером 50x 70x10. Дно ящика выкрашенное в голубой цвет,обозначает воду,море. Голубые борта-воздух и небо. На дно насыпается мелкий песок слоем 5-7 см. Песок должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. И должен был сертифицирован.
Обязательный компонент для работы в песочнице фигурки или их изображения.
Их разнообразие отличается вашими возможностями.
Перед тем как начать играть с песком необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможем стихотворение Т. М. Грабенко.
Вредных нет детей в стране -
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя:кусаться,драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять
Песок -мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы,реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети,поняли меня?
Или надо повторить!
Чтоб запомнить и дружить!
Цель данного этапа-определить,узаконить правила поведения в песочнице.
Играть в песок можно со всеми детьми,с подгруппами,и индивидуально. Как на занятиях так и в свободной деятельности специалистами используется не только песочный планшет,но и столы для игр и рисования на песке. Проводя педагогические мероприятия в песочнице,мы даём детям новую площадку,
создаём мотив,для получения знаний. А значит необходимо «освоить пространство».
Поэтому, с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от специалиста к некоему персонажу. Именно он позиционирует себя как существо определяющее рамки и правила поведения,возлагает на себя право регулировать взаимоотношения детей работающих в песочнице. Это может быть:принцесса Песчинка,песочная фея,Царица черепах,королева песка,Хозяйка песочницы. Дух пустыни -особая пикантность данного образа состоит в том,что он может быть визуально никак не представлен. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Персожан приглашает всех к себе в гости в песочницу,в свой песочный мир. Взрослый через игрушку объявляет все правила поведения,запреты и поощрения. Присутствие сказочного сдерживает порывы детей,даже самых гиперактивных и организует их.
Следующий этап,это постановка задачи которая зависит от уровня развития детей, от их возраста. А различные упражнения могут использоваться на занятиях по развитию речи,ознакомлению с окружающим миром,исследовательской деятельности,по ФЭМП.
У детей младшего дошкольного возраста ещё не сформировалась ролевая игра. В этом возрасте детям свойственно манипулировать с песком. Поэтому преобладают такие игры: «Здравствуй песок», «Песочный дождик», «Необыкновенные следы», «Дорожки», «Заборчики».Построение горок,ямок,скатывание с них различных предметов. Игра в этом возрасте ритмична,повторима в своём сюжете и это является необходимым фундаментом для формирования образной игры.
В среднем возрасте дети более любознательны. Познавательные и обучающие игры в этом возрасте дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира,исследовать свойства песка,расширять знания о геометрических фигурах. Ведущая деятельность этого возраста-сюжетно-ролевая игра. Поэтому часто построив картинку ребёнок принимается обигрывать её. Детям этого возраста можно предложить такие игры и упражнения: «Узоры на песке», «Тепло-холодно», «Какое животное», «Обведи по контуру», «Придумай сюжет»(геометрические фигуры, «Что спряталось в песке», «На что похоже», «Клад».
Дети старших и подготовительных групп с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране песочных игр,где их,как обычно,ждут новые приключения и знакомства. А так же проявляют творческую активность в сочинении сказок на песке. Учатся взаимодействию эмоционального общения со сверстниками и взрослыми. Обучающие и проективные игры для детей старшего возраста откроют потенциальные возможности,разовьют творчество и фантазию. Обеспечат процесс обучения рассказыванию,письму,счёту.
Игр для формирования и развитию пространственно-количественных представлений : «Найди нужное количество камешков (шишек,ракушек,желудей, «Угадай фигуру», «Сделай цифру из песка», «Мой город».
Игры на развитие речи: «Какой песок», «Зоопарк», «Магазин», «Угадай-ка», «Назови звук».Пересказ сказок с наглядным материалом.
Игры на коррекцию психических процессов: «Победитель злости», «Победим страх», «Я колючий только снаружи», «Найди выход из ситуации».
Однако всё хорошее когда-то заканчивается,как заканчивается и выполнение всех запланированных заданий. И тогда сказочный персонаж объявляет об окончании игры. Напоминает о необходимости убрать «страну»,привести её в порядок. В завершении дети прощаются с песком. Они трогательно гладят песок,смотрят на него,обещают вернуться вновь. Хозяин страны даёт общую оценку действиям,результату детей,просит вспомнить,чем они занимались в песочнице. Благодарить за посещение,работу,бережное отношение,соблюдение правил поведения. Закончить игры с песком можно так же стихотворением.
Песочная терапия имеет также огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия,оказывает положительное влияние на развитие речи,мышление,познавательных процессов и творческих способностей детей. Но самое важное-ребёнок получает опыт рефлексии,учится понимать себя и других. Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей и взрослых делает игру в песок прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Рекомендации для воспитателей
Помогайте детям действовать независимо.
Наблюдая и оценивая,определяйте сильные и слабые стороны детей.
Не делайте за них то,что они могут сделать самостоятельно
Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем.
Подходите ко всему творчески. Увлекательных вам игр!