Получи документы

Рекомендации классным руководителям для помощи в адаптации учащихся 5 классов

Викулина Алёна
Рекомендации классным руководителям для помощи в адаптации учащихся 5 классов

Рекомендации тьютерам, классным руководителям для помощи в адаптации учащихся 5 классов.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе у пятиклассников.

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

Публикация «Рекомендации классным руководителям для помощи в адаптации учащихся 5 классов» размещена в разделах

• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого)

• непривычное расписание (новый режим);

• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены, новое здание школы;

• новые дети в классе (или я сам в новом классе);

• новый тьютор;

• в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими.

• проблемы со старшеклассниками (например, в столовой или в туалетной комнате)

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, - в особом внимании медиков. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность. При переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей с помощью тьютора. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка тьютора. Ваша компетентность в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий успешной адаптации детей. Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

Возрастные психологические особенности пятиклассников.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т. п., можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года

Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10-11 лет - при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие тьютеров просто необходимо. Оно, на наш взгляд, может быть самым разным. Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее, как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь тьюторов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них. Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей и положительной адаптации.

1. В течение первой недели учебного года провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.

2. Тьютор должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.

3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.

4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а)обязательные дисциплинарные требования (правила) :

здороваемся стоя;

не перебивать ни учителя, ни ученика;

поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;

опоздания не допускаются;

б) организация учебного процесса: наличие необходимых учебных пособий;

соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т. п.);

в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:

проявлять уважение друг к другу;

звонить и помогать заболевшим ученикам и т. п.

5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник - для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.

6. Можно подготовить и провести впервые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т. п., снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.

7. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».

8. Совместно с психологом помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга, и т. д.).

9. Помочь учителям-предметникам запомнить фамилии и имена учеников (для этого использовать бейджики).

10. Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников.

11. Постоянно поддерживать контакт со школьным психологом.

12. Осуществлять психологическую поддержку ребенка

Для этого необходимо:

• Опираться на его сильные стороны.

• Избегать подчеркивания промахов.

• Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.

• Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.

• Внести юмор во взаимоотношения с детьми.

• Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.

• Уметь взаимодействовать с ребенком.

• Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.

• Принимать индивидуальность каждого ребенка.

• Проявлять эмпатию и веру в учеников.

• Демонстрировать оптимизм.

Поддержать можно посредством: отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»); высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»); прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка); совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);

• выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).

Особенности психического развития школьника (10-11 лет).

Интеллектуальное развитие:

• конкретно-операционная стадия когнитивного развития;

• способность к логическим рассуждениям;

• развитие теоретического мышления (мышление в понятиях);

• мышление несколько расширилось по направлению от конкретного к возможному, но отправной точкой все, же должна оставаться реальность. Ребенок испытывает затруднения, когда ему предлагают исходить в своих рассуждениях из какого-либо гипотетического или противоречащего фактам предположения.

Психическое развитие:

• к концу младшего школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования, как рефлексия, произвольность, саморегуляция;

• период кризиса самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок;

• мотивационный кризис. Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика: недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы, снижению интереса и мотивации к учебе.

Физическое развитие:

• дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят 9-10 часов, хорошо засыпают, легко просыпаются;

• продолжается развитие костно-мышечной структуры тела. Однако мышцы уже достаточно хорошо развиты. Движения становятся более координированными;

• продолжается формирование сердечнососудистой системы. Частота сердечных сокращений достаточно устойчива;

• увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание становятся более устойчивыми.

Социальная адаптация :

• кризис самооценки, негативная Я-концепция зачастую влекут за собой плохую социальную адаптацию, негативно отражаются на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (конфликты, агрессивность);

• дружба воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках.

Причины дезадаптации у младших подростков.

1. Пробелы в знаниях, несформированность знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту.

2. Несформированность коммуникативных навыков.

3. Недоразвитие психической сферы: отсутствие адекватной мотивации, низкая самооценка, недостаточная сформированность рефлексии, саморегуляции, теоретического мышления.

4. Профессиональная некомпетентность педагогов. Недостаточное понимание трудностей адаптационного периода.

5. Эмоциональное неблагополучие.

6. Отсутствие преемственности в работе психологов и педагогов.

7. Плохое здоровье.

Пять ступеней, ведущих к переориентированию негативного поведения.

• Установите и сохраните отношения взаимного уважения.

• Определите цель или причину негативного поведения подростка.

Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.

• Создайте ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.

• Поощрив ученика, предоставьте ему возможность:

совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;

объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что совместным трудом можно добиться большего;

принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов;

сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия;

научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.

Публикации по теме:

Квест-игра «Книгоград» для учащихся 5-х классов Квест-игра "Книгоград" Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного.

Математический КВН для учащихся 7 классов Цели и задачи: Развитие творческой способности учащихся и их познавательной активности; развитие логического мышления, внимания; расширение.

«Новогодняя сказка» для учащихся 5–10 классов с О в З .

Проект по профориентации для учащихся 9-х, 11-х классов. 1 часть Выполнила: Алёна Алексеевна Ганкевич Проект по профориентационной работе Содержание: • Обоснование проекта • Сроки выполнения проекта.

Рекомендации классным руководителям по работе с «трудными» подростками Проблема "трудных" учащихся - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится.

Рекомендации музыкальным руководителям по обучению детей народным танцам в ДОО.Рекомендации музыкальным руководителям по обучению детей народным танцам в ДОО. Рекомендации музыкальным руководителям по обучению детей народным танцам в ДОО Обучение детей народным танцам в детском саду - одна из.

Тест по теме «Членистоногие» для учащихся 7-классов Тест по теме: «Членистоногие» для учащихся 7-х классов. 1. К типу «Членистоногие» относится: а) острица; б) блоха; в) устрица; г) жук. 2. У.

Тест «Птицы» для учащихся 7-х классов Тест по теме: «Птицы» для учащихся 7-х классов. 1. Птицы-животные: а) холоднокровные; б) теплокровные; в) адаптируемые. 2. Восковица-это:.

Викторина «Калейдоскоп профессий» для учащихся 5–6 классов Калейдоскоп профессий Коллективное творческое дело Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать..

Викторина для учащихся начальных классов «Не болей-ка» Цель:   способствовать формированию навыков здорового образа  жизни у учащихся. Задачи: - воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации классным руководителям для помощи в адаптации учащихся 5 классов
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 03:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД