МААМ-картинки

Рекомендации по анализу развивающей предметно — пространственной среды дошкольников для познавательного развития

Анна Бельская
Рекомендации по анализу развивающей предметно — пространственной среды дошкольников для познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить, развиваться собственно самодавлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…». Е. И. Тихеева, ученый, профессор российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Публикация «Рекомендации по анализу развивающей предметно — пространственной среды дошкольников для познавательного развития» размещена в разделах

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Современные ученые и педагоги – Надежда Александровна Короткова, Нинель Яковлевна Михайленко – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Сегодня, в связи с потребностями модернизации системы образования, в России происходит преобразование системы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. В течение многих лет понятие «обогащенная развивающая среда» трактовалось довольно просто – чем больше разных игрушек, тем лучше. Однако современные подходы ориентируют нас не на количество, а на качество элементов развивающей предметно-пространственной среды (РППС).

Организуя развивающую предметно пространственную среду необходимо опираться на перечень нормативно правовых документов, по организации развивающей предметно-пространственной среды :

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17 октября 2013 года. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации №08-249 от 28 февраля 2014 года;

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 года. №68 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемилогические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»»;

- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года №61/1912 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»»);

- Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

- Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03514ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

1. Насыщенность

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей; для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2. Трансформируемость

Трансформируемость пространства предполагает : -возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; -проявление детской активности в благоустройстве мест для игры и предвидение ее результатов; -сохранение ощущения привычности обстановки в местах общего пользования (шкаф с игрушками, ящик с материалами)в сочетании с подвижностью игровых пространств.

3. Полифункциональность

Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, не обладающих жестко закрепленным способом (детской мебели, мягких модулей); наличие природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности; наличие предметов, использующихся в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4. Вариативность

Вариативность среды предполагает : наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.); наличие разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей; размещение имеющегося яркого материала на открытых полках; соответствие материалов дидактическим принципам организации и функционирования ППРС.

5. Доступность

Доступность среды предполагает : доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования; учет социальной ситуации развития каждого ребенка.

6. Безопасность

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Она обеспечивается: -правильным расположением мебели и крупногабаритного оборудования (горок, игровых модулей, обеспечивающее свободу передвижения; -надежной фиксацией всего оборудования, защитой радиаторов специальными накладками; -использованием для изготовления мебели натуральных нетоксичных материалов, отсутствием у нее острых углов.

7. Эстетика помещений

Эстетика помещения подразумевает оформление групповых помещений в современном стиле, а также гармоничность цветового решения, соотношения отдельных элементов пространственной среды и подчинение их единому замыслу. Дизайн помещений должен способствовать: художественно-эстетическому и познавательному развитию каждого ребенка, а также; обеспечению максимально комфортных условий для пребывания детей; сохранность эстетичности и привлекательности оформления игровых средств и оборудования, а также уголков и центров групповых помещений.

Этапы работы по созданию РППС

1. Профессиональное развитие педагогов : изучение методической литературы, нормативных документов, учебных и игровых материалов.

2. Разработка модели организации РППС в каждой группе.

3. Практическое воплощение авторских дизайнерских идей.

Особенности построения развивающей предметно – пространственной среды в разных возрастных группах ДОО

МОДЕЛЬ РППС ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 -3 ЛЕТ

-Особенности возраста:

-активное познание окружающего мира;

-освоение «орудийных» способов действий;

-овладение активной речью;

-появление сюжетно - отобразительной игры.

Игрушки и материалы:

-для развития движений,

-игровой деятельности;

-для экспериментирования;

-для детского творчества;

-развивающие игры и игрушки.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Главный принцип - развивающее пространство должно быть безопасным: расположение мебели должно обеспечивать свободу передвижения по комнате; все оборудование должно быть надежно зафиксировано; применение мебели и оборудования, изготовленных из натуральных и нетоксичных материалов; расположение игрушек на доступном для детей уровне.

МОДЕЛЬ РППС ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 -4 ЛЕТ

Особенности возраста:

-переход к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром;

-проявление детской самостоятельности;

-накопление чувственного опыта в совместной со взрослыми предметно-познавательной деятельности.

Игрушки и материалы:

-для стимулирования двигательной активности;

-игрушки, отражающие реальную жизнь, игровые предметы заместители и атрибуты;

-для детского творчества; для экспериментирования;

-дидактические и развивающие игры, строительные наборы;

-материалы для социализации.

МОДЕЛЬ РППС ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ

Особенности возраста:

-накопление опыта совместной со сверстниками деятельности;

-развитие познавательной активности и деятельности;

-попытка творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Игрушки и материалы:

-для обеспечения оптимальной двигательной активности;

-для сюжетно-ролевых игр;

-для строительных игр;

-для сенсорного развития;

- для экспериментирования;

-для социально-личностного развития;

-дидактические, развивающие игры.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

1. РППС организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для избегания скученности детей и подгрупповых игр детей (по 2 -4 человека).

2. Размещение на разной высоте подвесных мобилей, колокольчиков и т. д. для профилактики нарушения осанки. Введение правила дотягиваться до них после каждой игры.

3. Внесение атрибутов для игр «Семья», «Магазин» (продуктовый, игрушек, одежды, детский сад, моряки, цирк, путешествие на дачу.

4. Наличие в игровых наборах кукол разного пола и профессий, мягких игрушек, наборов мебели, посуды, одежды, разных видов транспорта.

5. Многообразие раскладных ширм, цветных шнуров, заборчиков из брусков и кирпичиков, игровых ковриков для обозначения игровых границ.

6. Организация сенсорного центра для освоения средств и способов познания и межпредметных связей и отношений, сравнение и группировку предметов по различным свойствам, сериацию объектов и воссоздание целого из частей.

7. Наличие уголка для экспериментирования с играми с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной.

8. Активное использование знаковой символики, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей.

9. Наличие стенда для выставки детских работ.

10. Наличие технических средств (магнитофон, диктофон, художественных и познавательных книг, справочной литературы для детей, обучающих книг и рабочих тетрадей в связи с высоким интересом к языку, речи.

11. Размещение плакатов социальной тематики для удовлетворения интереса к познанию себя и мира людей.

МОДЕЛЬ РППС ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 -7 ЛЕТ

Особенности возраста:

-меняется психологическая позиция;

-начинают ощущать себя старшими в детском саду;

-появляется интерес к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Игрушки и материалы:

-для режиссерских игр;

-для изобразительной деятельности;

-для самостоятельной трудовой деятельности;

-для познавательно-речевой деятельности;

-для художественно-творческой деятельности;

-для активизации двигательной деятельности;

-знаковый, символьный материал;

-материал для овладения чтением, математикой, отражающий школьную тему.

Особенности организации РППС в старшей и подготовительной группах

1. Привлечение детей к созданию окружающей обстановки.

2. Зонирование пространства на небольшие полузамкнутые микропространства для подгрупповых детских игр (по 3 -6 человек).

3. Хранение оборудования в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры.

4. Размещение в Игротеке развивающих и логико-математических игр, направленных на развитие логического мышления, осуществление контрольно-проверочных действий, следование и чередование. Обязательны тетради на печатной основе, игры с правилами, маршрутные игры и познавательные книги.

5. Главный принцип отбора игр – соревновательный характер игры, вызывающий желание играть и без участия педагога.

6. Кроме обычных материалов для изобразительной деятельности нужно включить книги и альбомы самоделок, а также схемы –способы создания образов с помощью разнообразных техник, отражающие последовательность действий.

7. Организация самостоятельной трудовой деятельности требует создания творческих мастерских, позволяющих детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и т. д.

8. Задача организации детского экспериментирования: показать различные возможности инструментов, помогающих познавать мир (микроскоп, шары, подвесы).

9. Разнообразие конструкторов и строительных наборов из разного материала (пластика, дерева, металла, схем – образцов построек, фотоальбомов, а также наличие тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

10. В РППС должны быть продуманы способы двигательной разминки (дартс, кольцебросы, кегли, мишени, подвески-колокольчики).

11. Выделение учебной зоны: столы, стоящие рядами, школьная доска.

12. Наличие зеркала, париков, старой одежды взрослых (шляпы, галстуки, юбки и др.) для удовлетворения потребности изменения имиджа.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ И УСЛОВИЙ РППС

-Учет санитарных и психологопедагогических требований к мебели и игровому оборудованию. Ребенок может найти удобное и комфортное место, достаточно удаленное от детей или позволяющее ощущать тесный контакт с ними.

-Предоставление возможности свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет объединяться подгруппами по общим интересам.

-Реализация условий, активизирующих познавательную деятельность. Наличие развивающих игр, технических устройств, моделей и предметов для опытно-поисковой работы.

-Учет гендерного принципа наполнения ППРС. Наличие материалов, учитывающих интересы мальчиков и девочек в труде и в игре.

-В летний период развивающим пространством становится территория детского сада. Оснащение игровых площадок «экологическими объектами» для оздоровления и экологического воспитания детей.

ЗАДАЧИ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РППС

-изучить ориентированность РППС на активизацию различных видов детской активности (игровой, двигательной, познавательной и исследовательской); ---оценить влияние РППС на формирование личности каждого ребенка, развитие его индивидуальных способностей и овладение знаниями и умениями;

-определить соответствие РППС предъявляемым к ней требованиям конкретной (данной) возрастной категории детей;

-выявить слабые места в обеспечении условий реализации требований ФГОС дошкольной организации.

Рекомендации по проведению анализа и оценивания РППС -При проведении качественной оценки содержательной наполняемости РППС по всем направлениям образования детей, обратить внимание на разнообразие в РППС дидактических средств и оборудования;

-сделать выводы о количестве представленных элементов

-составить рекомендации по обогащению РППС недостающими дидактическими пособиями и установить сроки их выполнения.

-Ответственным за контроль по устранению нарушений назначается старший воспитатель.

Публикации по теме:

Роль правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации дошкольниковРоль правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации дошкольников Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими.

Создание предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников Консультация для воспитателей : «Создание предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников» Разживина А. В. В связи.

Формирование предметно-развивающей среды в ДО как фактор всестороннего развития дошкольников Формирование предметно-развивающей среды в ДО, как фактор всестороннего развития дошкольников. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается.

Описание развивающей предметно-пространственной средыОписание развивающей предметно-пространственной среды Описание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе «Звёздочки» Развивающая предметно-пространственная среда в детском.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей предметно - пространственной среды. На основании Приказа Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до» Консультация для педагогов подготовила старший воспитатель: Дубова Т. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии.

Пополнение развивающей предметно-пространственной средыПополнение развивающей предметно-пространственной среды 10 и 9 группы Пополнение развивающей предметно-пространственной среды[/b] Музыкально-дидактические игры «Зайцы» Цель: упражнять детей в.

Центры развивающей предметно-пространственной средыЦентры развивающей предметно-пространственной среды В нашей группе есть центр развития речи, где хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста Семинар У педагога есть прекрасная возможность: научить детей «В одно мгновенье – видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка. В единой.

Значение развивающей предметно-пространственной среды для воспитания детей дошкольного возраста Значение развивающей предметно-пространственной среды для воспитания детей дошкольного возраста. «Нет такой стороны воспитания, на которую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по анализу развивающей предметно — пространственной среды дошкольников для познавательного развития
Опубликовано: 28 марта 2019 в 20:45
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации по анализу развивающей предметно — пространственной среды дошкольников для познавательного развития» (включая файлы) размещена пользователем Анна Бельская (УИ 1284675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД