Получи документы

Организация развивающей предметно-пространственной среды

светлана нестерова
Организация развивающей предметно-пространственной среды

Организация развивающей предметно - пространственной среды.

На основании Приказа Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. N 1155 п. 3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде и основной образовательной программы дошкольного образования» проведен анализ предметно-пространственной среды, организованный музыкальным руководителем Нестеровой С. Г.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО развивающая предметно - пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи соблюдаются основные принципы:

• Содержательно – насыщенный;

• Трансформируемый;

• Полифункциональный;

• Доступный;

• Вариативный;

• Безопасный.

Музыкальный зал представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом (фортепиано, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги. В музыкальном зале имеются и используются в работе с детьми разные средства ТСО : телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, микрофоны, аудиомагнитофон, мультимедийное оборудование. Также в зале хранятся, применяемые в работе, дидактические пособия, игры, музыкальные инструменты для детей, разные виды театра, игры - забавы, аттракционы, атрибуты для музыкально - ритмической деятельности и костюмы Комфортные условия обеспечивают полноценное развитие каждого ребенка, имеющаяся развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, возможность общения в совместной деятельности педагога и детей. Содержание музыкальной развивающей среды направлено на ве-дущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется по возрастам, носит проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, думать, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации, творить.

Интерьер музыкального зала создаёт всегда позитивное настроение для проведения непосредственно организованной деятельности по музыкальному воспитанию, праздников, развлечений и досугов. Атмосфера музыкального зала всегда творческая и располагает к активной деятельности и детей и взрослых. На музыкальных занятиях и праздниках активно используется мультимедийная техника. Знакомство с любой темой сопровождается показом видеофрагментов, фотографий, слайдов, презентаций, прослушиваются записи музыкальных произведений. В работе с детьми старшего дошкольного возраста используется микрофон, знакомя их с основами исполнительского искусства в жанре современной песни. Составлена медиатека (аудио и видео материалы). Это и русские народные музыкальные произведения разных исполнителей, классические произведения русских и зарубежных композиторов, подборка видеофильмов и видеоклипов, видеозаставок на разные темы. Имеется богатая костюмерная, периодически обновляющаяся и пополняющаяся.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной си-туации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, а так же периодическую сменяемость игрового материала.

Пространство музыкального зала используется по принципу гибкого зонирования помещения (пение, слушание музыки, музицирование, проведение музыкально-дидактических игр - в одной зоне, где находится аппаратура и скамейки, стулья, стол, а музыкально - ритмические движения - в другой зоне, где для такой деятельности имеется ковер и достаточно свободного пространства. Оформление в музыкальном зале меняется соответственно проводимым мероприятиям.

Необходимые условия создаются и в группах для самостоятельной музыкальной деятельности детей. В каждой возрастной группе выделено место для самостоятельных занятий и оборудовано соответствующей мебелью и пособиями, элементами костюмов (музыкальный уголок). Для каждого возраста воспитанников подобран свой музыкально - дидактический материал, отвечающий требованиям программы на развитие музыкально - сенсорных способностей детей, творческой активизации, желании слушать музыку, сочинять, играть на музыкальных инструментах.

Музыкальная предметная среда доступна росту ребенка. Пособия эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. Имеются различные виды детских музыкальных инструментов. В каждой группе имеется магнитофон и видеомагнитофон, телевизор, аудиодиски и кассеты, на которые записывается музыкальный репертуар, инструментальная музыка, детские песни и музыкальные сказки, кукольные театры, пальчиковый театр, настольный театр. В группах проходит слушание классической, народной музыки, детских произведений, а также проводится музыкальная релаксация.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Оборудование музыкального зала, отвечает требованиям техники безопасности (столы и стулья без острых углов, пожнадзора (наличие эвакуационного выхода, огнетушителей). Санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование соразмерно росту ребенка, соблюдается световой режим, своевременно перед каждым занятием проводится влажная уборка и проветривание помещения). Оформление предметно - развивающей среды музыкального зала отвечает требованиям эстетики, привлекает внимание детей, побуждает к активному действию в ней.

№ Элементы предметно - развивающей среды музыкального зала и кабинета

1. Наличие методической литературы и специализированных журналов («Музыкальный руководитель», «Колокольчик», «Веселая нотка») по музыкальному воспитанию.

2. Детские музыкальные инструменты:

- погремушки, колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны, треугольники, дудочки, гитары, гармошка, аккордеон, балалайка;

- шумовые инструменты для детского оркестра: деревянные ложки, маракасы, румбы;

коробочки, наполненные различным сыпучим материалом с разной высотой звучания;

- набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

- игрушки-инструменты с фиксированным звуком - музыкальная шкатулка; скрипка;

- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты : саксофоны, свистульки, флейта;

- набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.).

3. Материально-техническое оснащение:

- фортепиано, магнитофон, музыкальный центр, ноутбук, микрофоны, аудиомагнитофон, мультимедийное оборудование.

4. Фонотека: набор аудио и видео записей, популярные детские песни, произведения классической музыки, звуки природы.

5. Музыкальные игрушки:

- куклы-неваляшки;

- образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка, птичка, лошадка и т. п.).

6. Музыкально-дидактические игры Н. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», З. Роот «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста».

Развитие звуковысотного слуха - «Музыкальное окошко», «Солныш-ко», «Где мои детки?», «Птица и птенчики», «Три медведя», «Музыкальное лото», «Ступеньки».

Развитие чувства ритма - «Весёлые подружки», «»Весёлые гудки», «Прогулка», «Что делают дети?», «К нам гости пришли», «Наше путешествие», «Определи по ритму».

Развитие тембрового слуха – «Определи инструмент», «Музыкальные загадки», «В лесу», «Слушаем внимательно». Нам игрушки принесли», «Угадай, на чём играю».

Развитие ладового чувства – «Домик-крошечка», «Музыкальная лесенка», «Весело - грустно», «Ступеньки», «Бубенчики», «Солнышко и тучки», «Грустный и весёлый клоуны».

Развитие музыкальной памяти - «Цветик-семицветик», «Слушаем музыку», «Чудесный мешочек», «Волшебная картинка», «Узнай песен-ку», «Найди игрушку», «Буратино».

Развитие восприятия музыкальных жанров – «Музыкальный секрет», «Волшебная пластинка», «Что делает кукла?», «Что делают зайцы?».

Развитие детского исполнительского творчества - «Музыкальная поляна», «Весёлый маятник», «Музыкальный телефон», «Музыкальная шкатулка».

Развитие динамического слуха - «Найди игрушку», «Эхо, «Громко - тихо запоём», «Прогулка», «Найди игрушку», «Колобок», «Найди щенка».

• Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка.

7. Костюмы: Русские народные, военные, морские, бальные платья, ново-годние, разноцветные футболки, гимнастические купальники, юбочки, детские тематические: гномики, лягушата, зайцы, медвежата, лисички, снеговики, козлята и др.

Костюмы для взрослых: Осень, Весна, Дед Мороз, Снежная королева, Снегурочка, медведь, Баба Яга, Сорока и др.

8. Атрибуты для музыкальных игр:

- флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

- «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Ворон», «Кот и мыши»;

- атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (зонтики, листики, снежинки, цветы, разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, морковки, шарики, фонарики косынки, веночки, кокошники, шляпы и т. п).

9.

Ширма – 2 шт. ширма для показа спектаклей взрослыми, ширма по росту детей для спектаклей;

- плоскостные матрешки по росту детей, самовар, чашечки, сказочные домики, деревья, театральная лесенка, карусель, бутафорский торт, штурвал, ракета.

- книжки- малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

- фланелеграф и магнитная доска;

- иллюстрации по теме «Времена года»;

- иллюстрации из «Музыкального букваря»;

- альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях;

- оборудование для рисования песком с подсветкой.

10 - Портреты композиторов;

- графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

- альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.

Вывод: Предметно-пространственная среда создана в соответствии с современными требованиями. Дидактический и информационный материал дает возможность проявлять самостоятельность, музыкальную активность и творческую инициативу детей. Она успешно используется и как форма обучения, и как толчок к самостоятельной музыкальной деятельности, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе Оформление группы. Тема: "Организация предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе" Составила: воспитатель ХрамоваЕлена.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе b]Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе. [/b]Автор Герасимовская Т. С. - воспитатель первой квалификационной.

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды группы» Одним из определяющих факторов воспитания детей дошкольного возраста является предметно-развивающая среда. Предлагаем вашему вниманию опыт.

Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ» Автор Герасимовская Т. С. - воспитатель первой.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС Развивающая предметно – пространственная среда в группе построена в соответствии с "Основной общеобразовательной программой" детского сада.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее.

Организация предметно-пространственной развивающей среды группы ДОУОрганизация предметно-пространственной развивающей среды группы ДОУ Организация предметно-пространственной развивающей среды. 1. Организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематическому.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе «Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе» Предметно-пространственная развивающая среда в группе является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 15:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД