МААМ-картинки

Организация предметно-пространственной развивающей среды группы ДОУ (59 фото)

Наталья Флешлер
Организация предметно-пространственной развивающей среды группы ДОУ

Организация предметно-пространственной развивающей среды.

1. Организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематическому принципу. В «Доме радости» пространство группы не делится на «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определенным видом деятельности. Отсутствие жесткого зонирования средового окружения имеет принципиальное значение, так как развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не от предмета, а от замысла к результату с использованием предмета.

Публикация «Организация предметно-пространственной развивающей среды группы ДОУ» размещена в разделах

Элементы среды размещаются бессюжетно, что позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы. В качестве системообразующих элементов среды выступают разные виды детской деятельности: игровая (все виды игр, конструктивная (все виды детского конструирования, трудовая (все виды детского труда, познавательная (все виды познавательной деятельности, двигательная, художественно-эстетическая, коммуникативная. Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию.

2. Организация пространства обеспечивает возможность для самостоятельной деятельности каждому ребенку. Ребенок имеет возможность задумывать по своей инициативе тот или иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать, достигая результата. «Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности», — такое первое требование к среде было сформулировано А. В. Запорожцем. В соответствии с положением Л. С. Выготского, среда должна быть предметна. Что это значит? Это значит, каждый предмет, который ребенок видит в группе (начиная с занавесок, должен быть на виду и быть зачем-то, к чему-то предназначен.

3. Подбор предметов несет детям различную информацию, позволяющую обобщать, анализировать, осуществлять с предметами экспериментальную и поисковую деятельность. Предметы – прежде всего, носители культурно-исторического опыта. Из них в разных местах группы созданы комплексы – МИРЫ (в философском значении этого слова): «Мир домашних животных», «Мир семьи», «Мир транспорта», «Мир леса», «Мир профессий», «Мир науки» и т. п.

4. В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды учитываются зоны актуального и ближайшего развития воспитанников. Так, все материалы и объекты среды, с которыми ребенок может действовать самостоятельно, размещаются на доступном для использования уровне, те же элементы среды, с которыми работа организуется в форме развивающего взаимодействия с взрослым, располагаются на более высоком уровне и при необходимости выкладываются на рабочий стол для организации ребенка с ними (элементы выставок, объекты обследования или обсуждения, материалы для поисковой деятельности).

5. Эстетичность среды обеспечивается гармоничным и целесообразным сочетанием ее элементов, отчасти – единым стилем оформления группы. Важнейший принцип наполнения среды – отбор объектов по их эстетическим основаниям (красота, мастерство исполнения, удобство использования, сочетаемость с другими элементами). В помещении есть зеркала, произведения искусства. Среда создает комфортное состояние не только у ребенка, но и у взрослых.

6. Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим. Пространство легко трансформируется, согласно замыслу педагога или желанию детей. Существенное ограничение количества предметов среды (все ее элементы представлены в единичном экземпляре или в количестве 5—10 шт.) связано с необходимостью разгрузки пространства среды для свободного передвижения в ней воспитанников, творческого преобразования ими структуры среды. Поскольку в ходе большинства организуемых форм образовательного процесса воспитанники незначительное время сидят за стульями или столами, активно двигаются, меняют месторасположение в группе, им дается возможность выбора стульев и мест за столом (за исключением приема пищи). Например, спальную комнату мы стараемся обустраивать так, чтобы большая ее часть могла легко освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могли бы иногда задействовать и спальню и группу.

7. Организация пространства систематически меняется в соответствии с сезоном, расширением и углублением представлений детей об окружающем мире, видом деятельности, которым в данный момент занят ребенок, количеством участников деятельности.

Особое внимание при организации пространства обращается на учет интересов мальчиков и девочек. Гендерный подход при создании среды или использования того, что уже создано, требует от воспитателей дизайнерского мастерства, неиссякаемого творчества. Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Свободное размещение объектов среды позволяет систематически ее обновлять путем регулярного внесения новых предметов культуры, быта, игрового оборудования и т. д. Так еженедельно меняются объекты на развивающих полочках, обновляется содержание игрового материала (в зависимости от того, на каком этапе освоения находится игровая деятельность воспитанников) и т. д.

Степень участия детей в обогащении содержания среды определяется степенью их самостоятельности в отборе, поиске, создании таких объектов. Дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в пополнении среды, выполняя задания взрослых по поиску интересных объектов, самостоятельно изготавливая материалы для игровой, конструктивной деятельности.

Характеристика отдельных элементов среды и обоснование их включения в средовое пространство образовательного процесса.

Успешность реализации педагогического процесса в «Доме радости» обусловлена обеспечением возможности ребенка ежедневно проиграть семь видов игр: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, дидактические, подвижные, театрализованные, музыкальные и игры-забавы. При этом каждый вид игр предполагает особый набор игрушек.

Для сюжетно-ролевой игры имеются наборы кукол, изображающих детей разного пола и возраста; куклы разных размеров, хорошо и разнообразно одетыми, с разной мимикой лица: грустными и веселыми, добродушными, доверчивыми, удивленными и т. д.

Чтобы научить детей играть, для них показан «Театр воспитателя», где взрослый, например, учит заботиться о маленькой кукле - строить мебель, накрывать на стол, кормить куклу, читать ей книгу или научил работать в огороде, выращивая овощи. Все это происходит сначала на рабочем столе. Научившись, ребенок переносит игровую ситуацию на пол, где снова заботится о кукле, только уже большой, или сам сеет семена, выращивает рассаду, ухаживает за ней.

Организация предметно-пространственной развивающей среды группы ДОУ
Организация предметно пространственной Развивающая предметно пространственная среда РППС развивающей среды Организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематическому принципу

Большая дидактическая кукла с набором разнообразных пособий, поможет воспитателю (особенно в первой и второй младших группах) знакомит ребенка с предметами, окружающими человека и удовлетворяющими различные его потребности: посуда, мебель, одежда.

Одежда куклы позволит полнее рассказать о жизни людей в разное время года, кухонная и столовая посуда обогатит представления о культуре еды, правилах поведения за столом, мебель (кроватки, шкафчики, стульчики, кукольная утварь познакомит с культурой жизни и быта. Такая «многофункциональная» кукла непременно должна быть в группе.

Строительно-конструктивные игры. Для развития в детском саду строительно-конструктивной деятельности есть разнообразные наборы игрушек.

Во-первых, наборы различных строительных материалов деревянные, такие как дерево экологически чистый материал, обладающий многими полезными свойствами. Мы отдаем предпочтение отечественному материалу Краснокамской фабрики, дополнили его пластинами и дощечками.

Фото №1 В Доме радости пространство группы не делится на зоны в каждой из которых можно заниматься только определенным видом деятельности

Для построек на полу интересен строительный материал «Универсальный» и строитель, изготовленный родителями

Фото №2 Публикация Организация предметно пространственной развивающей среды группы ДОУ размещена в разделах Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда

Конструктор «Лего» и другие виды конструкторов хороши для детей дошкольного возраста. Во-вторых, для строительства есть игрушки, заселяющие постройки, - это различные сказочные персонажи, а также домашние и дикие животные разных широт. Хорошо, что все эти разнообразные, небольшие по размеру, игрушки ребенок использует в игре, чтобы создать сказочную ситуацию, парк, зоопарк, ферму или лес.

Фото №3 Организация пространства обеспечивает возможность для самостоятельной деятельности каждому ребенку Фото №4 Ребенок имеет возможность задумывать по своей инициативе тот или иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать достигая результата

Об игрушке в пространстве группы. Мы никогда не говорим детям: «Вот вам игрушка, играйте», а отводим много времени для ознакомления детей с игрой и игрушкой, обучаем не только играть, но и сохранять игрушку в порядке. Например, прежде чем положить коробку со строительным конструктором на полку для самостоятельной игры, обучаем каждого малыша складывать детали в коробку по порядку. Воспитатель сначала показывает «театр постройки», а потом «театр уборки». Он убирают детали вместе с ребенком, обсуждая форму деталей и место хранения в коробке. В овладении игрой и игрушкой ребенок шагает вверх по «Лесенке успеха», продвигаясь от уровня узнавания и восхищения игрой к индивидуальному обучению, а затем наступает этап общегруппового участия в этой игре.

Фото №5 Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности такое первое требование к среде было сформулировано А Фото №6 В соответствии с положением Л

Размещение оборудования для театрализованной деятельности.

Самодеятельная театрализованная игра доступна детям разного дошкольного возраста, поэтому в свободном пользовании игровое оборудование предлагается во всех возрастных группах. Оно используется детьми не только для игры-драматизации, но и для режиссерских.

Выготского среда должна быть предметна Что это значит Это значит каждый предмет который ребенок видит в группе начиная с занавесок должен быть на виду и быть зачем то к чему то предназначен Подбор предметов несет детям различную информацию позволяющую обобщать анализировать осуществлять с предметами экспериментальную и поисковую деятельность Предметы прежде всего носители культурно исторического опыта Из них в разных местах группы созданы комплексы МИРЫ в философском значении этого слова Мир домашних животных Мир семьи Мир транспорта Мир леса Мир профессий Мир науки и т

Дидактические, развивающие игры вносятся в среду по мере освоения их содержания, правил, способов организации как в совместной с педагогом деятельности, так и самоорганизацией (в соответствии с авторской технологией, начиная с младшей группы (от трех участников) и в последующих группах до полного состава.

Фото №7 В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды учитываются зоны актуального и ближайшего развития воспитанников Фото №8 Эстетичность среды обеспечивается гармоничным и целесообразным сочетанием ее элементов отчасти единым стилем Фото №9 Оформление детских садов оформления группы Фото №10 Важнейший принцип наполнения среды отбор объектов по их эстетическим основаниям красота мастерство исполнения удобство использования сочетаемость с другими элементами

Их дифференциация осуществляется по признакам тематической направленности, видового разнообразия, возрастного соответствия. Со средней группы в игровом пространстве представлены все виды дидактических игр, общее количество которых соответствует количеству детей группы, что позволяет каждому воспитаннику индивидуально выбирать игру.

Фото №11 В помещении есть зеркала произведения искусства Фото №12 Среда создает комфортное состояние не только у ребенка но и у взрослых

Мини-музеи («Миры»).

Это мобильные средовые элементы, создаются детьми вместе с взрослыми и выполняют функции более глубокого и разностороннего овладения воспитанниками содержанием текущих познавательных тем, развития познавательных интересов и индивидуальных предпочтений. Данные элементы среды используются уже с младшей группы и их содержание связано с требованиями и задачами таких направлений развития детей, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Планы образовательной работы предусматривают специальное время для проведения работы в мини музеях (познавательные и эвристические беседы, философские беседы, посиделки и т. д.

мир птиц (Курица, петух, цыпленок).

Водоплавающие - утка, селезень, утенок)

Фото №13 Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим

Мир осенних деревьев

Фото №14 Пространство легко трансформируется согласно замыслу педагога или желанию детей

Экологическое окно

Мир Зимующих птиц

Фото №15 Существенное ограничение количества предметов среды все ее элементы представлены в единичном экземпляре или в количестве шт Фото №16 связано с необходимостью разгрузки пространства среды для свободного передвижения в ней воспитанников творческого преобразования ими структуры среды

Полочка красоты (Мир музыкальных инструментов, Мир изделий народно-прикладного искусства)

Фото №17 Например спальную комнату мы стараемся обустраивать так чтобы большая ее часть могла легко освобождаться для детских игр а некоторые игры и занятия могли бы иногда задействовать и спальню и группу Фото №18 Особое внимание при организации пространства обращается на учет интересов мальчиков и девочек

Развивающие «Миры» (полочки с предметами избыточной информации). Этот элемент среды обязателен тоже с младшего возраста. Он выполняет функции обогащения представлений детей (преимущественно в зоне неясных знаний, развития познавательной активности.

Мир русской культуры - во 2 младшей группе

Фото №19 Гендерный подход при создании среды или использования того что уже создано требует от воспитателей дизайнерского мастерства неиссякаемого творчества

Мир государственности

Фото №20 Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников

Некоторые из развивающих полочек предназначены для презентации новых способов деятельности, перспективных замыслов, обозначения интересных тем для свободного общения. Это мобильный элемент среды, его содержание изменяется воспитателем не менее одного раза в 1-2 недели.

Фото №21 Свободное размещение объектов среды позволяет систематически ее обновлять путем регулярного внесения новых предметов культуры быта игрового оборудования и т Фото №22 Так еженедельно меняются объекты на развивающих полочках обновляется содержание игрового материала в зависимости от того на каком этапе освоения находится игровая деятельность воспитанников и т Фото №23 Степень участия детей в обогащении содержания среды определяется степенью их самостоятельности в отборе поиске создании таких объектов Фото №24 Характеристика отдельных элементов среды и обоснование их включения в средовое пространство образовательного процесса Фото №25 При этом каждый вид игр предполагает особый набор игрушек Фото №26 Все это происходит сначала на рабочем столе

Экологическое панно.

Это дидактический элемент среды, предназначенный для моделирования экосистем и биоценозов. С этим элементом педагог проводит ежедневную работу перед прогулкой. Специфика и образовательные ресурсы этого компонента среды связаны с возможностями систематизации экологических знаний и опыта детей, развития экологического отношения, потребностей. Достоинством данного элемента среды является возможность применения его как комплексного средства решения образовательных задач (образовательные области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» и т. д.). На основе данного элемента среды осуществляется проектная деятельность воспитанников.

Фото №27 Научившись ребенок переносит игровую ситуацию на пол где снова заботится о кукле только уже большой или сам сеет семена выращивает рассаду ухаживает за ней Фото №28 Такая многофункциональная кукла непременно должна быть в группе Фото №29 Строительно конструктивные игры

Обязательный компонент среды – технические средства магнитофоны Они многократно используются в течение дня: двигательная разминка «Минутка шалости», отдых «Минутка тишины», утренняя гимнастика и т. д.

Разноуровневое размещение элементов декора.

Данная характеристика оформления среды предполагает использование ее возможностей в решении задач эстетического воспитания и охраны зрения воспитанников.

Фото №30 Для развития в детском саду строительно конструктивной деятельности есть разнообразные наборы игрушек Фото №31 Во первых наборы различных строительных материалов деревянные такие как дерево экологически чистый материал обладающий многими полезными свойствами Фото №32 Мы отдаем предпочтение отечественному материалу Краснокамской фабрики дополнили его пластинами и дощечками Фото №33 Для построек на полу интересен строительный материал Универсальный и строитель изготовленный родителями

Организация зеленой зоны.

В реализуемой программе не предполагается самостоятельного труда детей в природе, поскольку автор справедливо считает, что детям дошкольного возраста недоступно выполнение такого труда на уровне экологической ответственности.

В то же время некоторые живые объекты (растения, птицы, животные) вносятся в группы как предметы познания, но обихаживаются взрослым.

Фото №34 Конструктор Лего и другие виды конструкторов хороши для детей дошкольного возраста Фото №35 Во вторых для строительства есть игрушки заселяющие постройки это различные сказочные персонажи а также домашние и дикие животные разных широт Фото №36 Хорошо что все эти разнообразные небольшие по размеру игрушки ребенок использует в игре чтобы создать сказочную ситуацию парк зоопарк ферму или лес Фото №37 Об игрушке в пространстве группы

Организация трудовой деятельности

В группах младшего дошкольного возраста трудовая деятельность (кроме труда по самообслуживанию) организуется преимущественно под руководством взрослого, поэтому весь материал для труда сосредоточен в закрытых шкафах. И снова сначала показан «Театр воспитателя».

Фото №38 Мы никогда не говорим детям Вот вам игрушка играйте а отводим много времени для ознакомления детей с игрой и игрушкой обучаем не только играть но и сохранять игрушку в порядке Фото №39 Например прежде чем положить коробку со строительным конструктором на полку для самостоятельной игры обучаем каждого малыша складывать детали в коробку по порядку Фото №40 Воспитатель сначала показывает театр постройки а потом театр уборки Фото №41 Он убирают детали вместе с ребенком обсуждая форму деталей и место хранения в коробке Фото №42 Размещение оборудования для театрализованной деятельности

Старший воспитанник самостоятельно задумывает, организует и выполняет трудовое действие. Поэтому необходимый ему материал находится в свободном доступе

Размещение материалов для художественной деятельности.

Фото №43 Самодеятельная театрализованная игра доступна детям разного дошкольного возраста поэтому в свободном пользовании игровое оборудование предлагается во всех возрастных группах Фото №44 Оно используется детьми не только для игры драматизации но и для режиссерских Фото №45 Их дифференциация осуществляется по признакам тематической направленности видового разнообразия возрастного соответствия Фото №46 Мини музеи Миры

Групповая библиотека

Фото №47 Планы образовательной работы предусматривают специальное время для проведения работы в мини музеях познавательные и эвристические беседы философские беседы посиделки и т Фото №48 мир птиц Курица петух цыпленок

Особое место в групповом помещении занимает стол воспитателя. Его размещение связано с функциональным назначением. Он очень важен для охраны труда и здоровья самого педагога-женщины и для того, чтобы он выполнял функцию органайзера (ящики, а поверхность стола своеобразная «лаборатория» педагога, место обучающего и развивающего взаимодействия с воспитанниками. За этим столом организуются разнообразные формы образовательного процесса: групповое обучение, образовательные диалоги, совместная экспериментальная деятельность, демонстрация разных способов деятельности взрослым и т. д. Иначе говоря, стол воспитателя-элемент образовательной среды, а не только место подготовки педагога к выполнению профессиональной деятельности.

Фото №49 Водоплавающие утка селезень утенок

Вывод:

Развивающая предметно - пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых. Она содержательна, насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, а, доступна и безопасна.

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует новым требованиям ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Круглый стол «Организация и оснащение предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» Круглый стол на тему: Организация и оснащение предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ. Опыт работы старшего воспитателя Гаджимагомедовой.

Презентация «Организация предметно-пространственной развивающей среды» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом, в организации предметно - пространственной развивающей среды в старшей разновозрастной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы с учетом интеграции образовательных областей Социально-коммуникативное развитие : Атрибуты для игр (кукольная, больница, строительная, музыкальная, книжная, национальная, рисования,.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в связи с введением ФГОС в ДОУ Дербе Раиса Индаровна воспитатель МБДОУ №16г. Майкоп Организация развивающей предметно-пространственной среды в связи с введением ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше-средней группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше-средней группе Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше – средней группе «Колобок» воспитателя Карауш.

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». Слайд 2 Цели: выявление.

Презентация на тему «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» Требования ФГОС к построению развивающей предметно – пространственной среды: содержательно-насыщенной трансформируемой полифункциональной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-пространственной развивающей среды группы ДОУ
Опубликовано: 14 мая 2018 в 13:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД