Жанна Думанишева
Рекомендации по подготовке к проведению конкурсного мероприятия с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие коллеги, мы рады поддержать Вас в участии профессионального конкурса «Воспитатель года».
Объяснить, как победить на конкурсе, невозможно. Можно лишь подсказать, как НЕ надо себя вести, на что НУЖНО обратить внимание, и в КАКОМ направлении плыть, чтобы достичь наилучших результатов.
Каждому участнику предстоит пройти три нелёгких конкурсных испытания, одним из которых является – педагогическое мероприятие с детьми. Это - необычное мероприятие, оно требует от конкурсанта большого напряжения, особого настроения как во время подготовки к нему, так и в процессе его проведения и анализа проделанного.
Публикация «Рекомендации по подготовке к проведению конкурсного мероприятия с детьми» размещена в разделах
На что же, следует обратить внимание при подготовке к конкурсному мероприятию?
•Прежде всего, следует помнить, что оно не должно быть обычным, рабочим и только теоретическим. Здесь Вы представляете неординарные методики и подходы к реализации поставленных задач, к организации деятельности детей на каждом его этапе. Необходимо тщательно продумать, как сделать 20-30 минутное «путешествие-праздник» в увлекательный мир захватывающим, ярким, эмоциональным, с оригинальной постановкой проблем, запоминающимся, а самое главное - развивающим, т. е. найти такую форму организации мероприятия, которая вызовет повышенный интерес и активность детей, а не пассивное восприятие нового.
•Конкурсное мероприятие с детьми должно быть релевантным теме Вашего педагогического опыта, раскрывать его основные положения, в некоторой степени иллюстрировать его, наглядно демонстрировать «жизнеспособность» ваших наработок, идей, новаций и модификаций, умение решать на практике заявленные задачи. Кроме этого, данное мероприятие – это Ваша первая встреча с новыми детьми, которая должна их заинтересовать, увлечь и "зажечь" той образовательной или иной деятельностью, которая будет изложена на предыдущем конкурсном этапе.
•Данное мероприятие предполагает разумное сочетание репродуктивного, поискового и творческого компонентов. При подготовке к нему тщательным образом необходимо обдумать, каким способом можно представить структурные компоненты занятия (общую цель, конкретные задачи, содержание, методы и средства воспитания и обучения). Для полного понимания структуры педагогического мероприятия желательно мысленно представить себе предполагаемое пространство его проведения и ход, включая начало и окончание. От успешного начала зависит весь дальнейший ход мероприятия и его результат. Поэтому, очень важно продумать, как с первых минут привнести в детский коллектив дух радости и сотворчества, вызвать любопытство и интерес со стороны воспитанников к тому, что делается и что предполагается ещё сделать. Окончание занятия так же должно быть максимально продуманным и быть, с одной стороны, завершенным, а с другой – показать перспективы будущей деятельности, пробудив у детей желание и дальше заниматься в этом творческом объединении.
•Конкурсное мероприятие с детьми не является однообразной структурно-содержательной схемой. Следовательно, каждый участник самостоятельно определяет и выбирает для себя наиболее приемлемые способы организации, методы, средства, которые соответствуют концептуальной основе его деятельности.
•Организация образовательной деятельности должна происходить через использование игровых методов и приёмов, а так же тех видов деятельности, которые активизируют
мышление дошкольников, побуждают их к самостоятельному добыванию информации.
•Важно, чтобы в результате взаимодействия и диалога воспитателя и воспитанников в душе каждого остался праздник творчества
•В процессе разработки следует учитывать, что наиболее актуальны сейчас интегрированные мероприятия с детьми, на которых принято объединять знания из нескольких образовательных областей. Эти знания должны дополнять и обогащать друг друга при решении поставленных задач.
•Следует использовать как классические дидактические принципы, так и новейшие достижения науки и практики.
• Кроме всего вышесказанного надо не забывать и о соблюдении санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей:
- температурный режим;
- предварительное проветривание;
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности;
- своевременное и качественное проведение физкультминуток;
- соблюдение правильной позы ребенка за столом;
- соответствие мебели ростовым показателям детей дошкольного возраста.
При разработке конспекта, подготовке и организации конкурсного педагогического мероприятия с детьми следует придерживаться следующей последовательности:
1. четко определить цель и задачи (цель – это заранее запланированный конечный результат (то, чего надо достичь);
2. отобрать содержание материала, т. е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями дошкольников;
3. определить систему заданий и самостоятельных работ детей;
4. выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов в соответствии с целью, задачами и содержанием материала.
При выборе методов обучения следует руководствоваться несколькими принципами:
•наглядность в сочетании с развитием абстрактного мышления и индивидуального подхода к детям;
•сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы;
•учет возрастных и других психологических особенностей детей в группе.
5. обеспечить: интегративные связи (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания); эмоциональную составляющую мероприятия; связь содержания мероприятия с жизнью и личным опытом каждого ребенка.
6. продумать: методы мотивации, активизации познавательной деятельности всех участников мероприятия и создания общей атмосферы заинтересованности;
Здесь очень важно, найти «изюминку» для своего конкурсного мероприятия, т. е. что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг детей – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут
7. определить последовательность работы с отобранным материалом, и как будет осуществлена смена видов деятельности;
8. рассчитать баланс теоретической и практической работы в сотрудничестве и сотворчестве с детьми;
9. правильно спланировать коллективную, групповую и индивидуальную формы работы;
10. продумать оснащение занятия разнообразными средствами обучения, наполняемость предметно-пространственной среды (эффективно используйте технические средства обучения;
11. составить: список необходимого оборудования, наглядных пособий, других материалов
С учетом рекомендаций по подготовке открытого мероприятия необходимо :
1. составить его краткий план по следующей форме:
- цель;
- задачи;
- оборудование;
- этапы и задачи каждого из них;
- деятельность педагога (поэтапно);
- деятельность детей (поэтапно).
Конкурсное мероприятие с детьми имеет определенную структуру, которая во многом диктуются содержанием обучения, спецификой деятельности детей и состоит из 3-5 этапов (частей).
2. Далее написать развернутый план-конспект. Еще раз вернуться к рекомендациям и внести отдельные коррективы.
3. Затем, прочитать план-конспект, проанализировать ход его подготовки с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутой цели, соотнести его с предъявляемыми в условиях конкурса критериями.
Хорошо, если будет иметься несколько вариантов проведения мероприятия, «заготовки» для случая, если что-то пойдет не по плану. Это даст возможность импровизации своей деятельности. Также рекомендуется заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию. Кроме этого, конкурсное мероприятие желательно несколько раз прорепетировать в разных группах детей.
Коллеги-конкурсанты! Внимательно вчитывайтесь в критерии каждого конкурсного задания! Помните - жюри при оценивании будет четко им следовать, и от того, насколько структурировано по критериям Ваше выступление, мероприятие и др. - будет зависеть Ваш итоговый балл.
Для конкурсного испытания недостаточно правильно составить конспект открытого мероприятия, его ещё надо воплотить в жизнь, учитывая все ситуационные педагогические моменты. Воспитатель интересен ребенку тогда, когда он сам увлечен и способен донести свою увлеченность до других. Поэтому Ваша задача заключается в том, чтобы мобилизоваться перед открытым мероприятием, сосредоточить свои усилия именно на раскрытии собственных ресурсов.
Для этого необходимо обладать яркими личностными качествами:
•способностью к импровизации;
•умением слушать детей, чутко реагировать на их вопросы, вести диалог, но при этом не дать увести себя в сторону;
•способностью держать себя в "руках", управлять своими эмоциями;
•быть раскованным и сдержанным одновременно, спокойным, но оперативно ориентирующимся в реальной ситуации.
•умением использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков в соответствии с поставленными задачами;
•коммуникативными способностями, актерским мастерством, ораторским искусством.
Немаловажное значение имеет и внешний вид участника, умение занимать правильное расположение по отношению к воспитанникам и т. п.
Конечно, быть "художником" своего мероприятия, его сценаристом, режиссером, исполнителем непросто. Но без этого не получится то действо, которое должно рождать отклик в душах детей, их желание и готовность идти вместе по дороге познания.
Важно, чтобы педагогическое мероприятие с детьми было профессиональным! проблемным! Важно, чтобы оно было занятием взаимодействия, диалога!
Желаю, всем участникам, здоровья, оптимизма и творческих успехов!