Гречухина Светлана
Рекомендации по проведению речевых, дыхательных и голосовых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая гимнастика
Ясному, четкому, правильному произношению звуков способствуют точные, быстрые, координированные движения органов речевого аппарата- губ, языка, нижней челюсти, голосовых связок; т. е. необходимо достичь высокого уровня развития моторики речевого аппарата.
Публикация «Рекомендации по проведению речевых, дыхательных и голосовых упражнений» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
У детей с недостатками звукопроизношения движения органов речи недостаточны, часто они медленные, вялые, координация движений затруднена. Это нарушает общее звучание речи, отсутствие или неправильное произношение звуков. Точность. сила, дифференцированность движений речевых органов не появляются у ребенка спонтанно, они вырабатываются постепенно в процессе речевой деятельности.
Чтобы помочь ребенку выработать точные движения органов артикуляции, необходимо проводить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений для укрепления мышц речевого аппарата и содействующих развитию силы, ловкости, координированности движений губ, языка, нижней челюсти.
Сложное сочетание движений, необходимых для произнесения звука, искусственно разлагается на простые двигательные элементы, каждый из которых отрабатывается отдельно.
Артикуляционные упражнения используются в доступной для ребенка игровой форме.
Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно. Используется положение «сидя» или «лежа», т. к. в данном положении спина у ребенка расслаблена, прямая, руки и ноги не напряжены.
Ежедневно выполняется 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно из упражнений. Остальные упражнения, выполняемые ранее, периодически закрепляются, повторяются. Соблюдается принцип последовательности: от простого к сложному. Во время выполнения упражнений необходимо делать паузы, чтобы восстановить дыхание и снять напряжение с органов артикуляции, т. к. выполнение точных, мелких движений органов артикуляции может быстро утомить ребенка и поэтому после нескольких правильных движений мышцы устают и качество упражнений снижается.
Сначала при выполнении упражнений наблюдается напряженность органов артикуляции, постепенно напряжение проходит, движения становятся свободными, непринужденными, координированными.
Проводя с ребенком артикуляционную гимнастику. Следите за симметричностью движений.
Чтобы данные навыки у ребенка закреплялись, становились прочными, требуется систематическое выполнение артикуляционных упражнений, поэтому артикуляционную гимнастику надо проводить ежедневно в течение 5-6 минут.
Упражнения статической гимнастики:
- дуть на вату
- надувать мыльные пузыри
-надувать резиновые шарики
-задувать свечу
- игра на музыкальных инструментах: дудочке, гармошке…
Голосовая гимнастика
1. «Самолет». На выдохе длительно произносить гласный звук, усиливая и уменьшая силу голоса: у-У-У-У-У-у-у.
2. «Укачай куклу». На выдохе произносим слоги ба-ю-ба-ю, с изменением силы голоса.
3. «Вьюга». На выдохе длительно произносить согласный звук, усиливая и уменьшая силу голоса: в-в-ВВ-в-в-ВВ-в-в.
4. «Перетягивание каната». Длительно произносить гласные звуки: а-о-у-э-и-ы, изменяя ударный гласный звук:А-о-у-э-и-ы, а-О-у-э-и-ы, а-о-У-э-и-ы.
5. «Часы». На выдохе произносим слоги тик-ТАК-тик- ТАК, с изменением силы голоса.
Пальчиковая гимнастика
Рекомендуется сочетать развитие речи с тренировкой движений пальцев рук. Для этого можно использовать народные игры-потешки. Можно использовать пальчиковые игры без речевого сопровождения: «Пальчики здороваются», «Птичка», «Дерево» (кисти рук переплетены, пальцы подняты и расставлены, «Человечек» (пальчики бегают по столу, «Слоненок» (указательный палец выставлен вперед- имитирует хобот, остальные пальцы опущены вниз – имитируют ноги).