МААМ-картинки

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с трудностями письма

Альбина Султанова
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с трудностями письма
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема грамотного письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей.

Цель данной статьи - помочь родителям, имеющих детей с нарушениями письма. Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительнопространственную ориентацию.

Публикация «Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с трудностями письма» размещена в разделах

Определить, что вашему ребенку действительно трудно дается правописание можно по характеру ошибок:

отсутствие пропусков между словами и предложениями;

несоблюдение границ полей в тетради и устойчивое несоблюдение правил переноса;

зеркальное письмо : буквы «э», «з», «б», «в» и др. перевернуты в другую сторону;

повторение одной и той же буквы: «пироП» вместо «пирог»;

замена букв: «б»«д» («колоДок») «ж»«х» («муЖомор», «и»«у» («клУмат», «т»«п» («Пигр»);

ошибки в ударных слогах («учЕтель» вместо «учитель»);

пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов («гамазин» вместо «магазин»);

забывание редко встречающихся букв («ъ», «э»);

нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному).

Практическая часть – дидактические игры и упражнения

Предлагаю Вам некоторые игры, которые могут помочь справиться с трудностями в овладении письменной речью.

При этом важно соблюдать правила.

• Заниматься регулярно

• Не ругать ребенка, если у него что-то не получается

• Стараться разнообразить занятия, проводить их в игровой форме

• Делать перерывы по мере усталости

1. ЕСЛИ У РЕБЕНКА:

• зеркальное изображение букв;

• замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв;

• пропуски, не дописывание элементов букв.

Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор. Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т. д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

Работа над зрительным восприятием

1.«Корректурная правка». Для развития зрительного внимания, при зеркальном написании букв хорошим упражнением служат корректурные пробы:

• Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка.

• Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

• Зачеркни неверные буквы или обведи в кружок правильно написанные буквы.

• Подчеркнуть те слоги и слова, которые написаны до черты.

СЕ в строке: СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ

ОБ в строке: БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО

КОТ в строке: ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО

ЧАШКА в строке: ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧКА ЧАШКА

Найди спрятанное слово в строчке:

ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА (газета, дом) ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ (очки,пакет)

• Вписать вместо буквы Д стрелку вниз, Б - стрелку вверх:

ДЕНЬ, ДРУГ, БАБУШКА. ДЕДУШКА, ДРОБЬ, БРОВЬ, ВОДА, ТРУБА, БЕГЕМОТ, ЛАНДЫШ.

• В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную.

Разобрать несколько букв в наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.

.

2. «Перевёрнутый текст». Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.

3. «Чтение слов по полубукве». Цель: формирование зрительного представления о букве. Формирование способности быстрого схватывания одного и даже нескольких слов

Чтение строк с прикрытой нижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки).

5. «Деформированный текст».

Цель: развивать умение видеть слова, написанные разным шрифтом.

Дети выпал идут первый в пушистый школу снег. У ребята них вышли в руках на портфели улицу.

Алгоритм работы: Прочитать предложение. Выяснить о чем говорится в предложении. Отметить особенности прочитанного текста. Прочитать, что написано печатным шрифтом, а потом курсивом. Списать предложения, написанные печатным шрифтом. Прочитать текст.

2. ЕСЛИ У РЕБЕНКА:

• замена на письме букв, похожих по звучанию (парных твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих, некоторых гласных).

• частые ошибки при письменном обозначении мягкости звуков ("писмо", "лубит", "больит" и т. д.

• пропуски некоторых букв или даже слогов, перестановка их местами.

• объединение при написании нескольких слов в одно.

Что делать? Упражнения по развитию фонематических процессов

1. Найди по звуку слово.

Цель: После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак " + ", соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак " - ", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом.

После устной работы предложить записать слова, которые запомнили, в левый столбик с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими.

2. Назови слово, которое отличается от остальных.

Цель: различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.

УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА –ТАЧКА

3. «Съедобное-несъедобное».

Ход игры. Взрослый произносит три слова, похожих по звучанию. Ребенок должен назвать только то, что можно есть:

картошка – ложка – окрошка

конфета – котлета – ракета

4. Будь внимательным.

Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.

Ход игры: Взрослый бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.

На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

5. Угадай слово

Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.

Предлагается самостоятельно записать слова, предложения только согласными (с-п-г-, м-л-к-).

(Используется при работе со словарными словами.)

6. Подбери слова к заданным схемам.

-а-, -а-а,

Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар.

Каша, Маша, папа, жаба, лама.

7. Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв

8. Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ

9. Расшифруй слова и назови одним словом.

а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с

б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь

а) тапки, туфли, ботинки, сапоги - обувь

б)ночь, утро, вечер, день - сутки

10. Прочитай слово по слогам, начиная с конца.

ХА-ПА-РЕ-ЧЕ

Упражнение “Не ошибись!”

Ребенку дается инструкция:

– Если услышишь звук “С”, то подними руки в стороны, а если услышишь звук “З”, то спрячь за спину. Будь внимателен! Затем предлагается звуковой ряд: -с-с-з-с-з-з-з-с-с-з-з-с-з-с-с-с-з-з-с.

3. ЕСЛИ РЕБЕНОК пишет аграмматично, т. е. как бы вопреки правилам грамматики.

Что делать? Для освоения законов предложения можно составлять предложения по схемам. Исправлять специально сделанные взрослым ошибки (исправить ошибки в речи иностранца, который учится говорить на русском языке). Составить предложение; распределить, кто каким будет словом; встать по порядку, составляя предложение, не забыв в конце поставить точку. Разделить сплошной текст на слова и предложения.

1. Тексты без границ слов. Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно

Белки.

Душистойсмолойпахнетбор. Устаройсосныпрыгаютбелки. Снялизверькипушистыесерыешубки. Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты. Всюдолгуюзимубелкижиливлесу.

Ответраистужипряталисьвтпломгнезде. Онирадысветлойвесне.

2. Тексты без заглавных букв и точек. Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.

зима в лесу

повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости

3. Восстанови предложение и рассказ. Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.

жика, подарил, дедушка, ребятам

в, он, летом, жил, сарае

ежик, в, зимой, норе, уснул

голодный, ежик, вернется, весной

мыши! Берегитесь

4. Подружи слова. Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.

Птица летит над небом.

На столе лежит красная яблоко.

На дереве выросли сладкие слива.

И Аллы зацвел роза.

Учитель пишет в доске.

Паша рисует за альбомом.

4. ЕСЛИ У РЕБЕНКА:

• Пропуски согласных при их стечении (диктант— «дикат»)

• Пропуски гласных (собака - «сбака».)

• Перестановка букв (тропа - «прота»)

• Добавление букв (таскали - «тасакали»)

• Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота») • Слитное написание слов, предлогов, с другими словами (идёт дождь - «идёдошь») • Раздельное написание частей слова (приставки и корня слова) - наступила - на ступила»

Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего. Помочь ребенку сформировать понятие «слово». Для лучшего понимания, что такое слово, можно, например, написать слово на карточке, а потом разрезать ее. Тогда из слова, например лиса, получится два не слова (две части, не имеющие смысла).

1. Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности. Вставь гласные. Запиши.

Б_лк_.

Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_йхв_ст. _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_йз_м_йт_пл_. _н_ ч_ст_ с_д_т н_ с_чк_.

2. Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.

Смьрзтмрь–днрзтржь. е а о е о и а о е

Бзтрд н втщшь _ pбкпрд. Е уа е ыаи и ыу и уа

Н мйстрблй, _ мйстдрзй. е ие о уе а ие о уе

Длврм-птхчс. Дeея - оее а.

Нвхдрзйнжвй,_ стрх н трй. Оыуеаиа а аы е аыа

Правильные ответы:

Семь раз отмерь-один раз отрежь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Делу время- потехе час.

3. Буквы-прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ (запиши).

Слклолронлаллстлулплилтзлиллмлал.

Уыпыадуытыныазыемылыюсывыерыкыаыюыщыиыесынеыжыинкыи

Лаеса аи паолаебаудауатабаеалыамаи.

Сльнмрззгнмлкхзврй в нрк.

Проверь себя: Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.

4. "Словесный мяч" Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.

5. «Волшебные диктанты» Если ребенок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а черточками, каждая буква – черточка.

6. Упражнение «Найди пропущенную букву» Направлено на развитие внимательности у детей. Для его выполнения нужен исходный текст, где всё находится на своих местах. Затем в этом же материале нужно убрать буквы, оставив на их месте пропуски. Задача ученика – заполнить недостающие элементы. Не следует убирать текст-исходник, так как ребёнку нужно на чем-то основываться.

5. ЕСЛИ РЕБЕНОК пишет так, как произносит.

Что делать? Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:

1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви. ка, ди. ван, ym.a, лу. а, б. нокль.

2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

3. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

4. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

5. Преобразовать слова: - добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы; луг - плуг;

- изменяя один звук слова (цепочки слов) : сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон;

- переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос - слово.

6. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак - кот - топор - рука.

7. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

8. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

9. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.

10. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки:

"сом", "косы", "мак", "топор", "забор".

Публикации по теме:

Советы и рекомендации учителя логопеда Хорошая речь – одно из главных условий успешного обучения в школе С каждым годом в начальных классах увеличивается число детей с различными.

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников Поступление в школу – важный этап, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы прежде всего интересуют родителей: сможет.

Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР» Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР» Инновационный.

Памятка родителям «Как играть дома по заданию учителя-логопеда?» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА Как играть дома по заданию учителя-логопеда? Написали мне в тетради Трудное заданье. Папа с мамою.

Рекомендации логопеда родителям детей с нарушениями речи Родителям необходимо контролировать не только речь ребенка,но и свою речь,обращая внимание на грамматическое оформление и употребляемую.

Рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей Нарушение чтения и письма у детей чаще всего бывает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико – фонематического.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей «Будущему первокласснику» РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Будущему первокласснику На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей «Ребенок 3–4 года. Нормы и отклонения» Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей средней группы компенсирующей направленности «Детский сад» 1. Беседа: объяснить детям, для чего они ходят в детский сад. Вспомнить помещения детского сада и сотрудников. Например: - Наша группа «Колокольчик»,.

Заикание. Советы учителя-логопеда родителям ЭТОГО МОГЛО И НЕ БЫТЬ ЗАИКАНИЕ - это речевой дефект, возникающий у детей в раннем детском возрасте от 2 до 5 лет, и ИМЕННО НА РОДИТЕЛЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с трудностями письма
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 17:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с трудностями письма» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Султанова (УИ 1173477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД