Анастасия Бармышева
Рекомендации по успешной адаптации детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Целью профилактически - коррекционной и развивающей работы в адаптационный период с детьми раннего дошкольного возраста являются:
• обеспечение соответствующих психологических условий для нормального самочувствия ребенка в дошкольном учреждении;
• психологическая помощь в адаптации детей раннего возраста;
• предупреждения нарушений в динамике развития детей, тормозят или деформируют развитие личности;
Публикация «Рекомендации по успешной адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
• предупреждения психологических перегрузок или срывов, обеспечение индивидуализации воспитания и развития ребенка;
Основными задачами использования игровых техник, заданий, упражнений и т. д. профилактически - коррекционного и развивающего характера в период адаптации ребенка в ДОУ являются:
• формировать эмоциональный контакт (категории «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок»)
• формировать доверие ребенка к психологу, воспитателя;
• обеспечить эмоциональное общение на основе совместных действий, которые сопровождаются: улыбкой, ласковым интонацией, выявлением заботы к каждому ребенку;
• индивидуализация проведения занятий, а именно: на первом этапе занятия должны проводиться индивидуально или в присутствии одного из родителей;
• осуществление постепенного вовлечения в коллектив сверстников новичка;
• проведения игр и упражнений с учетом: желание малыша, эмоционального состояния, уровня прохождения адаптационного периода, игровых возможностей детей.
Основной частью структуры профилактически - коррекционных и развивающих занятий является построение ступеней адаптации, шагая которыми ребенок совместно со взрослым приобретает положительного опыта с обеспечением постепенного приобщения ребенка к условиям деятельности в дошкольном учреждении.
Ступеньки профилактически - коррекционной и развивающей работы по сопровождению вновь прибывших детей функционируют согласно классификации этапов процесса адаптации, предложенная Безруких М. М., Ефимова С. Л. : «Буря» (ознакомительный блок, «Буря затихает» (реконструктивно - формирующий блок, «Штиль» (итоговый блок) и является основной частью структуры технологии психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста «Ступеньки адаптации», которая включает в себя работу с детьми и их родителями.
Первая ступень: этюды на обеспечение эмоционального комфорта ребенка в период первых дней пребывания в ДОУ проводятся этюды, игровые техники. Мамотерапия («лечение» лаской).
Вторая ступень: игры и упражнения на формирование позитивного отношения к своему «Я», а именно экспрессивная терапия (вербальный и тактильный контакт, психокинесиологическая гимнастика (симметричные движения тела).
Третья ступень: с целью установления эмоционального контакта и положительного отношения к взрослым и детей проводятся игры с пальчиками, игры - инсценировки.
Четвертая ступень: проводятся игры на развитие способности ребенка к симпатии, сочувствия, сопереживания (игры-симпатии, психогимнастика далее.).
Пятая ступень: проводятся игры - сюрпризы, игры - маневры, игры-поиски, игры-забавы.
Шестая ступень: использование развивающих компьютерных технологий «Вундеркинд с пеленок», «Русалочка», «Баба Яга учится читать» и другие.
Седьмая ступень: использование нетрадиционных техник: пескотерапии, тесто пластика, элементы танцевально - двигательной терапии.
Восьмая ступень: с целью расширения социальных контактов проводятсяэкскурсии в соседней группы, кухни, кабинетов.
Чаще всего игры и упражнения, которые указаны в ступеньках адаптации помогают ободрить расстроенного, нерешительного, развеселить ребенка, плачет, помогают расслабиться тревожной ребенку, но в зависимости от прохождения адаптации структура ступеней может изменяться, согласно этому для каждого ребенка адаптационного периода практическим психологом совместно с педагогами и родителями разрабатывается индивидуальная карта сопровождения новичка.
Ступеньки профилактически - коррекционной и развивающей работы с детьми:
Экскурсии в соседнюю группу, кухню, кабинеты
Использование развивающих компьютерных технологий
Использование нетрадиционных техник
Игры - сюрпризы, игры - маневры, игры-поиски, игры-забавы.
Игры-симпатии, психогимнастические упражнения
Игры с пальчиками, игры – инсценировки
Экспрессивная терапия, психокинесиологическая гимнастика
Этюды, игровые техники на обеспечение эмоционального комфорта
Следует напомнить, что в процессе адаптации необходимо учитывать особенности темперамента детей.
Для маленьких сангвиников необходимо создать условия для своевременной смены деятельности ребенка с целью стимуляции ее естественной активности. Сангвиники имеют способность быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, поэтому в арсенале взрослых должно быть как можно больше интересных и разнообразных игр (речевых, подвижных, игр с разнообразными материалами) .
При воспитании маленьких холериков следует быть очень внимательными к поведению и эмоций малыша и, когда эмоциональное напряжение растет, попытаться заинтересовать малыша, переключить его внимание на другой объект или просто успокоить. Это поможет избежать плача и бурных реакций, которые характерны для детей этого темперамента. В ситуации, когда малыш находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, можно использовать прием, называемый «тайм-аут». Суть его в том, что ребенку предлагают некоторое время побыть в спокойном месте, где ему в это время можно сделать легкий массаж, спокойно без лишних эмоций поговорить или просто помолчать, пока ребенок не успокоится. Родителям эмоционально нестабильных детей прежде всего следует научиться контролировать собственные эмоции. Перед тем, как наказать ребенка или сказать что-то в запале, рекомендуется остановиться и сосчитать до десяти, или просто подумать о том, насколько будут полезны такие методы. Детям-холерикам будут полезны занятия плаванием, ритмичными танцами, различными подвижными играми.
В ходе воспитания маленьких меланхоликов следует позаботиться о том, чтобы у малыша не было эмоционального переутомления, чтобы он не проводил много времени перед телевизором. Ребенок должен знать, что он имеет право поплакать и погрустить - это нормально. Родителям следует следить за тем, чтобы собственные негативные эмоции не передавались малышу. Общение с таким ребенком должно носить мягкий характер: меланхолики требуют большого такта и понимания. Детям-меланхоликам рекомендуются занятия рисованием, лепкой, танцами под успокаивающую музыку, конструированием и тому подобное. Желательно иметь домашнее животное, которое малыш будет ухаживать и ласкать.
Для флегматиков рекомендуется развивать фантазию ребенка, предлагать игры-эксперименты, логические задачи, игры с разнообразным материалом. Воспитательные действия родителей должны быть предсказуемы и понятны ребенку. Ни в коем случае не сердиться на ребенка за его медлительность, создавать условия для активной двигательной деятельности.