Евгения Николаевна Лысенко
Рекомендации воспитателям по организации конструирования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1 Младшая группа
Виды конструирования: конструирование из строительного материала.
Задачи.
Конструируют из кубиков, кирпичиков, пластин, призм (трехгранных). Учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола, понимать, что устойчивость зависит от положения. Дети учатся правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик, понимать и правильно употреблять слова (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).
Публикация «Рекомендации воспитателям по организации конструирования в ДОУ» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Усваивают следующие технические приемы работы со строительным материалом:
· размещение по горизонтали кирпичиков, пластин (дорожка, поезд,
· наложение 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка,
· замыкание пространства (загородка, забор, домик,
· выполнение несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
Методы и приемы обучения в 1 младшей группе.
Основное место занимают информационно-рецептивный (предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение) и репродуктивный методы создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель).
Приемы: демонстрация образца, показ и подробное объяснение процесса возведения постройки, игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы («А проедет ли твоя машина в эти ворота?», анализ процесса и результата деятельности и др.
2 Младшая группа
Виды конструирования: конструирование из строительного материала.
Задачи.
Знакомятся с бруском (отличие от кубика, кирпичика, пластины; устойчивое положение; название).
Усваивают следующие технические приемы работы со строительным материалом:
· расположение кирпичиков, пластины на плоскости в 1-2 ряда (дорога для машин и т. д. ,
· расположение кирпичиков вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг к другу (заборчики).
Закрепляются умения делать несложные перекрытия – одно- и двухярусные.
Учатся различать постройки по величине, форме; видеть, из каких деталей и в каком цвете они выполнены.
Осваивают последовательность выполнения построек.
Методы и приемы обучения
Основное место занимают информационно-рецептивный (предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение) и репродуктивный методы создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель).
Приемы: демонстрация образца, показ и подробное объяснение процесса возведения постройки, игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы («А проедет ли твоя машина в эти ворота?», анализ процесса и результата деятельности и др.
Средняя группа
Виды конструирования: конструирование из строительного материала, конструирование из бумаги, природного и подсобного материалов.
Задачи.
Конструирование из строительного материала. Знакомятся с цилиндром (сравнение с другими деталями, устойчивое положение; название). Усваивают следующие технические приемы работы со строительным материалом: замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки, соразмерять постройки между собой (стул и стол и т. д., отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения. Учатся самостоятельно анализировать постройки, строить вместе (у каждого ребенка – самостоятельный объект постройки). Учить употреблять слова, обозначающие пространственные отношения: справа-слева, ближе-дальше, впереди-сзади.
Конструирование из бумаги (со 2 полугодия). Знакомятся с ее особенностями, учатся операциям из бумаги: сгибать лист пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба; приклеивать мелкие части (окна, дверь, трубу и т. д.) к основной форме.
Конструирование из природного материала. Знакомятся с клеевым и пластилиновым способами крепления деталей.
Конструирование из подсобного материала (со 2 полугодия). Учить склеивать игрушки из готовых деталей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу.
Обучаются действиям по образцу, по условиям, предложенным педагогом, и по собственному замыслу в игре.
Методы и приемы обучения в средней группе. Основное место занимают информационно-рецептивный метод (предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение). Анализ образца (образец с показом и объяснением, обследование (общий вид, основные части, детали, их пространственное расположение от крупных к мелким, рассматривание иллюстраций, опора на опыт детей. Игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы, анализ процесса и результата деятельности и др.
Старшая группа
Виды конструирования: конструирование из строительного материала; конструирование из бумаги, природного и бросового материалов.
Задачи.
Конструирование из строительного материала. Продолжать формировать умение рассматривать готовые постройки и игрушки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; развивать творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки. Продолжать обучение детей умению коллективно выполнять задания. Учить заменять одни детали другими. Обучают строить по словесному описанию, на предложенную тему, по условиям, по рисункам, фотографиям, по собственному замыслу.
Конструирование из бумаги. Учатся сгибать бумагу пополам (закрепление, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге, сглаживая сгибы. Выполнение поделок на конусной и цилиндрической основах.
Конструирование из подсобного материала. Учить детей создавать поделки из спичечных коробков, катушек и др., подбирать для этого материал, подходящий для реализации замысла; приучать детей работать внимательно, старательно, аккуратно. Знакомятся со способами скрепления спичечных коробков: склеивание в ряд, один над другим; вкладывание одной коробки в другую.
Конструирование из природного материала. Закрепляют способами крепления деталей (клеевой, пластилиновый, знакомятся с креплением при помощи палочек, проволоки.
Методы и приемы обучения в старшей группе
Основное место занимают информационно-рецептивный (предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение, репродуктивный (создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель, исследовательский (составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование) и эвристический методы (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
Приемы: поэтапный показ изготовления поделок, конструкций, объяснение последовательности их выполнения; показ способов изготовления; обследование готового образца; вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта; индивидуальный показ нового приема и др.
Подготовительная группа.
Виды конструирования: конструирование из строительного материала; конструирование из бумаги, природного и бросового материалов.
Задачи.
Конструирование из строительного материала. Продолжать формировать умение рассматривать готовые постройки и игрушки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; развивать творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки. Продолжать обучение детей умению коллективно выполнять задания. Учить заменять одни детали другими. Обучают строить по словесному описанию, на предложенную тему, по условиям, по рисункам, фотографиям, по собственному замыслу.
Конструирование из бумаги. Учатся сгибать бумагу пополам (закрепление, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге, сглаживая сгибы. Выполнение поделок на конусной и цилиндрической основах.
Конструирование из подсобного материала. Учить детей создавать поделки из спичечных коробков, катушек и др., подбирать для этого материал, подходящий для реализации замысла; приучать детей работать внимательно, старательно, аккуратно. Знакомятся со способами скрепления спичечных коробков: склеивание в ряд, один над другим; вкладывание одной коробки в другую.
Конструирование из природного материала. Закрепляют способами крепления деталей (клеевой, пластилиновый, знакомятся с креплением при помощи палочек, проволоки.
Методы и приемы обучения в старшей группе
Основное место занимают информационно-рецептивный (предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение, репродуктивный (создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель, исследовательский (составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование) и эвристический методы (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
Приемы: поэтапный показ изготовления поделок, конструкций, объяснение последовательности их выполнения; показ способов изготовления; обследование готового образца; вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта; индивидуальный показ нового приема и др.