Алина Александровна Журено
Рисование по мотивам городецкой росписи «Жар-птица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе на тему: «По мотивам городецкой росписи «Жар-птица»»
Цель: совершенствовать знания детей о городецкой росписи.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Рисование по мотивам городецкой росписи „Жар-птица“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Зимующие птицы
- Птицы, птички. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Сказочная птица. Волшебные, жар-птицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- формировать умение выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию.
- формировать умение рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей;
- закреплять технические навыки и умения в рисовании.
Развивающие:
- продолжать развивать детское изобразительное творчество;
- развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала.
Воспитательные:
- воспитывать умение детей самостоятельно составлять узор на бумаге в форме доски, передавать форму хвоста, крыла птицы, украшать её в традициях росписи, рисовать цветы, выбирать цвет (для хвоста, крыла, цветов, украшений).
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Методические приемы: музыкальный фон, индивидуальный показ на своем листке бумаги, поощрение, напоминание, указания, руководство общим темпом работы, напоминание об окончании работы.
Средства реализации: городецкие доски с изображением птиц (в разной цветовой гамме); иллюстрации с их изображением; мольберт с листами для показа; бумага формата А4доски цвета; лист для упражнений; гуашь, кисти разных номеров.
Предварительная работа: знакомство с произведениями городецкой росписи; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; упражнения в рисовании элементов узоров городецкой росписи; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», «Угадай-ка».
Ход организованной образовательной деятельности:
I. Вводная часть (организационный момент) :
Воспитатель: дети, посмотрите, жар-птица прилетела к нам в группу. Хотите послушать сказку?
Дети: да.
Воспитатель: «Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-Искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Воспитатель: Одно перышко упало в село Дымково. А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера?
Дети: игрушки из глины.
Воспитатель: Другое перышко упало в Тульской деревне Филимоново. Очень весело и интересно стало жителям. Отчего стало интересно и весело в Филимонове?
Дети: стали делать игрушки из глины, свистульки.
Воспитатель: А еще одно перышко упало в древний город Городец. Там зародилась Городецкая роспись по дереву.
II. Основная часть:
Воспитатель: Сейчас приглашаю вас посетить мини-музей «Веселый Городец» полюбоваться экспонатами и познакомиться с историей возникновения Городецкой росписи.
Воспитатель: Жар птица: Жил был город Городец
Русских мастеров отец
Мастерили в нем коней
Красных черных для людей
Этот конь помчит как птица
Ты случайно не боишься?
Если, ты такой храбрец
Приезжай к нам в Городец.
Воспитатель: «Городецкая роспись по дереву - знаменитый народный промысел Нижегородского края. В России много лесов, поэтому у мастеров по дереву (резчиков, плотников, столяров) был большой простор для деятельности. В народе даже говорили, что «лес волжанина кормит». Леса давали дешёвый и разнообразный материал, из которого можно было сделать всё : посуду, орудия труда, мебель и даже игрушки. Городецкие деревянные изделия, сделанные из липы.
Воспитатель: Несмотря на плохую землю в Заволжье хорошо родился лен. Поэтому нужны были прялки. Он представлял собой большую расческу с частыми зубьями (на которую надевали кудель) и длинной рукоятью, которая вставлялась в донце. Украшать его было практически невозможно. А вот донце, на котором сидела пряха, делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень. Поверхность донца давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна.
Показываем прялку.
Воспитатель: Продавали свои изделия на ярмарке. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам. И эти традиции Городецкой росписи передавались из поколения в поколение.
Воспитатель: «Посмотрите на узоры, которыми украшены эти вещи. Кто заметил в них одинаковые элементы?».
Дети выходят по одному находят одинаковые элементы.
Воспитатель: во всех узорах есть бутоны, листья, розаны, купавки, цветы с узкими лепестками. «Эти цветы, хоть и называются купавкой, розаном, придуманы художниками и только немного похожи на настоящие цветы. Такие цветы называются декоративными, а дети часто называют сказочными.
Физкультминутка «Цветы»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Воспитатель: Городецкие листья – очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены.
Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой.
Подмалевка выполняется городецкой зеленой краской, а оживку выполняют черной краской.
Обращаем внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.
Воспитатель: Ребята у крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.
Показываем этапы рисования листиков
Воспитатель: Ну что хотите потренироваться?
Дети: упражняются в рисовании листиков.
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Вы все молодцы, все сделали правильно. С вами очень приятно было работать, но мне пора к другим ребятам. До свидания.
Жар-птица : Давайте скажем кисточке спасибо по русскому обычаю.
Воспитатель: С каким народным промыслом знакомились?
Дети: Городенской роспись.
Воспитатель: Что учились рисовать?
Дети: изделия городецких мастеров деревянные, красивые, легкие, нарядные, украшенные яркими узорами.
Жар птица: Хочу вам подарить кисточки, в ваш ИЗО центр. Что бы вы в свободное время могли рисовать.