Баранник Светлана Анатальевна
Конспект занятия «Рисование русского народного костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
«Иван да Марья» .Рисование русского народного костюма
Разработка занятия для детей подготовительной группы
Цель: Познакомить с русским народным костюмом. Развивать творческие способности в изобразительной, речевой и театрально-игровой деятельности. Доставить детям радость.
Активизировать словарь :кокошник, прялка,портные, сундук,
косоворотка,крестьянки.
Публикация «Конспект занятия „Рисование русского народного костюма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный костюм. Рисование, ИЗО
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Русский народный костюм
- Темочки
Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с бытом крестьян Корчевского уезда Тверской области. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как в поле рубашка выросла»
Ход занятия.
Под русскую народную музыку в зал входят дети. Их встречает ведущая в русском народном костюме.
Ведущая : Добрый день, гости званные, желанные.
Рады мы всем гостям, как добрым вестям!
Всех примечаем, душевно встречаем,
Присесть приглашаем.
Дети проходят в зал и рассаживаются. В зале создана мини-горница, в которой находятся различные предметы старинного быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей в старину. Все это собиралось сотрудниками детского сада при активной помощи родителей.
Ведущая: Собрались мы с вами сегодня, чтобы узнать какую одежду носили наши предки. В музее мы видели с вами ткацкий станок на котором ткали ткань, из рассказа К. Д. Ушинского «Как в поле рубашка выросла», узнали как нелегко было получить льняное полотно, чтобы сшить рубашку. А вот теперь в нашей горнице мы увидели прялку. А для чего она была нужна?
(Дети отвечают).
Ведущая: Да, ребята. Крестьянская жизнь была нелегкой. Все надо было сделать своими руками и вырастить лен, и наткать ткани и спрясть пряжу и сшить одежду. А как назывались люди, которые шили одежду? (Портные)
В старину вся одежда называлась порты или портище. Так называли всю одежду и мужскую и женскую. Отсюда и идет слово портной. Слово платье появилось позже А как вы считаете, кто раньше чаше были портными мужчины или женщины. (Дети отвечают) Многие столетья портными были только мужчины. К мастерам портным на ученье отдавали мальчиков, для этого их даже привозили в Москву из других городов. А в деревнях, как правило, одежду шили дома. В бедных семьях сама хозяйка, в богатых-служанки. До нашего времени даже дошла поговорка «Всяк портной на свой раскрой». До нашего времени подлинной повседневной одежды почти не осталось, ее донашивали, перешивали, латали до полной ветхости
«Не поносишь старого – не носить и нового» -говорили в старину
А как вы думаете, где хранилась одежда? (Дети отвечают – в сундуке)
Ведущая :Вот и у нас тоже в нашей горнице стоит сундук. Давайте его откроем и посмотрим что лежит там.
Дети подходят к сундуку, звучит народная музыка и ведущий достает из сундука двух кукол Ивана и Марью в русских народных костюмах.
Ведущая : Куклы к празднику готовы,
Посмотрите на обновы –
Сарафаны расписные
Да рубашечки льняные
Мальчика зовут Иван
А на Марье сарафан.
Хотят с вами подружиться,
Вместе петь и веселиться.
Ребята, а во что нарядились наши куклы? Во что одета Марья? (Дети отвечают сарафан, кокошник, рубаха, сапожки). А Иван? (Штаны, рубашка, сапоги)
А чем украшены костюмы? (Дети отвечают – рубашка и сарафан украшены вышивкой, отделаны тесьмой. На кокошнике вышит узор. На шее у Марьи бусы)
Ведущая : Марья гостей ждала, наряжалася
Бусы красны надевала - украшалася.
Когда бусы одевала –
Нитку шелкову порвала.
Люди добры – помогите,
Марье бусы соберите.
Организуется ИГРА «Собери бусы». На ковре рассыпаются бусины. Команда девочек собирает их в корзинку с розовым бантом, команда мальчиков с синим. Играет веселая народная музыка. Дети собирают бусинки.
Ведущая : Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. Вы увидели сегодня как старались украсить свою одежду простые люди. Ими было придумано много способов окраски ткани. Краску делали, используя разные растения -зверобой, василек, листья бузины, березы, шелуху лука. Краски умело смешивали, получая разные цветовые оттенки. В каждом регионе жители имели свои пристрастия в выборе цвета одежды Назовите пожалуйста любимые цвета Корчевских крестьянок (Дети отвечают – красный и синий)
У русской рубахи был своеобразный покрой ворота. Его разрез распологался не посередине груди, а сбоку. Поєтому она называлась косовороткой. Белая косоворотка часто украшалась по вороту, подолу и низу рукавов вышивкой. На груди делалась вставка другого цвета. Мужские брюки были обычно синего, или черного цвета. Выходные штаны иногда шили из ткани в полоску.
Посмотрите на Марью. А какие места в женской одежде чаще всего украшались? (Дети отвечают – рукава, горловина рубахи, верх и подол сарафана).
Ведущая : Ребятки а у наших Ивана и Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда не могут они вместе с ними веселиться, потому что не украшены их наряды.
Не танцует, не поет
Наш игрушечный народ.
Сарафан у них простой-
Белый, а не расписной.
Не украшена рубашка –
Нет и вышивки на ней.
Все исправить, все украсить
Просят куколки детей
Ребята, давайте поможем куколкам, украсим их одежду так, как это делали в старину наши предки.
Дети соглашаются и украшают силуэтные изображения кукол.
Ведущая : (После выполнения детьми задания).А теперь ребятки, вместе со своими куколками встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по залу, пусть все полюбуются на вашу работу.
Расступись, честной народ!
На лужайке у ворот
Закружился, завертелся
Разноцветный хоровод.
Куклы Иван и Марья благодарят детей за работу и прощаются с ними.
Во второй половине дня воспитатель с детьми оформляет коллективную работу «Русский хоровод».