Занятия по художественному творчеству (рисование) с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Манаева
Занятия по художественному творчеству (рисование) с детьми старшего дошкольного возраста

(с использованием двигательных упражнений)

занятие №1

ЛЕТО

Цели: учить отражать свои впечатления о лете в рисунке (передавать содержание песни, располагая изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу (ближе, дальше, рассказывать о том, что нарисовали; закреплять приемы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цвета на палитре, используя для смешивания белила и акварель.

В упражнении «Восьмерки» стимулировать развитие крупной моторики, развивать бинокулярное зрение, стимулировать интеграцию обеих полушарий; «Домик» – улучшать координацию, социальную адаптацию, развивать чувство уверенности

Планируемые результаты: выполняет рисунки на тему литературного произведения.

Материалы и оборудование: акварель, гуашь, белила, лист бумаги чуть больше альбомного.

Содержание

организованной деятельности детей

Введение игрового момента.

Двигательное упражнение «Домик» – ставим ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии друг от друга. Соединяем кончики пальцев обеих рук друг с другом, образуя крышу домика. При вдохе язык находится на верху, при выдохе внизу. «Восьмёрки» – рисуем лежащую восьмёрку в воздухе, сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками одновременно. Центр восьмёрки должен проходить примерно на уровне переносицы.

Медленно дышим. Мы с вами в движении изобразили домик, восьмерку. А все это можно нарисовать красками, карандашами, пластилином, цветными гелиевыми ручками. А что еще можно нарисовать? Природу? Лето. Лето это интересно.

Послушайте стихотворение Галины Лебедевой «Июль».

Снимаю ботинки,

Иду босиком,

К реке по тропинке

Сбегаю бегом.

Песочек, спасибо тебе, дорогой,

За то, что ты теплый и мягкий такой.

Я прыгаю в речку,

Ныряю до дна,

Любая плотвичка

Отлично видна.

Ах, милая речка, спасибо тебе,

За то, что качаешь меня на волне!

Я в травке гусиной

На солнце лежу

И в синее-синее

Небо гляжу.

И кажется мне, что родная земля

Баюкает в нежных ладонях меня.

– За что автор стихотворения любит лето? Нарисуйте ваш самый лучший летний день. Вспомните приемы рисования, составления оттенков цветов на палитре.

Рефлексия.

– Рассмотрите все рисунки. Что на них изображено? Лесовичок благодарит нас за чудесные подарки, рисунки.

Занятие № 12

ВЕТКА РЯБИНЫ

Цели: Совершенствовать умение изображать предметы с натуры, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, формировать умение самостоятельно выбирать тему.

В упражнении «Кнопки баланса» – улучшать навыки слушания и восприятия; «Замок» – улучшать координацию, социальную адаптацию, развивать чувство уверенности.

Планируемые результаты: самостоятельно выполняет рисунок игрушки разными способами.

Материалы и оборудование: красивая ветка с небольшим числом ответвлений; бумага белая размером чуть меньше листа формата А4., гуашь, мелкий бросовый материал, ватные палочки.

Содержание

организованной деятельности детей

Организационный момент.

Двигательное упражнение «Кнопки баланса» – пальцами одной руки дотрагиваемся до ямочки за ухом у основания черепа, другую руку кладем на пупок. Медленно дышим. Повторяем с другой рукой; «Замок» – скрещиваем ноги, вытягиваем руки перед собой тыльной стороной вниз, затем скрещиваем их, образуя замок ладошками. Сгибаем локти и поворачиваем замок из ладошек вовнутрь, прижимаем к груди. Язык при этом прижат к небу, за верхними зубами. Глаза смотрят вверх. Медленно дышим. Повторяем с другой рукой.

Педагог обращает внимание детей на мобиле «Снегири»

– Снегири прилетают к нам зимой. Они никогда не видели жаркого лета. Чем любят лакомиться эти птицы? (Ягодами рябины.) Давайте расскажем снегирям о лете и приготовим для них угощенье – ягоды рябины.

Рисование с натуры «Ветка рябины».

– Прослушайте народные приметы, связанные с рябиной.

Рябина зацветает – пора сеять лен.

Рябина цветет рясно – много овса будет.

Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.

Поздний расцвет рябины – к долгой осени.

Если уродится рябина – рожь будет хороша.

В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой.

– Рассмотрите ветку рябины. Какого цвета ягоды? Какие по форме листья? Рассмотрите фотографии кустов и деревьев, расцвеченных осенью. Послушайте стихотворение В. Рождественского о рябине.

Я знал тебя, моя рябина…

Ты на околице села

Над серой крышею овина

Под небом северным росла.

Тебя трепала непогода,

А ты – всем горестям назло

Росла и крепла год от года,

Глядясь в озерное стекло.

Ягодами рябины питаются дрозды (дрозд-рябинник, синицы, скворцы, свиристели, а в городах – и вороны. Иногда в рябинники слетается такое количество птиц, что ветви не выдерживают живого груза, и спелые гроздья падают на землю, где становятся пищей для лесных полевок, ежей и других животных. Любят ягоды рябины и лоси, и медведи. Чаще всего в народном представлении рябина – это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

– Подумайте о расположении веточки рябины на листе бумаги. Вспомните приемы работы акварелью.

Дети изображают веточку рябины на своем рисунке.

Рефлексия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Снегири очень довольны нашим угощеньем.

Занятие №50

ДИВО ДИВНОЕ – ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.

Цели: продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; развивать творческие способности.

В упражнении «Вращение шеей» снимаем зажимы в области шеи, плеч и спины, стимулируем математические способности; «Включение рук»- развиваем графические навыки, речь, языковые способности.

Планируемые результаты: имеет представление об истории возникновения хохломской росписи, особенностях техники ее выполнения; самостоятельно расписывает шаблоны посуды хохломскими узорами; эмоционально реагирует на красоту изделий народных промыслов.

Материалы и оборудование: посуда с хохломской росписью.

Содержание

организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя.

Двигательные упражнения «Вращение шеей» – поднимаем одно плечо, кладем на него голову. При опускании плеча голова опускается вниз и перекатывается на другое плечо, которое мы заранее поднимаем; «Включение рук» – поднимаем одну руку вверх, двигаем ей вперед, назад, лево, право. При этом другой рукой оказываем ей небольшое сопротивление. Рукой двигаем на выдохе. Затем повторяем все для другой руки.

– Сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы.

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной –

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд? Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

П. Синявский

Ознакомление с хохломской росписью.

– Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи.

Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

Послушайте этапы работы:

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3–4 раза.

3. Следующий этап – лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. Затем за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома».

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

– Какие цвета предпочитают художники? (Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.)

Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив заговорит по-новому. Давайте прорисуем в воздухе элементы травки. Назовите элементы хохломской росписи. (Травка, листочки, ягодки, цветы, птицы.)

Ребята, послушайте стихотворение и, возможно, оно поможет вам в работе.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

– А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами и подарим нашей хозяйке.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия для старших дошкольников «Природа и человек» Цели: углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение.

Тематический план по изодеятельности в средней группе на сентябрь Тематическое планирование по ИЗО в средней группе (по Т. С. Комаровой) 2013-2014г. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Занятия по художественному творчеству (рисование) с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 октября 2014 в 15:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в...
Дидактическая игра «Детский мир» Задачи: 1. Познакомить детей с термином «слово» 2. Расширять представление о многообразии слов 3. Учить вслушиваться в...
Конструирование. Тема: «Петух с красивым хвостом»
Конструирование. Тема: «Петух с красивым хвостом» Задачи: Познакомить детей с разными изображениями петуха; углубить детские представления о данном...
Развлечение «Вкусовая мозаика»
Развлечение «Вкусовая мозаика». Это развлечение – игра всегда проходит на «ура». Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать...