Татьяна Манаева
Занятия по художественному творчеству (рисование) с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(с использованием двигательных упражнений)
занятие №1
ЛЕТО
Цели: учить отражать свои впечатления о лете в рисунке (передавать содержание песни, располагая изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу (ближе, дальше, рассказывать о том, что нарисовали; закреплять приемы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цвета на палитре, используя для смешивания белила и акварель.
Публикация «Занятия по художественному творчеству (рисование) с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
В упражнении «Восьмерки» стимулировать развитие крупной моторики, развивать бинокулярное зрение, стимулировать интеграцию обеих полушарий; «Домик» – улучшать координацию, социальную адаптацию, развивать чувство уверенности
Планируемые результаты: выполняет рисунки на тему литературного произведения.
Материалы и оборудование: акварель, гуашь, белила, лист бумаги чуть больше альбомного.
Содержание
организованной деятельности детей
Введение игрового момента.
Двигательное упражнение «Домик» – ставим ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии друг от друга. Соединяем кончики пальцев обеих рук друг с другом, образуя крышу домика. При вдохе язык находится на верху, при выдохе внизу. «Восьмёрки» – рисуем лежащую восьмёрку в воздухе, сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками одновременно. Центр восьмёрки должен проходить примерно на уровне переносицы.
Медленно дышим. Мы с вами в движении изобразили домик, восьмерку. А все это можно нарисовать красками, карандашами, пластилином, цветными гелиевыми ручками. А что еще можно нарисовать? Природу? Лето. Лето это интересно.
Послушайте стихотворение Галины Лебедевой «Июль».
Снимаю ботинки,
Иду босиком,
К реке по тропинке
Сбегаю бегом.
Песочек, спасибо тебе, дорогой,
За то, что ты теплый и мягкий такой.
Я прыгаю в речку,
Ныряю до дна,
Любая плотвичка
Отлично видна.
Ах, милая речка, спасибо тебе,
За то, что качаешь меня на волне!
Я в травке гусиной
На солнце лежу
И в синее-синее
Небо гляжу.
И кажется мне, что родная земля
Баюкает в нежных ладонях меня.
– За что автор стихотворения любит лето? Нарисуйте ваш самый лучший летний день. Вспомните приемы рисования, составления оттенков цветов на палитре.
Рефлексия.
– Рассмотрите все рисунки. Что на них изображено? Лесовичок благодарит нас за чудесные подарки, рисунки.
Занятие № 12
ВЕТКА РЯБИНЫ
Цели: Совершенствовать умение изображать предметы с натуры, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, формировать умение самостоятельно выбирать тему.
В упражнении «Кнопки баланса» – улучшать навыки слушания и восприятия; «Замок» – улучшать координацию, социальную адаптацию, развивать чувство уверенности.
Планируемые результаты: самостоятельно выполняет рисунок игрушки разными способами.
Материалы и оборудование: красивая ветка с небольшим числом ответвлений; бумага белая размером чуть меньше листа формата А4., гуашь, мелкий бросовый материал, ватные палочки.
Содержание
организованной деятельности детей
Организационный момент.
Двигательное упражнение «Кнопки баланса» – пальцами одной руки дотрагиваемся до ямочки за ухом у основания черепа, другую руку кладем на пупок. Медленно дышим. Повторяем с другой рукой; «Замок» – скрещиваем ноги, вытягиваем руки перед собой тыльной стороной вниз, затем скрещиваем их, образуя замок ладошками. Сгибаем локти и поворачиваем замок из ладошек вовнутрь, прижимаем к груди. Язык при этом прижат к небу, за верхними зубами. Глаза смотрят вверх. Медленно дышим. Повторяем с другой рукой.
Педагог обращает внимание детей на мобиле «Снегири»
– Снегири прилетают к нам зимой. Они никогда не видели жаркого лета. Чем любят лакомиться эти птицы? (Ягодами рябины.) Давайте расскажем снегирям о лете и приготовим для них угощенье – ягоды рябины.
Рисование с натуры «Ветка рябины».
– Прослушайте народные приметы, связанные с рябиной.
Рябина зацветает – пора сеять лен.
Рябина цветет рясно – много овса будет.
Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.
Поздний расцвет рябины – к долгой осени.
Если уродится рябина – рожь будет хороша.
В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой.
– Рассмотрите ветку рябины. Какого цвета ягоды? Какие по форме листья? Рассмотрите фотографии кустов и деревьев, расцвеченных осенью. Послушайте стихотворение В. Рождественского о рябине.
Я знал тебя, моя рябина…
Ты на околице села
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода,
А ты – всем горестям назло
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озерное стекло.
Ягодами рябины питаются дрозды (дрозд-рябинник, синицы, скворцы, свиристели, а в городах – и вороны. Иногда в рябинники слетается такое количество птиц, что ветви не выдерживают живого груза, и спелые гроздья падают на землю, где становятся пищей для лесных полевок, ежей и других животных. Любят ягоды рябины и лоси, и медведи. Чаще всего в народном представлении рябина – это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.
– Подумайте о расположении веточки рябины на листе бумаги. Вспомните приемы работы акварелью.
Дети изображают веточку рябины на своем рисунке.
Рефлексия.
– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Снегири очень довольны нашим угощеньем.
Занятие №50
ДИВО ДИВНОЕ – ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.
Цели: продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; развивать творческие способности.
В упражнении «Вращение шеей» снимаем зажимы в области шеи, плеч и спины, стимулируем математические способности; «Включение рук»- развиваем графические навыки, речь, языковые способности.
Планируемые результаты: имеет представление об истории возникновения хохломской росписи, особенностях техники ее выполнения; самостоятельно расписывает шаблоны посуды хохломскими узорами; эмоционально реагирует на красоту изделий народных промыслов.
Материалы и оборудование: посуда с хохломской росписью.
Содержание
организованной деятельности детей
Вводное слово воспитателя.
Двигательные упражнения «Вращение шеей» – поднимаем одно плечо, кладем на него голову. При опускании плеча голова опускается вниз и перекатывается на другое плечо, которое мы заранее поднимаем; «Включение рук» – поднимаем одну руку вверх, двигаем ей вперед, назад, лево, право. При этом другой рукой оказываем ей небольшое сопротивление. Рукой двигаем на выдохе. Затем повторяем все для другой руки.
– Сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы.
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной –
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд? Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
П. Синявский
Ознакомление с хохломской росписью.
– Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи.
Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
Послушайте этапы работы:
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3–4 раза.
3. Следующий этап – лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. Затем за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома».
По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
– Какие цвета предпочитают художники? (Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.)
Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив заговорит по-новому. Давайте прорисуем в воздухе элементы травки. Назовите элементы хохломской росписи. (Травка, листочки, ягодки, цветы, птицы.)
Ребята, послушайте стихотворение и, возможно, оно поможет вам в работе.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
– А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами и подарим нашей хозяйке.