Наталия Шахаева
Родителям на заметку «Формирование речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям на заметку.
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова. но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово.
К. Д. Ушинский
Публикация «Родителям на заметку „Формирование речи ребенка“» размещена в разделах
Каждая мама с огромным нетерпением ожидает первого слово своего малыша. И это понятно – появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребенка.
Избирательное внимание к речи окружающих начинает формироваться в 2-4 месяца жизни. Ребенок начинает узнавать голос матери (или близкого человека). Появляются первые активные попытки повторять отдельные элементы речи взрослых, более разными становятся интонации, усложняются звуки, появляется гуление, постепенно малыш начинает повторять слоги, произнося целые монологи. Так начинает формироваться эмоциональная форма общения. Общаясь со взрослыми, ребенок знакомится с окружающим его миром. На следующем этапе развития ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносить первые слова, начинает овладевать разными способами общения с окружающими. Ребенок учится говорить, слушая речь взрослых, и повторяя то, что услышал.
Следующий этап – этап формирования фразовой речи. С помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и начинает ее усваивать. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. В норме регулирующая функция речи созревает к концу дошкольного возраста, что имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.
Но не все дети –дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение отдельных звуков русского языка, а взрослые не всегда улавливают на слух искаженное произношение того или иного звука или не придают ему особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся.
Неправильное произношение приносит детям много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки в устной речи очень часто влияют на письменную речь.
Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
Речь – сложившиеся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речь – необходимая основа для развития мышления, коммуникативного поведения.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Чтобы не пропустить различные недостатки речи, а также предупредить их появление, каждый ребенок должен пройти диспансеризацию у невролога, и логопеда в 3 года, 5 и 7 лет: в 3 года – чтобы не пропустить задержку развития речи у ребенка (бедность словарного запаса, малопонятная речь, неправильная фраза) и первые признаки заикания; в 5 лет – чтобы не пропустить патологического косноязычия и своевременно ее исправить. При профилактическом осмотре в 3-5 лет логопед укажет, каким путем нужно помочь ребенку : порекомендует занятия с логопедом или отдельные упражнения в игровой форме, проводимые с родителями с детьми дома.
Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.
Специалисты имеют уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности людей – родителей, которые становятся их партнерами.
Родителям следует помнить, что каждый их поступок, каждое произнесенное слово будет иметь значение в процессе обучения и воспитания.
И так, будьте внимательны к речи своих малышей. Ее успешное развитие одно из решающих условий становления человеческой личности.