Алена Сергеева
Родительская гостиная — эффективная форма работы детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Родительская гостиная- эффективная форма работы детского сада и семьи.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
К сожалению не все родители осознают это предназначение, не обладают достаточными знаниями и навыками эффективного взаимодействия с детьми. Семья в наше время становится нестабильной, конфликтной, разрушается культура семьи, теряются навыки материнского и родительского поведения. Педагоги, сталкиваясь с проблемами ребенка, понимают, что за ним стоит его семья и вместе они составляют единое целое. И чтобы помочь нужно входить в контакт с этим сложным организмом и влиять на него. Как это осуществить в современных условиях общественного воспитания, учитывая особенности современной семьи?
Публикация «Родительская гостиная — эффективная форма работы детского сада и семьи» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из основных задач является создание благополучной социальной среды, на основе тесного сотрудничества всех участников воспитательного процесса, для решения такой задачи необходимо создание принципиально новых условий взаимодействия. Однако на деле очень часто встречаются трудности. В последнее время наметились новые перспективные формы сотрудничества, которые предполагают вовлечение родителей в активное участие в педагогический процесс ДОУ. Однако чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Признавая приоритет семейного воспитания, мы постарались перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада. Реализуя принцип открытости ДОУ, т. е. вовлекая родителей в образовательный процесс детского сада, педагоги могут сделать его более свободным и гибким. Мы нацелены на то, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой. Для нашего учреждения мероприятия с родителями – это не просто родительские собрания с представлением теоретических знаний, а активная демонстрация педагогических приёмов и методов работы с детьми, открытая для родителей «педагогическая копилка» опыта работы педагогов по различным направлениям детского развития.
По результатам проведенного социологического исследования в нашем детском саду, целью которого было выявить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей, можно сделать вывод, что они нуждаются в расширении и приобретении педагогических знаний, в получении психолого-педагогической информации, в тоже время наблюдается пассивность со стороны родителей. Педагоги нашего детского сада используют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Наиболее эффективной, на наш взгляд, выбрана «Родительская гостиная».
В нашем понимании «Родительская гостиная» – это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ. Она включает в себя: дискуссионные встречи, вечера «Вопросов и ответов», тренинги, проигрывание проблемных ситуаций, анкетирование, тестирование, игровые упражнения, игры - релаксации, игры - драматизации, семинары - практикумы.
Цель данной формы работы : добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и семьи путем активного участия родителей в педагогическом процессе.
Отличительной особенностью родительских гостиных является :
- активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения;
- подготовка каждой семьи к встрече;
- родители делятся своим опытом решения проблем воспитания;
- согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.
Почему нами выбрана именно эта форма, «Родительская гостиная»? Мы считаем, что данная форма сотрудничества позволяет обмениваться опытом, воспитатели и специалисты детского сада также учатся вместе с родителями. Такая совместная работа над одной проблемой сближает и воспитателей, и родителей и дает новые возможности организации социального партнерства между ДОО и семьей. Встречи в «Родительской гостиной» проходят один раз в месяц в соответствии с перспективным планом. Руководит встречами старший воспитатель, активное участие принимают педагог-психолог (или иные специалисты ДОО, воспитатели. Все практические материалы для родителей – презентации по темам – предоставляются в электронном виде и на сайте детского сада. Для предупреждения усталости и создания положительного настроя для родителей устраиваются небольшие выступления детей, исполнение песен, танцев, просмотр видеороликов или флешмобов с участием детей.
Каждая встреча проходит в пять этапов:
- организационный – помогает сообщить родителям цель встречи;
-мотивирующий – способствует повысить интерес родителей к содержанию предстоящей встречи с помощью игровых, творческих приемов;
-содержательно-творческий – предполагает не только получение родителями теоретических знаний по вопросам воспитания, но и выполнение несложных творческих заданий;
- совместное обсуждение – позволяет узнать точку зрения родителей по поставленной проблеме, наметить дальнейшие вопросы для обсуждения;
- рефлексия – подведение итогов, обсуждение дальнейших целей и задач взаимодействия (проводится педагогом-психологом).
Т. О. «Родительские гостиные» способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка. При проведении регулярных родительских гостиных родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров.
Посещение родительских гостиных позволяет родителям по-новому взаимодействовать с детьми, у детей, родителей и педагогов появляется возможность совместного участия в творческих мероприятиях (обогащается опыт развития творческих способностей ребенка в театрализованной деятельности, организации детских праздников в домашних условиях и др.) Апробирование родителями применяемых с детьми в процессе образовательной деятельности форм, методов и приёмов работы педагогов с детским коллективом, дает им более полное представление об образовательном процессе, вселяет в них спокойствие и уверенность в том, что дошкольное учреждение к каждому ребенку найдет индивидуальный подход, раскроет его способности, поддержит в творческих проявлениях. В конечном итоге такого взаимодействия с семьями воспитанников, нами были организованны и проведены следующие мероприятия, которые мы отразили в таблице.
Таблица 1
Перспективный план работы с семьей «Родительская гостиная».
месяц Форма проведения тема цель ответственный
сентябрь анкетирование, «круглый стол»
«Знаете ли вы своего ребёнка?» Формировать представления по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности. Педагог-психолог, воспитатели группы
октябрь Семинар-практикум «Вместе на пути к здоровью»
Способствовать повышению психолого-педагогической культуры, ответственности родителей за состояние своего здоровья и здоровье детей. Медсестра, инструктор по физической культуре, воспитатели группы
ноябрь игра - драматизация «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (День Матери» Помочь осознать роль матери в воспитании ребенка. В ходе беседы помочь преодолеть трудности в воспитании детей. Муз. руководитель, воспитатели группы
декабрь практикум Праздник ёлки в вашем доме» Оказать родителям практическую помощь в подготовке и проведении праздника елки в домашних условиях, порадовать детей и всех членов семьи, создать атмосферу добра и радости в праздничные дни. Воспитатели группы
январь дискуссия – размышление «Зимняя мозаика» Показать значение слова (книги) в нравственном воспитании ребенка. Воспитатели группы
февраль спортивное развлечение «Какой хороший папа!»
(«День Защитника Отечества») Сближение семей, возникновение эмоциональных совместных переживаний. Инструктор по физической культуре, воспитатели группы.
март чаепитие за «круглым столом» «Сядем рядком, да поговорим ладком» («8 Марта – международный женский день») Сближение семей, возникновение эмоциональных совместных переживаний. Мамы, дети, воспитатели группы
апрель конкурс педагогических находок «Домашняя игротека» Формировать представления о значении игры в развитии ребёнка, как приобщить к игре ребёнка в условиях семьи. Педагог-психолог, воспитатели
май проигрывание проблемных ситуаций «Очень многое мы можем, очень многое умеем!» Предоставить возможность родителям поделиться своим опытом и мыслями о том, как каждому удается воспитывать своего ребенка, сотрудничая с ним.