Родительские установки и стили воспитания детей

Инна Ковалева
Родительские установки и стили воспитания детей

Родительские установки и стили воспитания детей

Одним из важных факторов психо-социального развития ребенка являются отношения родителей к детям. Ребенок усваивает нравственные позиции родителей, их отношения к другим людям, суждения и оценки, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях, более предрасположен к внушению близких ему людей. Особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в поведении последних и становятся моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от их семейных условий и взаимоотношений. [5, с. 60].

Родительские установки являются одним из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Родительские установки – это совокупность родительского отношения к ребёнку, а также восприятие родителем своего ребёнка и способы поведения с ним.

Понятие «стиль воспитания» или «родительский стиль» часто встречается в психолого-педагогической литературе. Синонимом к нему часто употребляется понятие «позиция».

В работах как отечественных, так и зарубежных учёных представлены различные критерии и классификации типов семейного воспитания. К их числу относят таких учёных: Эйдемиллер Э. Г. и Юстицкиса В., Личко А. Е., Крайг Г., Варга А. Я., Маккоби и Мартин, Захарова А. И. и другие.

А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют такие варианты родительских позиций как: симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость, авторитарность и эмоциональное отвержение (маленький неудачник) [4, с. 28].

Выделяют следующие типы детско-родительских отношений, описанные Д. Бомринд [6, с. 78]:

- Демократический стиль. Характеризуется тем, что общение родителей с детьми начинает строиться на партнерских началах. Это проявляется в признании за ребенком права на независимость и собственные суждения. Родители стремятся убедить ребенка в необходимости тех или иных действий, а не добиваются послушания с помощью силы. Сам ребенок при этом демонстрирует активное, энергичное, независимое поведение, не просто использует предоставленную ему инициативу, но способен отстаивать и претворять свое решение, иногда заставляя родителей считаться со своим мнением. В то же время эти особенности поведения ребенка встречают поддержку и одобрение родителей. Тем самым ребенку сообщается, что его мнение ценно, достойно внимания и с ним считаются. Начиная относиться к ребенку как к полноправному партнеру, родители помогают ему занять новую более адекватную его возрасту позицию во взаимоотношениях со взрослыми. Арсенал средств, которые используют родители при общении с ребенком, направлен на поддержку его инициативы, уверенности в себе, подчеркивание его личного вклада в достижение общей цели, что способствует формированию благоприятного видения себя. Это позволяет сделать вывод о том, что данный стиль общения также способствует формированию системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение ребенка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но основывается также на оценке эффективности собственных усилий.

- Авторитарный стиль общения характеризуется тем, что ребенку предоставляется инициатива в значительно меньшем объеме, ограничивается его участие в подготовке принятия семейных решений, контроль сопровождается повышенной критичностью родителей, отклонением всех предложений ребенка и их дискредитацией. Ограничивается самостоятельность и право на независимые суждения, а сочетание предоставления инициативы с отсутствием поддержки подрывает уверенность ребенка в себе.Характерна борьба за доминирование: родители пытаются упрочить свой авторитет и настоять на своем решении, а дети ведут борьбу за расширение своих прав, пытаются добиться признания со стороны родителей. При этом ребенок не просто отвечает протестными формами поведения, но активно пытается изменить эту ситуацию, выступая инициатором новых форм общения с родителями, или же пытается манипулировать ими для достижения своих целей. Родители же пытаются сохранить привычный для себя стереотип общения с ребенком, в котором ему отводится позиция слабого, безвольного, несамостоятельного, требующего постоянного руководства.

- иногда выделяют третий тип – смешанный, который характеризуется тем, что совмещает в себе черты двух предыдущих типов. [6, с. 80].

Если проследить, каким образом взаимосвязаны между собой эмоциональное развитие ребёнка и тип общения в семье, то можно увидеть, что у детей из семей с регламентированным типом общения была плохая социальная и личная адаптированность, а у детей, которые имели доверительные отношения с родителями – хорошая адаптированность.

Высокая самооценка и хорошая социальная и личная адаптированность сочетается с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией ребенка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности,малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы. Таким образом, благоприятным условием гармонично развитой личности можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от отношения к нему родителей. И если последние, хотят вырастить гармонично-развитую личность,им необходимо разобраться:

1. Какой тип преобладает в семье на настоящий момент?

2. Устраивает такой тип семьи самих родителей или нет?

3. Устраивает ли он других членов семьи?

4. Что именно родителей не устраивает?

5. Что можно предпринять для устранения того, что не устраивает родителей?

6. Зависит это только от родителей или других членов семьи?

7. Согласятся ли они что-либо менять в семье?

8. Готовы ли сами родители к изменениям?

Шевцова И. В. предлагает другой подход к классификации детско-родительских отношений. Он предполагает дифференциацию отношений на конструктивные и ошибочные. [6, с. 93].

Под конструктивными детско-родительскими отношениями понимается система воспитания, которая позволяет вырастить гармоничного ребенка. Ошибочные отношения предполагают неконструктивный подход к воспитанию ребенка. Существует несколько типов ошибочного воспитания:

- эгоцентрическое;

- тревожно-мнительное;

- гиперсоциальное;

- отвергающее.

Данные типы неконструктивных детско-родительских отношений основаны на крайностях воспитания. Эгоцентрическое предполагает тип отношений «не обращай ни на кого внимания, презирай всех». Тревожно-мнительное обусловлено передачей ребенку своих страхов – «если это произойдет…» или «накажем». Под отвергающим типом отношений имеется в виду реакция на ребенка, как на проблему, досадную помеху в организации родителями личной жизни. [3, с. 108].

Н. В. Искодольский обобщил особенности детско-родительских конфликтов. Психологам хорошо известно, что кризис, конфликт – не всегда плохо, он может способствовать совершенствованию личности, постижению новых ценностей. «Задача взрослого – помочь конфликту превратиться в нечто продуктивное, полезное для развития, а не тормозящее его». [2, с. 77].

Родители для ребенка – очень значимые люди, их мнение очень важно для ребенка в тот острый, кризисный период, когда происходит поворот от родителей к сверстникам, освоение новых образцов поведения. Очень важно в этот период не разрушать контакт с ребенком, поскольку тесная психологическая близость после этого может не восстановиться, и существует опасность для родителей и детей стать посторонними друг другу людьми.

По Н. В. Искодольскому существует три типа неправильного родительского отношения к ребенку, которые могут порождать или усиливать детско-родительский конфликт. Во-первых, это доминантное отношение – строгий контроль, чрезмерность наказаний, обилие критики. Ответ детей – негодование, борьба с родителями, отвержение их авторитета. Строгий контроль может и приниматься ребенком, но лишь при условии, что его принципы благоразумны, хорошо обоснованы, непротиворечивы, последовательны и имеют определенную цель. [2, с. 79].

Второй тип неправильного родительского стиля – отвергающее отношение, которое проявляется либо в равнодушие к своему ребенку, либо в строгом, негибком поведении, или в том и другом. Результат – разрушение гармоничных детско-родительских отношений, отсутствие семейной сплоченности. Этот стиль может использоваться родителями и как наказание за «плохое» поведение («я тебя не замечаю»). Оба типа описанного отношения к ребенку могут вызвать обиду и негодование.

Третий тип ошибок родителей - симбиотический тип отношения к ребенку, когда тесный, напряженный эмоциональный контакт с ребенком настолько силен, что ребенок как бы лишается собственной индивидуальности, становится средством удовлетворения потребностей родителей, существует лишь как часть неразрывного целого, в которой он не играет самостоятельной роли. Чаще такие отношения возникают в паре мать- ребенок. Симбиотические отношения приводят к излишней опеке, чрезмерному контролю, страданиям ребенка по поводу желания родителя постоянно влиять на него, лишают подростка инициативности. Когда ребенок пытается разорвать пути симбиоза, «уйти», родители в качестве наказания могут использовать доминантное или отвергающее поведение. [6, с. 92].

Исследователями и учёными среди матерей было выделено четыре типа отношения к ребёнку [5, с. 47].

Матери, относящиеся к первому типу, легко приспосабливаются к потребностям ребёнка. Их характеризует разрешающее, поддерживающее поведение.

Матерям второго типа свойственно сознательное желание приспособиться к желаниям и потребностям ребёнка. В результате неуспешной реализации этого стремления в их поведении наблюдается тревожность, напряжённость, отсутствие непосредственности в общении с ребёнком. Матери такого типа чаще доминируют, чем уступают.

Третьего типа матери склонны не проявлять большого интереса к ребёнку. Основу их материнства составляет чувство долга. В отношениях с ребёнком почти отсутствует теплота. Основной инструмент воспитания для матерей данного типа – жёсткий контроль.

Матерям четвёртого типа свойственна непоследовательность в отношениях с ребёнком, неадекватность к возрасту и потребностям ребёнка. Как правило, они допускают много ошибок в воспитании и плохо понимают желания и потребности своего ребёнка. Их воспитательные воздействия отличаются противоречивостью.

Наиболее тяжёлым для ребёнка является четвёртый тип материнства. Данный тип лишает ребёнка чувства стабильности в окружающем мире и провоцирует повышенную тревожность. Это связано с постоянной непредсказуемостью материнских реакций.

Учёные выделяют и неправильные стили в воспитании. Так, исследователь В. И. Гарбузов вместе с соавторами разграничивал неправильные типы воспитания следующим образом:

- воспитание по типу А – эмоциональное отвержение, неприятие. Данному типу свойственно неприятие индивидуальных особенностей ребёнка, попытки «улучшения», «коррекции» врождённого типа реагирования, сочетающиеся с жёстким контролем, регламентацией всей жизни ребёнка, с императивным навязыванием ему «единственно правильного» типа поведения. Наряду с жёстким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребёнка, полным попустительством [1, с. 15].

Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) – тревожно-мнительная концентрация родителей на состоянии здоровья ребёнка, его социальном статусе среди друзей и особенно в детском саду, ожидание успехов на занятиях и в дальнейшем в школе (родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребёнка, однако либо вовсе не учитывают, либо недооценивают реальных психофизических особенностей и ограничений ребёнка) [10, с. 15].

Воспитание по типу В (эгоцентрическое)«кумир семьи», «смысл жизни», т. е. культивирование внимания всех членов семьи на ребёнке иногда в ущерб другим детям или членам семьи [1, с. 16].

В исследованиях мы находим широкое разнообразие стилей воспитания. А. Э. Личко рассмотрел стили семейного воспитания с акцентуациями и психопатиями. Исследователем Э. Г. Эйдемиллер были рассмотрены типы родительского отношения, способствующие возникновению той или иной аномалии развития. К таким стилям воспитанияможно отнести следующие типы:

- гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля за поведением. Может иногда доходить и до полной безнадзорности. Чаще всего данный стиль воспитания проявляется недостаток заботы и внимания к духовному и физическому благополучию ребёнка, его интересам, делам, волнующим тревогам. Существует и скрытая гипопротекция. Она выражена в формальном контроле, недостатке тепла и заботы в отношениях с ребёнком, невключённости в жизнь и переживания ребёнка. Этот стиль воспитания негативное влияние оказывает особенно на детей и подростков с акцентуациями характера по конформному и неустойчивому типу. Кроме того данный стиль может провоцировать и асоциальное поведение у ребёнка – бродяжничество, побеги из дома и т. д. В основе данного типа психопатического развития может быть неудовлетворение потребности в любви, приятии или эмоциональное отвержение [6, с. 242].

- доминирующая гиперпротекция. При данном стиле наблюдается сочетание обострённого внимания, заботы о ребёнке с мелочным контролем, обилием запретов и ограничений. Это усиливает безынициативность, несамостоятельность, нерешительность у ребёнка. Особенно ярко неумение постоять за себя встречается у детей с психостенической, сензитивной и астено-невротической акцентуациями характера. У детей с гипертимной акцентуацией характера такое отношение к нему вызывает противоположное чувство протеста, направленное против неуважения к его «Я». В данном случае наблюдаются и резко усиленные реакции эмансипации [49, с. 242];

- потворствующая гиперпротекция. Этот стиль можно назвать воспитание по типу «кумир семьи». В семьях с таким типом потакают всем желаниям ребёнка, проявляют чрезмерное покровительство и обожание. В результате у ребёнка формируется непомерно высокий уровень притязаний, стремление к лидерству и превосходству, но наблюдается и недостаточное упорство на собственные ресурсы. Данный стиль воспитания способствует формированию у ребёнка психопатий истероидного круга [6, с. 243];

- эмоциональное отвержение. Характеризуется игнорированием потребностей ребёнка, зачастую и жестоким обращением с ним. Скрываемое родителями эмоциональное отвержение ребёнка может проявляться в глобальном недовольстве ребёнком. Родителей не покидает ощущение, что их ребёнок «не такой», «не тот», «недостаточно активный, умный для своего возраста» и т. д. Данный стиль оказывает одинаково негативное влияние на всех детей. Но он по-разному сказывается на их развитии. Так, при эпилептоидной и гипертимной акцентуациях характера у ребёнка ярче будут выступать реакции эмансипации и протеста. Истеродные типы утрируют детские реакции оппозиции. Дети с шизоидной акцентацией характера нередко замыкаются в себе, уходят в мир грёз, мечтаний. Неустойчивые находят удовлетворение в детских и подростковых компаниях, нередко асоциальных [6, с. 243];

- повышенная моральная ответственность. Данный стиль характеризуется несоответствующими возрасту и реальным возможностям ребёнка требованиям бескомпромиссной честности, порядочности, чувства долга. Нередко на ребёнка возлагается ответственность за жизнь и благополучие близких. От ребёнка настойчиво ожидают больших успехов в жизни. Всё это сочетается с игнорированием потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. В условиях такого воспитания ребёнку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребёнка» [6, с. 244].

Таким образом, можно сделать вывод, что все рассмотренные классификации характеризуют детско-родительские отношения либо как гармоничные, либо как конфликтные. Соответственно типу преобладающих в семье отношений и развивается личность ребенка.

Список использованной литературы

1. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977. – С. 14-24.

2. Искольдский Н. В. Исследования привязанности ребёнка к матери в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1985. - №3. – С. 77-84.

3. Сатир В. Вы и Ваша семья. - М., 2005. – 278 с.

4. Смирнова Е. О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. – С. 67-88.

5. Смирнова Е. О., Собкин В. С. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков). // Вопросы психологии. – 1999. -№6.3 –11 с.

6. Хорош С. М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка / Дефектология. – 1991. – №3.

Публикации по теме:

«Родительские установки и их влияние на формирование самооценки будущих первоклассников». Занятие с элементами тренинга Цель: Осознание участниками тренинга роли родительских установок в воспитании ребенка Игровое упражнение. Родителям на выбор предлагаются.

Детско-родительские проекты как форма взаимодействия детского сада и семьи Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает взаимодействие с родителями (законными представителями).

Консультация для родителей «Родительские установки» "О том, как влияют родительские установки на развитие детей. " Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух.

Консультация для родителей в детском саду с использованием ИКТ «Стили семейного воспитания» Консультация для родителей с использованием ИКТ «Стили семейного воспитания»2 слайд: Главнейшим фактором в воспитании ребенка является.

Работа с родителями с элементами тренинга для личностного роста в воспитании детей (детско-родительские отношения) Работа с родителями с элементами тренинга для личностного роста в воспитании детей (детско-родительские отношения) Цель: изменение.

Родительские директивы… Формирование личности ребёнка в семье во многом определяется не только особенностями родительского отношения и типом семейного воспитания,.

Родительские посиделки «Наши щедрые сердца»Родительские посиделки «Наши щедрые сердца» В рамках ежегодного благотворительного марафона "Загляни в глаза ребенку",который проходил с 1 октября по 15 декабря, в нашей группе было.

Родительские встречи «Добро рождает доброту» Актуальность Тема добра очень актуальна на сегодняшний день. Дети – это наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Вопросы нравственного.

Родительское собрание «Стили семейного воспитания» Оборудование: интерактивная доска, на каждого родителя: анкеты, по три фломастера разных цветов, разрезанные на несколько частей определения.

VI Международные Байкальские родительские чтения (фотоотчет)VI Международные Байкальские родительские чтения (фотоотчет) VI Международные Байкальские Родительские Чтения «Экология современной семьи: ценности, традиции, установки» (опыт работы) 31 марта в.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Родительские установки и стили воспитания детей
Опубликовано: 9 августа 2017 в 10:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. Всемирный день творчества и инновационной деятельности

Воспитанию в детях творческого и инновационного подхода к решению задач посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой инновационных игр и занятий, чтобы провести целый день с...

21 апреля. День домашнего спорта на МААМ

Физкультурой и спортом, при желании, можно заниматься не только в спортзале, но и в домашних условиях. Для этого и обыкновенный спортинвентарь можно использовать, и нестандартный: сделанный из подручных...


Горячие темочки