МААМ-картинки

Родительское собрание «Стили семейного воспитания»

Елена Лялина
Родительское собрание «Стили семейного воспитания»

Оборудование: интерактивная доска, на каждого родителя : анкеты, по три фломастера разных цветов, разрезанные на несколько частей определения слова «СЕМЬЯ».

Ход собрания:

1 СЛАЙД. Здравствуйте уважаемые родители! Тема нашего собрания «Стили семейного воспитания». Но прежде чем мы перейдем непосредственно к теме собрания, давайте разберемся с таким важным понятием как «семья».

Публикация «Родительское собрание „Стили семейного воспитания“» размещена в разделах

Сейчас я предлагаю вам превратиться в детей, которые любят собирать разные головоломки (раздаются конверты с разрезными фразами, задача родителей собрать из частей – целое, по очереди зачитывают).

2 СЛАЙД. Педагог подводит итоги: семья, это группа людей, связанных кровным родством, брачными узами, или усыновлением, все члены соединены пониманием, уважением и принятием друг друга

Я думаю, вы все заметили, что во всех 4 определениях одной из важнейших функций является воспитательная функция семьи. В семье воспитываются не только дети, но и взрослые, поскольку воспитание — очень сложный, двусторонне направленный процесс.

У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Для каждой семьи свойственны определенные методы воспитания в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей.

3 СЛАЙД. Методы убеждения, предусматривающие педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями — это объяснение, внушение и совет, метод поощрения, метод совместной практической деятельности.

4 СЛАЙД. Метод поощрения предполагает использование системы педагогически целесообразных средств (похвала, подарки, формирование перспективы) с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения;

5 СЛАЙД. Метод совместной практической деятельности подразумевает участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д. р.);

6 СЛАЙД. Метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных, не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений. Как правило, в качестве средств наказания, используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий — просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера.

Из методов воспитания складываются стили воспитания в семье и конечно каждый стиль влияет по своему на личность ребенка.

Педагог: Может быть, вы знаете, какие стили воспитания существуют?

7 СЛАЙД. Как правило, выделяют 3 классических стиля воспитания :

- авторитарный;

- демократический;

- либеральный.

Прежде чем выяснить, чем один стиль отличается от другого, я вам предлагаю с помощью небольшого анкетирования узнать, какому стилю воспитания придерживаетесь вы. Проводится анкетирование (приложение1) 8 СЛАЙД.

Теперь каждый из вас определился, какой стиль преобладает в вашей семье и можно остановится на каждом подробно:

При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.

Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.

Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.

Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.

Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.

Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А. С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

Предлагаю еще одним заданием проверить, как вы поняли чем один стиль отличается от другого: вам нужно по описанию стиля догадаться, названия, задача родителей вспомнить и назвать стиль) :

9 СЛАЙД. ….Желание родителя — закон! Беспрекословное подчинение. Причины указаний и запретов не транслируются. Дети в таких семьях конфликтуют, но чаще приспосабливаются, становятся неуверенными в себе, не самостоятельными.

10 СЛАЙД. …Родители не обращают внимания на детей, ничем не ограничивают. Дети часто попадают под любое влияние. Никого не слушаются. Могут поднять руку на родителя. У детей почти нет никаких ценностей.

11 СЛАЙД….Родители ценят самостоятельность и дисциплину. Родители дают ребенку возможность быть самостоятельным. Родители уважают мнение ребенка и советуются с ним. Контроль основан на нежных чувствах и разумной заботе. Дети прислушиваются к объяснениям.

Вы справились и правильно определили все стили воспитания.

Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.

12 СЛАЙД. Практические задания: Сейчас я попрошу выйти 3 пары родителей. Мы с вами наглядно посмотрим особенности каждого стиля воспитания. Разделитесь, кто в паре будет ребенком, кто родителем. Задача родителей —уложить ребенка спать, задача детей — не соглашаться. Первый родитель покажет нам, как бы себя повел при авторитарном стиле воспитания, второй родитель — при либеральном, третий — при демократическом.

(После того, как родители проиграют сценки, педагог спрашивает, как чувствовали себя «дети» в каждой паре. Как правило, в либеральной семье ребенок чувствует себя ненужным, в авторитарной подавленным, а в демократической ребенок чувствует себя комфортно).

Еще одно упражнение предлагаю провести всем вместе «Ладони» : прошу всех выйти и встать друг напротив друга, закрываем глаза и вытягиваем вперед ладони поднятые вверх, один из вас будет выбирать себе того с кем хочет поменяться местами и своими ладонями накрывать ладони выбранного человека. После упражнения подводим итог: как чувствует себя тот, до которого затронулись и как чувствует тот, до которого так и не дошли.

Если будет время, то упражнение «Коридор ласки»

13 СЛАЙД. Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.

Уважаемые родители, Вам также дается домашнее задание, как и Вашим детям.

Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

И задание повышенной сложности: попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

14 СЛАЙД. А. Макаренко говорил: «Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Стили воспитания родителей» Консультация для родителей «Стили воспитания родителей» Для решения нелегкой воспитательной задачи существует четыре стиля воспитания.

Консультация для родителей в детском саду с использованием ИКТ «Стили семейного воспитания» Консультация для родителей с использованием ИКТ «Стили семейного воспитания»2 слайд: Главнейшим фактором в воспитании ребенка является.

Cтили семейного воспитания Cтили семейного воспитания Личность ребёнка, формируется под воздействием того стиля семейного воспитания, который применяют к нему родители.

Первое родительское собрание «Корабельное собрание группы «Кораблик» Сценарий родительского собрания «Первое корабельное собрание на «Кораблике" Автора: Минеева Олеся Владимировна. Должность: воспитатель.

Помощь родителям в организации семейного воспитания ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. К. А. Шикина (АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 63 «Весняночка», г. о. Тольятти).

Родительское собрание «Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка» Родительское собрание на тему: «Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка»Задачи: - показать значимость психологического.

Родительское собрание в старшей группе тема «Природа, как средство воспитания и развития ребёнка» Родительское собрание в старшей группе. Тема «Природа, как средство воспитания и развития ребёнка». Воспитатель: Комарова Л. А. МАУДО «Детский.

Стили семейного воспитания. Семинар-практикум для педагогов-психологов. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. СЛАЙД 1. Главным институтом воспитания является семья. Семья - это.

Сущность и содержание семейного воспитания Семья представляет собой социально-педагогическую группу людей, которая предназначена для оптимального удовлетворения потребностей в продолжении.

Значение семейного воспитания в развитии ребенка Значение семейного воспитания в развитии ребенка. Семейная педагогика – это наука, изучающая специфику условий семейного воспитания, которая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Стили семейного воспитания»
Опубликовано: 25 апреля 2017 в 20:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД