Лучший педагог года

Родительский клуб «Развитие ручной умелости у детей»

Эльвира Шастина
Родительский клуб «Развитие ручной умелости у детей»

Родительский клуб

“Рука – это вышедший наружу мозг человека” Н. Кант.

Сухомлинский В. А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Публикация «Родительский клуб „Развитие ручной умелости у детей“» размещена в разделах

Отечественный физиолог Н. А. Бернштейн выделил основные закономерности двигательного развития ребенка, которые формируются у человека по мере овладения разнообразными двигательными действиями и обеспечивают фундамент для развития всех физических качеств человека. Им выделены следующие классы умений:

умения произвольно поддерживать и регулировать тонус мускулатуры;

умения выполнять действия с разнообразными предметами;

умения выполнять разнообразные манипулятивные действия, требующие для своего выполнения «тонкой (мелкой) моторики».

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем при выполнении мелких движений кистями и пальцами рук. Ручная умелость – способность выполнять руками определенные движения по самообслуживанию, выполнению бытовых и трудовых действий, рукоделию и ручному труду, изобразительной деятельности, письму и т. д.

У большинства современных детей отмечается, как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Если много лет назад родителям вместе с детьми приходилось очень многое делать руками: стирать, полоскать, вязать, вышивать, штопать, чистить, подметать, готовить, плотничать и мастерить, работать в поле и еще многое другое, то в настоящее время труд людей облегчают машины, кухонные комбайны и пылесосы, что абсолютно не развивает ручную умелость. Детям перестали давать в руки пластилин и краски, не разрешают трогать предметы на прогулке, чтобы не испачкать руки. Цветные карандаши, которые «заставляют трудиться» детскую руку, плавно заменили яркими фломастерами. Все это самым непосредственным образом отражается на ручной умелости, на развитии детей в целом и, особенно на развитии мелкой моторики.

Игровой тренинг с детьми и родителями.

Пальчиковые игры с предметами.

Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма.

1. Упражнения с карандашом:

зажать карандаш между ладонями и покатать его;

поставить локти на стол; взять карандаш за концы большим, указательным и средним пальцами правой и левой руки и покрутить его вперёд и назад;

положить левую руку на стол; катать карандаш сначала по внешней, затем по внутренней стороне (т. е. по ладошке) руки; сменить руку;

поставить локти на стол; зажать карандаш между указательными пальцами обеих рук; вращать руки вместе с карандашом то в одну, то в другую сторону; затем опустить руки, встряхнуть кисть; далее можно продолжить, захватив карандаш другими пальцами; вращается карандаш и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях;

поставить локти на стол; зафиксировать два карандаша между пальцами обеих рук: один - указательными, другой - средними; соединять указательные и средние пальцы рук, имитируя движения ножниц и при этом стараться удержать карандаши, не уронив их;

рука лежит на столе ладонью вверх (правая - левая); удерживать карандаш каждым согнутым пальцем;

рука лежит на столе ладонью вниз (поочерёдная смена рук или обеими руками одновременно); удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный - сверху, средний и мизинец - снизу.

2. Упражнения с массажными шариками (су-джок) из пластмассы:

покатать шарик между ладонями;

сжимать и разжимать шарик то в правой (по 4 раза, то в левой руке;

катать шар по ладони каждым пальцем сначала правой, затем левой руки;

надавливая подушечками всех пальцев сразу двух рук на "шипы" шарика, вращать его вперёд и назад;

катать шарик по внешней стороне руки (правой, затем левой) и т. д.

3. Упражнение с горошком.

Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошины, набирает целую горсть одну за другой и удерживает их в руке. После двустишья – смена рук.

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки.

4. Упражнения со счётными палочками.

Перед ребёнком раскладывается 4 счётные палочки. Он берёт их одноимёнными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берёт одну палочку. На каждую строчку – по одной палочке.

Очень длинный клюв у цапли, 2-2 пальцы

Вы длинней найдёте вряд ли. 3-3 пальцы

Клювом меряться пришли 4-4 пальцы

Аисты и журавли. 5-5 пальцы

5. «Комканье платка».

Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя только пальцы одной руки. Потом другой рукой. Можно комкать и два платка одновременно (платки должны быть маленькими).

У меня живот проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Таким образом, приобретенные навыки сопровождают ребенка всю жизнь. В первую очередь они оказывают влияние на уровень развития речи ребенка. Значит, чем раньше будет начата работа, тем выше будет результат.

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Автор публикации:
Родительский клуб «Развитие ручной умелости у детей»
Опубликовано: 28 января 2015 в 22:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД