Лучший педагог года

Родительский всеобуч «Виды работ по коррекции речевых нарушений»

Коротаева Лидия Николаевна
Родительский всеобуч «Виды работ по коррекции речевых нарушений»

Цель: оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов при проведении домашних занятий по автоматизации звуков;

Оборудование: карточки с заданиями и речевым материалом (предметные картинки, наборы слов и предложений на определенный звук, слоговые ряды для составления “чистоговорок”, «мнемодорожки», «логопедический абак», выставка пособий по автоматизации звуков).

1.Вступительное слово учителя-логопеда.

Публикация «Родительский всеобуч „Виды работ по коррекции речевых нарушений“» размещена в разделах

Значение игры в жизни ребенка очень велико! Игры стимулируют познавательную активность ребенка, позволяют ему усваивать необходимые знания в интересной для него форме. Сегодня мы рассмотрим, как превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков у детей в занимательную игру. При выполнении упражнений в игровой форме одновременно с автоматизацией звука у ребенка будет совершенствоваться фонематический слух, будут улучшаться процессы памяти, внимания, развиваться творческое воображение. Если сопровождать проговаривание домашних заданий рисованием картинок, действиями с игрушками из “Киндер-сюрпризов”, выкладыванием “дорожек” из счетных палочек или спичек, мозаики, пуговиц, камешков и т. п., то у ребенка будут задействованы пальчики рук, что в свою очередь благоприятно скажется на развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму.

Постановка звуков – это сложный процесс, который чаще всего осуществляет логопед. осле того, как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации. Автоматизация – это тренировочные упражнения со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

Автоматизация любых звуков осуществляется в определенной последовательности:

• в слогах;

• в словах без стечения согласных, с учетом местоположения звука (в начале, в середине, в конце слова, в словах со стечением согласных звуков;

• в предложениях;

• в чистоговорках, скороговорках и стихах;

• в рассказах и в связной разговорной речи.

При закреплении правильного произношения того или иного звука необходимо соблюдать несколько основных правил:

На первых порах нужно многократно проговаривать с ребенком речевой материал, предоставленный логопедом – важно четко произносить ряды слов со звуком в определенной позиции, а чуть позже – предложения, насыщенные закрепляемым звуком, заучивать стихотворения.

Предусматривается постепенное повышение темпа речевых упражнений: от неторопливого произнесения слов и предложений с протяжным, утрированным выделением отрабатываемого звука ребенок должен постепенно переходить к обычному темпу речи. На определенном этапе можно будет приступить к более быстрому проговариванию скороговорок.

Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию: важно объяснить ребенку значимость правильного произношения. Обязательно хвалите вашего малыша за выполненные задания, за его достижения, отмечайте успехи ребенка. Не акцентируйте внимание на неудачах, а целенаправленно преодолевайте их. Старайтесь не заниматься с ребенком, если он утомлен или перевозбужден, скорее всего, такие занятия не дадут результата.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука более увлекательным и эффективным, необходимо больше играть с ребенком. Можно включить игры в свои повседневные дела: играйте с вашим малышом во время прогулки, по дороге домой из детского сада, в автобусе или в поликлинике, во время совместного творчества или приготовления ужина! Картинки и игрушки, игровая ситуация, а также эмоциональное преподнесение речевого материала создают непринужденную обстановку и превращают закрепление звуков в интересное занятие.

С логопедом ваш ребёнок проводит пару часов в неделю. Но становление речи – процесс непрерывный. Только ваше участие, заинтересованность и постоянное внимание к произношению ребенка помогут преодолеть речевое нарушение.

На сегодняшний день имеется очень большой выбор логопедических тетрадей для домашней работы над звуками. Я попыталась выбрать самые интересные и полезные упражнения, которые в них предлагаются. Мы выполняем эти задания на логопедических занятиях, но их обязательно надо закреплять дома. Постарайтесь найти немного времени на подготовку и проявить фантазию.

2. Практическая часть

Итак, давайте будем учиться играть! Для начала необходимо собрать речевой материал для автоматизации того или иного звука:

• сделать карточки со словами и предложениями (можно воспользоваться теми распечатками и карточками, которые вам подобрал логопед);

• найти и вырезать картинки с автоматизируемым звуком из старых журналов или выбрать картинки из “Лото” (возможно у вас дома найдутся лото “Детское”, “Подбери и назови”, “Времена года”, “Животные” или др.);

• вы можете купить готовые логопедические тетради для домашних заданий (о некоторых из них я рассказывала вам ранее).

На первом этапе звук автоматизируется в слогах, но на этой работе, как правило, мы долго не задерживаемся. Все-таки, смысловые упражнения должны преобладать над чисто механическим повторением и проговариванием. На данном этапе можно использовать самые разные пособия, которые, в свою очередь, можно использовать для развития мелкой моторики ребёнка. Особый интерес у детей вызывают игровые пособия, игровые упражнения: «Клавиатура», «Гусеница», «Бусы для мамы» и др.

(Демонстрация игр)

Далее рассмотрим примеры дидактических игр для закрепления звуков в словах:

• “Лото”;

• “Лабиринты” (создайте собственные “лабиринты” из подобранных вами картинок или воспользуйтесь пособием Л. А. Комаровой “Автоматизация звуков в игровых упражнениях”).

С картинками из “Лото” или “Лабиринтов” можно поиграть в “Ходилки”: шагаем по стрелочкам и называем картинки. А также выполнить другие задания: “Загадки”, “Эхо”, “Фотограф” и т. д.

С родителями проигрываются приемы на автоматизацию звуков: “Угадай-ка”(отгадывание предметов по их признакам или действиям: например: “Мужская, полосатая. Что? (рубашка, “Течет, журчит. Что? (ручей, “Половинки” (угадывание слова по его началу: шап., сан., руба., “Хлопушки” или “Телеграф” (проговаривание слов сопровождается отхлопыванием, отстукиванием их по слогам: ла-пы, ла-до-ни, ма-ши-на, «Назови, что находится в центре, над, под, справа, слева, между…»,

«Чего не стало?», «Что изменилось?» и т. д.

• “Собери одинаковые предметы” – упражнение на развитие внимания по типу “корректурной пробы”: можно схематически изобразить любые предметы с заданным звуком в названии и попросить ребенка: “У тебя много разных предметов, но ты должен собрать в коробочку только ручки. Называй все предметы подряд, но зачеркни только ручки”, “Надо сорвать все груши – обведи их карандашом”, “Подари Маше только мишек” и т. д.

(Родители на листах бумаги изображают несколько предметов схематически)

В игры, которые мы с вами будем рассматривать дальше, можно играть как с картинками, так и без них.

• “Угадай слово”, “Придумай слово” - узнавание или придумывание слов по заданному начальному слогу или по первой букве (звуку)

Варианты игры “Волшебная палочка” – это лексико-грамматические упражнения: “Один – много” – образование существительных множественного числа; “Прятки”, “Много чего” – правильное употребление окончаний существительных единственного и множественного числа в родительном падеже; “Назови ласково”, “Большой-маленький” – образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

• “Посчитай-ка” согласование имен существительных с числительными.

(«Логопедический абак»)

Можно использовать счетные палочки, магнитные цифры, бусы, самостоятельно смастерить «логопедический абак».

Родители считают предметы с помощью логопедического абак.

Как видите, подобные упражнения позволяют научиться употреблять некоторые сложные грамматические формы правильно, без ошибок.

Следующие игровые приемы развивают речевой слух ребенка, активизируют его словарный запас, развивают память.

• “Эхо” - “Повтори по три (четыре) слова за мной, как будто ты – мое эхо в лесу” (ПР. : руки, ручка, кенгуру)

• “Рифмы” - подбор слов, похожих по звучанию. (Пр. : раки-руки, пар-удар-загар, лава-Клава, пол-стол и т. д.)

Родителям предлагается поиграть в “Поэтов”: нужно выбрать из предложенных слов или самостоятельно подобрать слова в рифму к заданному слову :

Комары – (топоры, Ковер –. (шофер, костер); Кефир –. (зефир, факир).Колобок –. (коробок, клубок, мыло –. (шило, было) и т. п.

“Четвертый лишний” – в этом задании надо выделить и назвать лишний предмет. Три предмета можно объединить по какому-то признаку, например, форме, назначению или их можно назвать одним обобщающим словом (“овощи”, “животные”, “инструменты”, “школьные принадлежности” и т. п.). А вот один предмет не обладает таким признаком и является лишним.

Родителям предлагаются карточки на данное упражнение. Родители называют лишний предмет, объясняют свой выбор.

Следующим этапом является автоматизация звука в предложениях. Просто придумывать предложения – это скучно! Поэтому вам придется быть изобретательными, чтобы заинтересовать ребенка. Можно обыграть такие задания следующим образом: взрослый проговаривает предложения, насыщенные заданным звуком, искажая произношение звука – пропуская звук, заменяя его другим или подражая неправильному произношению самого ребенка.

Данный прием проигрывается с несколькими родителями, которым раздаются карточки с предложениями.

Переставьте слова в предложении, чтобы его смысл стал неправильным, необычным. Это очень весело и такие приемы нравятся детям.

• “Заколдованные предложения”, “Небылицы”, “Путаница”, “Помоги Незнайке”, “Скоморох решил тебя рассмешить” и т. д.

С этой же целью используем на логопедических занятиях, а вы можете продолжать это дома, следующий прием: перечисляем предметы, которые нашли “Мила” и “Владик”. Эту игру можно устроить в форме соревнований – кто больше придумает слов со звуком Л и правильно его произнесет, тот и считается победителем («Даша» и «Паша» - слова со звуком Ш) и т. д.

Чуть позже, когда ребенок уже сможет контролировать свою речь и без особых усилий произносит звук, в процесс автоматизации можно включить стихотворную речь.

Сначала, как правило, берем простой вид стихотворной речи – чистоговорки. Чистоговорки – это слоги и предложения, рифмованные между собой. Их можно проговаривать совместно, договаривать или придумывать самостоятельно.

А теперь вас ждет самостоятельная работа – кто-то попробует сочинить чистоговорку, а кто-то придумает ее конец.

Родителям раздаются карточки с началом чистоговорок, дается 2-4 минуты на творческую работу, затем можно заслушать несколько примеров.

Некоторые дети после предыдущих этапов работы уже смогут без контроля со стороны взрослого использовать в обычной речи правильное произношение. Но кому-то еще необходимо будет проработать звуки в скороговорках, коротких стихотворениях и связных рассказах.

Скороговорки, стихи, загадки, насыщенные закрепляемым звуком, можно найти в любых логопедических пособиях, на сайтах по развитию речи, а также подборки скороговорок есть в картотеке нашего логопедического кабинета.

(Родителям предлагается вспомнить, какие скороговорки, стихи они учили со своим ребёнком.)

Для лучшего запоминания стихотворений советую использовать приём мнемотехники – т. е. рисовать предметы из каждой строчки стишка или загадки, а потом вспоминать текст, глядя на зарисовки.

Родителям раздаются «мнемодорожки», предлагается воспроизвести зашифрованный в ней текст скороговорки, стихотворения.

И все-таки, главной целью всей логопедической работы является формирование коммуникативных умений и навыков у ребенка. Важно, чтобы к моменту окончания занятий с логопедом дошкольник мог правильно выговаривать все звуки в любых ситуациях общения. Поэтому заключительный этап – это автоматизация звука в связной речи: составление и пересказ рассказов (по сюжетной картинке, по серии картинок, пересказ сказок, придумывание историй и фантазирование. “Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разговорному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельные высказывания”. Эта работа помогает не только закрепить произношение звуков, но и способствует развитию монологической речи ребенка, положительно влияет на его речевую готовность к школе.

Существуют специальные пособия по развитию связной речи – наборы и серии сюжетных картинок, специально созданные авторские тексты, максимально насыщенные автоматизируемым звуком. Но можно использовать обычные детские книги с картинками, которые наверняка найдутся у каждого из вас в домашней библиотеке. Для пересказа подойдут, например, известные детям сказки “Теремок”, “Репка”, “Колобок”, очень хороши произведения В. Г. Сутеева с авторскими иллюстрациями.

3. Подведение итогов.

Процесс становления правильной, красивой речи очень сложен и требует большого терпения и заинтересованности! Я уверена, что если вы будете заниматься вместе с ребенком весь период логопедической работы и следить за его произношением, то результат этого кропотливого труда не заставит себя ждать.

Публикации по теме:

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе Для детей с ОВЗ Лексические темы,игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Всеобуч «Мама, папа, я — читающая семья» в форме викториныВсеобуч «Мама, папа, я — читающая семья» в форме викторины Цель: применение на практике полученных знаний о детской литературе. Задачи: Образовательные: Обобщить, закрепить и расширить знания о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительский всеобуч «Виды работ по коррекции речевых нарушений»
Опубликовано: 1 марта 2020 в 18:44
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД