идельчук любовь
Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»
Цель собрания : Привлечение родителей к вопросу трудового воспитания дошкольников
Задачи:
Расширять представления родителей в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Родительское собрание „Трудовое воспитание в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Привлекать родителей к совместным действиям детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольников.
Повышать педагогическую компетентность родителей в процессе использования разнообразных приемов их активизации.
Форма проведения: дискуссия.
Подготовительный этап
- Приглашение родителей на собрание.
- Подборка педагогических ситуаций и пословиц о труде.
- Подготовить памятки «Что может делать дома ребенок 5-6 лет».
- Подготовить Анкету для родителей
- Опросить детей "Как вы помогаете родителям по дому. Что вам поручают делать. " (подготовка к игре "Узнай своего ребенка")
Ход собрания:
Пока родители собираются, предложить им заполнить анкету.
Воспитатель : Добрый день, уважаемые родители! Начинаем родительское собрание, а начать хочется со слов: «Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.» А. С. Макаренко.
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, труд не нужен человеку… А теперь те, кто уверен, что труд необходим человеку как воздух… Поднимите руку те, кто считает, что детей нужно приучать к труду с раннего возраста. а теперь те, кто не видит в этом необходимости, и, напротив, уверены, что у детей должно быть безоблачное детство, поработать успеют, став взрослыми.
-Без подсчета голосов видно, что у нас с вами единое мнение.
Спасибо!
Основная Образовательная Программа детского сада, рассматривает труд как средство умственного воспитания детей, поскольку труд способствует развитию мышления, внимание, сообразительности, творческого воображения, умение планировать свою работу.
Труд позволят сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формируют умение учиться. А чтобы ребнок научился трудиться, особое внимание уделяется принципу «сам». Ведь научиться чему- либо человек может только сам, если захочет и испытает потребность в той или иной деятельности.
Вот почему в работе с детьми большое внимание уделяется семи "сам». (родители подбирают слова - воспитатель записывает полученные слова на доске)
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
САМОВЫРАЖЕНИЕ
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
САМ САМОКОНТРОЛЬ
САМООЦЕНКА
САМООБУЧЕНИЕ
САМОВОСПИТАНИЕ
Задача наша с вами - помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развить желания и потребность ребенка в получении определенных трудовых умений. Другими словами - Формировать положительное отношение к труду.
Давайте разберем несколько ситуаций:
• «Наташа вместе с мамой убирает комнату. И хотя девочке не поспеть за мамой, она все же старается от нее не отстать. Когда работа закончена, они обе придирчивым взглядом окидывают комнату: «Вот теперь красиво, хорошо стало» - говорит мама».
Вопрос: В чем воспитательная ценность участия ребенка в бытовом труде взрослых. (ребенок приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, постигает понятие взаимопомощь) .
• Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю!» Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.
Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? (Нельзя, наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия). Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность, должны быть в меру.
• Шестилетняя Маша не любит убирать свои вещи и игрушки, а поручения мамы выполняет нехотя, небрежно, с оговорками «Потом, уже некогда, спать пора» и т. п.
- А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! – девочка явно гордиться своим поступком.
- Молодец! – говорит мама. – За это сегодня можешь не помогать
мыть посуду.
Иногда мама освобождает дочь от трудовых обязанностей за то, что та слушалась бабушку, или за то, что старательно занималась в детском саду.
Вопрос: Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? (Нет. Это, тормозит воспитание трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей.)
Папа закрепляет полку на кухне Приготовил инструменты, дрель. Ребёнок «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты.
Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать».
Согласны ли Вы с папой?
Как бы Вы повели себя в такой ситуации?»
Мама поручила шестилетнему Ване вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мама заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел в комнату и просидел там до вечера.
Правильно ли поступила мама, взявшись демонстративно переделывать работу сына?
Как следовало верно поступить в данной ситуации?
Лена 6 лет, капризничает, она хочет скорее идти гулять и не желает собирать игрушки.
- «Пусть бабушка убирает их одна!»- говорит Лена.
Бабушка пытается воздействовать на девочку разными способами, но ничего не помогает.
Как бы Вы поступили в такой ситуации?
(Бабушка взяла куклу и обратилась к девочке от её лица. Попросила помочь убрать игрушки. Лена согласилась, уборка была быстро закончена).
Обсуждение с родителями : Что может делать ребенок дома? (Раздать памяткаи для родителей "Что может делать дома ребенок 5- 6 лет"
Чистить пальто, обувь.
Стирать носовые платки, ленты, носки.
Накрывать стол для еды, убирать посуду.
Мыть и убирать игрушки.
Протирать мебель.
Убирать свою постель (с помощью взрослого) .
Подметать пол.
Поливать комнатные растения.
Кормить рыб и ухаживать за комнатными растениями.
Подклеивать книги, коробки для настольных материалов.
Помогать взрослым в работе по дому.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия:
- Все дела и заботы общие;
- труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех;
- меняется все представление о себе и об окружающем мире;
- Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в жизни. Таким образом происходит переход от самооценки к самопознанию;
- развиваются способности, умение и навыки;
- также формируются виды мышления. Особенно в ручном труде и конструировании.
Игра «Угадай своего ребенка»
А теперь вспомним пословицы о труде.
Игра «Собери пословицу». (разрезать пословицы пополам, раздаются родителям. Они должны найти свою половину)
Да, человек трудом красен. Вот и поговорим о профессиях. Зачем нам нужна профессия? Нередко можно услышать фразу: «Если будешь плохо учиться, пойдшь в дворники».
(обсуждение, вывод: мы должны уважать любой труд и прививать это своим детям) .
Уважаемые родители, хочется обратить внимание на то, что очень важно познакомить ребенка со своим трудом на производстве, о том, что Вы делаете и какую пользу приносите людям: например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей. Не ходя далеко за примерами, хочется сообщить вам, уважаемые родители, что очень часто мы, работая с детьми интересуемся подобной информацией, но далеко не каждый ребенок может рассказать о работе своих родителей. Как же ребенку рассказать о профессии?
Давайте вместе придумаем схему рассказа (родители вместе с воспитателем составляют план- схему рассказа, записывают) .
План схема
• Кто это (название профессии)
• Где работает
• Что делает
• Инструмент
• Зачем
• Чем нравится
Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример — оптимальные условия воспитания трудолюбия.
Подводится итог собрания