Татьяна Михайлова
Родительское собрание для старшего дошкольного возраста «Растить любознательных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: раскрыть значение познавательного интереса ребёнка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.
Подготовила и провела воспитатель Михайлова Татьяна Анатольевна
Время проведения: февраль 2018 год
Форма проведения : дискуссия, круглый стол
Участники собрания: родители воспитанников, старший воспитатель, воспитатель
Место проведения: музыкальный зал детского сада
План проведения:
1. Вступительная часть
Публикация «Родительское собрание для старшего дошкольного возраста „Растить любознательных“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
2. Решение педагогических ситуаций
3. Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»
4. Подведение итогов родительского собрания
5. Организационные вопросы
Подготовительный этап работы :
1. Подготовка памятки «Как отвечать на детские вопросы»
2. Изготовление на ватмане обращения к родителям
3. Оформление плаката с высказыванием Исаака Ньютона «Не знаю, каким я кажусь людям….»
4. Подготовка помещения к проведению родительского собрания.
Ход родительского собрания
1 часть
Воспитатель приветствует родителей. Всех благодарит, что пришли на эту встречу и собрались за круглым столом. Ведь всех собравшихся объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания, ведь детям совсем скоро идти в школу. И будет ли жизнь радостной для первоклассника, или наоборот, омрачится, во многом зависит от нас взрослых, родителей воспитанников и ДОУ. Вы наверное все будете согласны с тем, что познавательный интерес у ребёнка – дошкольника должен быть сформирован именно в эти годы, в возраст до семи лет. Дети по своей натуре любознательные личности. Их интересует всё неизведанное : они впервые для себя узнают, что холодная сосулька в тёплой ладошке превращается в воду, что бумага мнётся и рвётся, что тяжёлый камешек брошенный в оду тонет, а деревянная щепочка плавает на поверхности воды.
Нам взрослым, нередко дети доставляют беспокойства по поводу их стремления познать, что-то неизведанное. Они могут нечаянно порезать руку, когда работают с ножницами,ведь им хочется узнать, как разрезается бумага; или разбирают игрушки, содержащие механизмы, ведь им непременно хочется узнать почему машинка ездит, плюшевый мишка вертит головой и лапками, а робот передвигается. В таких моментах у детей возникает множество вопросов: из чего сделано? для чего нужно?
Наша с Вами беседа – дискуссия о развитии любознательности у дошкольников шестого года жизни.
Ведь слова «любознательный» и «любопытство» это совершенно два разных значения слова. В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожёгова сказано, что:
«Любознательный - это человек, который склонен к приобретению новых знаний а, Любопытство - это :
1. Мелочный интерес ко всяким, даже несуществующим подробностям.
2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое с проявлением интереса к чему- нибудь, то есть пустое любопытство.
Воспитатель комментирует высказывания детей проведённых накануне родительского собрания (обобщение) и предлагает узнать у родителей их мнение о любознательности их детей.
Вопросы для детей (опрос до родительского собрания)
На собрании при обсуждении с родителями даются только обобщающие ответы, без указания имени и фамилии ребёнка.
1. Любите ли вы загадки?
2. Кто загадывает их дома?
3. Во что вы любите играть больше всего?
4. Чем больше всего любите заниматься?
5. Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
6. Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в играх?
Вопросы к родителям:
1. Задаёт ли ваш ребёнок вопросы? Как часто? О чём эти вопросы?
2. Всегда ли Вы отвечаете на них, и как Вы считаете всегда необходимо отвечать?
3. Часто Ваш ребёнок удовлетворён Вашим ответом или нет?
4. К кому чаще обращается ребёнок с вопросами к папе, маме, бабушке или дедушке, или к старшим братьям и сёстрам? Почему?
Обсуждение данных вопросов.
2 часть
Решение педагогических ситуаций.
Воспитатель предлагает первую ситуацию: Мама с дочкой идут по улице, неожиданно пошёл дождь. Дочка спрашивает: «Мама, а почему дождь пошёл?» - и слышит в ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
Вопросы к родителям:
1. Вы согласны с ответом матери? Поставьте себя на место этого ребёнка.
2. Что следует учитывать при ответах на детские вопросы?
3. Необходимо сразу давать исчерпывающий ответ?
4. Как отвечать на детские почему, чтобы интерес не потерялся, а развился?
5. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять не досказанным что-то, чтобы дошкольнику непременно захотелось вернуться ещё и ещё раз к тому, что он узнал.
Воспитатель: - "А Вы как считаете?"
Обсуждение.
Релаксация. (Проговаривание слов с движениями)
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел!
Шевельнулся, потянулся
Взвился вверх и полетел
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся!
3 часть
Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»
На столах у родителей памятки.
Уважаемые родители, как Вы считаете, данные советы заслуживают внимания или Вы не согласны с ними?
Очень эффективно развивается любознательность при помощи отгадывания и придумывания загадок.
Например: В небе белая гора
Легче пуха и пера (Облако).
Дети конечно ответят, что это облако. Родители, Вы останетесь довольны ответом? Какие вопросы необходимо задать, чтобы развить интерес к происходящему?
- Почему гора? Почему белая? Почему легче пуха и пера?
Рефлексия:Чтение стихотворения «Почему?» автора Владимира Шапова
Сын пришел к отцу с вопросом:
- Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
- Да отстань же ты, отстань же
С почемуканьем своим.
- Папа! – Сын вернулся вскоре,
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Папа, что такое грань?
- После, некогда, отстань!
Снова сын пришел к папаше:
- Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
А в ответ сверкнула вспышка:
- У меня свои дела!
И, вздохнув, побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?.
Всякий раз ответ один…
Постепенно стал все реже
Беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья,
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:
- Вызов в школу? Почему?
Что такое? В чем причина?
Совершенно не пойму?
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки – огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму!
Отчего же, почему же?
… В самом деле, почему?
Вопросы к родителям
1. Вспомните пожалуйста, самый интересный на Ваш взгляд, вопрос, который задал вам ребёнок и Ваш ответ на него.
2. Развивают ли загадки детскую наблюдательность?
3. В развитии любознательности ребёнка имеют значение наблюдения и прогулки?
В заключении родителям предлагается, по очереди передавая мягкую игрушку, пожелать что-нибудь приятное, доброе группе, которую посещает их ребёнок.
Длительность родительского собрания 1,5 часа.