Надежда Тихомирова
Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать у родителей представление о воспитании культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста;
2. Сформировать у родителей представления о значении самообслуживания в воспитании детей, их роли в процессе воспитания самостоятельности.
3. Познакомить родителей с навыками самообслуживания детей раннего возраста.
Публикация «Родительское собрание „Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
4. Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность группового сообщества.
Форма проведения : Круглый стол (группа раннего возраста)
План проведения:
1. Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста
2. Игра «Собери алгоритм умывания»
3. Выступление воспитателя
«Самостоятельность в самообслуживании».
5. Игра: «Конфеты»
6. Беседа воспитателя и родителей по теме собрания
7. Игра: «Умелые ручки»
8. Анкетирование родителей.
9. Подведение итогов собрания.
Материалы и оборудование:
Мяч, 2 мольберта, листы А-4, фломастеры, ручки, карточки для игры «Собери алгоритм умывания», распечатанные анкеты (на каждого родителя)
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы посвятим наше родительское собрание теме очень важной, актуальной, требующей терпения «Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста».
Итак, первый вопрос «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Одна из задач воспитания детей раннего возраста - воспитание культурно-гигиенических навыков. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом. Некоторые родители говорят так : «Пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучать его к правилам можно и позже». Это неверное мнение! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле - здоровый дух». И родители, и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, веселыми, физически хорошо развитыми. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
А вот как они это будут делать – зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.
В группе раннего возраста нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.
На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука — освоение и применение культурно-гигиенических навыков.
В группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки во всю едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?
Самые первые представления о культурно – гигиенических навыках ребенок получает именно в семье.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи.
Помимо этого необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки : следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались салфеткой.
Обязательно нужно учить малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых.
Также необходимо начинать работу по воспитанию навыков одевания (раздевания) : учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Также необходимо не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными.
То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме.
Из практики видно, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию необходимо начинать по порядку: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, и объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».
Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, ногти, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся :
-рационально организованная обстановка;
-четкий режим дня;
-руководство взрослых.
Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
По мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию («Научим мишку умываться», «Помоем нашу дочку», «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Накормим куклу обедом» и много, много других,тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры.
В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр., а также отражают правила, которые стоят за выполнением культурно - гигиенических навыков : одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию.
2. Игра «Собери алгоритм умывания»
И сейчас мы с вами поиграем в игру: «Собери алгоритм умывания»
Ход игры: Родителям предлагаются разрезные карточки, на которых изображен алгоритм умывания, их надо разложить по порядку.
(проводиться игра)
Мы с ребятами этот навык освоили, единственная трудность пока - это закрыть кран. Каждый знает свою картинку, вешают на крючок. Тоже самое касается горшков, все ребята научились брать свой горшок, умеют самостоятельно снять одежду, сесть на горшок, одеться самостоятельно или с небольшой помощью взрослых.
3. Выступление воспитателя по второму вопросу:
«Самостоятельность в самообслуживании».
Второй вопрос нашего собрания тоже не менее важен «Самостоятельность в самообслуживании».
И начну я со стихотворения Константина Мурзалиева «Я сам»
Я всё умею делать сам:
Сам просыпаюсь по утрам,
Сам говорю: - Пора вставать!
Сам застелю свою кровать!
Я сам! Я первый на ногах,
Сам одеваюсь впопыхах,
Чтоб никуда из-за меня
Не опоздала бы родня!
Сам чищу ваксой башмаки,
Сам завяжу на них шнурки –
Как следует, без узелка,
А это ж целых два шнурка!
И вот иду я в детский сад –
Я сам! Не то что год назад!
Метёт метель, сечёт ли дождь
А ты идёшь себе, идёшь…
Я и до школы бы дошёл,
Я сам дорогу бы нашёл,
Но только надо, говорят,
Сперва закончить детский сад.
И я хочу задать вам вопрос: «Наблюдаете ли вы какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?» (высказывания родителей)
Дети в этом возрасте уже начинают проявлять самостоятельность. Если это время упустить, неправильные действия автоматизируются, и ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. У ребенка, могут возникнуть плохие привычки, тогда уже придется бороться с ними. А ведь хорошо известно, что воспитывается легче, чем перевоспитывать.
В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно, пить, есть, одеваться, умываться и т. д.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 2,5 – 3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдется хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребенка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего - либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в ее достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания. Мы стараемся формировать простейшие навыки самообслуживания у детей; учим их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Опрятность и аккуратность не врождённые качества, а приобретённые.
Давайте же разберёмся, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?». Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков :
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
- раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);
- опрятности (пользоваться горшком).
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей. К ним относятся:
- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);
- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);
- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);
- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).
Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.
Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.
Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.
Чтобы облегчить ребёнку освоение навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным и увлекательным. Нам помогает в работе игра, стихи, потешки, сказки. Ребёнку трудно запомнить наши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит, и с удовольствием будет повторять. И это обязательно поможет нашим детям разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса. Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка! Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др. Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.
4. Игра: «Конфеты»
Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в «Конфеты» раздаются родителям.
Воспитатель: Уважаемые родители я предлагаю вам угоститься конфеткой. А конфеты не простые под каждой оберткой вы найдете интересный вопрос.
1.«Машу забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Маша сама одевается, бабушка так и рвется помогать.
В результате ребенок стал бегать за помощью к воспитателю по поводу каждой мелочи в одежде. Что бабушка делает неправильно? Почему?».
(Бабушка этим не помогает, а развивает в ребенке неуверенность в своих силах.)
2.«Андрюше 3 года, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки.
С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?»
( Возможен такой диалог: Что это такое?- Штаны! - отвечает ребенок. - Штаны? А для чего они?- Надевать. - Надевать -O- А как это, а на что надевать)
3.«На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т. п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?»
(Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания : штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи).
4.«Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?»
(Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и непосредственной помощи. Воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один ребенок растерялся.)
6.«Алеше третий год, но он по сравнению с другими детьми совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять куртку или варежки он не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!»
Зато дома у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика».
— Чем обусловлена беспомощность Алеши?
— Проанализируйте поведение взрослых.
— Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?
5. Беседа воспитателя и родителей по теме собрания :
Уважаемые родители, как вы думаете нужно ли детям на третьем году прививать навыки самообслуживании? (высказывания родителей)
Как происходит формирование навыков самообслуживания?
Обязательно с прямого показа действия с объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми.
1. Обучая детей мыть руки, взрослый заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности.
2. Умение пользоваться туалетом проходит под присмотром взрослого (снимает нижнее бельё, штанишки, садится на горшок, надевает нижнее бельё и штанишки сам).
3. Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой (к концу 4-го года жизни вилкой, правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.
4. Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.
Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными:
- снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и воспитателю;
- желательна обувь не на шнурках, а на липучке;
- в холодное время года не перчатки, а варежки;
- одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;
- в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье;
- одежда должна соответствовать размеру ребенка.
6. Игра: «Умелые ручки»
Воспитатель: Уважаемые родители, тема довольно обширная, я рассказала вам основное, что необходимо знать о развитии самообслуживания. А сейчас отдохнем и поиграем. Игра называется «Умелые ручки».
Вам необходимо пoложить руки нa лист бумаги и обвести их. Рaскрашивая их, нарисуйте им глазки и улыбающийся ротик. Играя дома с детьми, говорите ребенку о том, что ручки очень добрые, хoрошие, умелые, ими можно погладить кого-то, сделать что-то полезное и правильное. А потом предложите ребенку договориться с ручками, чтобы они делали в течение, например, получаса, тoлько добрые дела. Через полчaса похвалите ручки ребенка, погладьте их. Пoтом время увеличивайте до часа, дня, недели и т. д. Малышу приятно слышать
и получать мамину ласку. И вскоре ваш ребенок начнёт сам что то делать, перестанет ломать игрушки, начнёт сам есть и. т. д.
Воспитатель: Спасибо, обязательно дома поиграйте в такую игру, но прежде чем мымы подведем итог нашему собранию, заполните пожалуйста анкеты.
7. Анкетирование родителей.
8. Вывод:
1. Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
2. Формировать навыки самообслуживания надо вовремя, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности.
3. Самостоятельные действия детей развивают крупную, мелкую моторику, мышление, память, внимание. Развитие крупной, мелкой моторики развивает речь.
4. Учиться вовремя и вместе. Дети – элементарным навыкам самообслуживания. Взрослые – последовательности, методичности и терпению.
Самостоятельные дети – развитые дети! Давайте будем стремиться к развитию наших детей!