Надежда Фролкова
Родительское собрание «Мы юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему :
«Мы юные исследователи»
Январь 2020г группа «Звёздочки»
Цель: Познакомить и заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность.
Задачи: - Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
- Познакомить с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях;
Публикация «Родительское собрание „Мы юные исследователи“» размещена в разделах
Форма проведения: круглый стол
Повестка дня
1. Выступление воспитателя.
Приветствие детей для родителей. Песенка «Почемучки»
Мастер-класс Эксперимент с родителями и детьми «Цветная радуга»
2 Выступление родителей Саши Д.
Показ опыта «Дождевое облако в банке»)
3. Выступление детей
Сценка «Один дома» (весёлый эксперимент)
4 Рефлексия. Рисование снежинки
5. Разное
Материал для родительского собрания :
1. Памятки
2 Материал для опытов:
- ёмкость с водой
- бумажные полотенца
-гуашь
-кисточки
3. Микрофон
4. Книга
5. Материал для опыта родителей
6 Предметы для сценки: «Один дома» (кастрюля, ботинок, крем для бритья, пузырёк с чернилами, духи, пузырёк с рыбьим жиром)
Ход собрания:
1. Здравствуйте, уважаемые родители!
Игра – приветствие (проводят дети)
Мы очень рады видеть Вас в нашем теплом семейном кругу, ведь мы с вами и конечно же наши дети - это одна большая дружная семья. Сегодня наши дети очень готовились к вашему приходу и подготовили песенку и сценку для Вас
Звучит песенка: «Почемучки» .
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Глядя на детей нашей группы, мы каждый день видим, что практически ни один ребенок не сидит на месте. Ребята постоянно двигаются, что-то рассматривают, разбирают, складывают, обследуют, с интересом наблюдают за окружающим миром. И чтобы их познавательная деятельность не была стихийной, их нужно направлять. Современные дети живут в эпоху перемен. В связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, с требованиями, ФГОС- когда от ребенка, требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Всему этому способствует детский эксперимент
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и не специальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата
Я предлагаю заглянуть в лабораторию наших исследователей и взять интервью.
(родителям предлагаю микрофон, и кто-то один берёт интервью у детей)
Вопросы: Какие опыты вы проводили в детском саду? (дети рассказывают)
Сегодня я предлагаю Вам провести совместный опыт с детьми
Опыты и эксперименты: «Радуга»
- ёмкость с водой- бумажные полотенца -гуашь
-кисточки. -пустые стаканчики
.
(В стаканчиках с водой дети разводили разноцветную гуашь, родители скручивали в трубочку бумажные полотенца и складывали пополам. Один конец трубочки опускали в воду с краской, другой-в пустой стаканчик. Из пустого стаканчика новая трубочка соединялась со следующим стаканчиком в котором была другая краска.)
А теперь скажите пожалуйста, какие эмоции вы испытывали во время проведения эксперимента? (удовольствие, радость, восторг, удивление и т. д.) Посмотрите, сколько эмоций испытали Вы, проводя обычный, казалось бы, эксперимент!
Как вы думаете, а что получают дети в процессе проводимых экспериментов? (Появляется интерес, происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; - развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы)
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе такой деятельности ребенок познает свойства предметов, связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время опытов, запоминаются надолго.
Ценность эксперимента заключается в том, что у ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения. Таким образом, стимулируется развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств.
2. Первыми помощниками ребенка по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются кто? (родители)
Предлагаю Вам провести совместные опыты дома, которые не оставят равнодушными никого. Дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные опыты и исследования, Восторг в глазах ребёнка ничем не описать! К тому же родитель, который проводит такие опыты, выглядит в глазах ребенка просто волшебником. Но- чтобы провести любой эксперимент –необходимо соблюдать определённые правила
-Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
-Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
-Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
--Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
-Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
В помощники предлагаю Вам памятки по проведению опытов дома с детьми (Памятки для родителей)
Сейчас я приглашаю маму Саши Д. …. Она расскажет нам о том, чем они с ребёнком занимались в выходные дни (Показ родителем опыта)
Мы с детьми решили создать новую книгу, называется она ююю. …»222
И предлагаем Вам, стать активными и прежде всего значимыми писателями новой книги -внести свой вклад в воспитание и обучение детей по данному направлению
Ваша задача будет состоять в следующем.
-В течении недели, вы находитесь в поисках увлекательного опыта, затем проводите его дома в совместной деятельности с ребенком, сфотографируйте интересное занятие на фото и опишите эксперимент в печатном виде, а мы поместим ваш материал в нашу книгу После сдачи всех работ, мы оформим книгу юных исследователей, Мы надеемся на тесное сотрудничество, ваше внимание к интересам детей и активное участие в жизни детского сада
3. Возраст наших детей-это возраст весёлых, неугомонных почемучек, стремящихся к самостоятельности….Чем они могут себя занять, когда взрослых нет дома-мы в вами сейчас и увидим
Сценка «Один дома» (выступление детей)
4 Уважаемые родители! Скажите, какие опыты можно провести в зимнее время года? (Снегом, снежинками, снеговиком, сосульками) Нарисуйте нам волшебную снежинку (каждый свою) для нашей выставки
(родители рисуют волшебную снежинку)
В заключении хочется сказать, что в результате организации детского экспериментирования, у детей развивается ЧТО? (вопрос для родителей0
- Познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы о свойствах различных материалов о применении их человеком в своей деятельности.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес и стимулирует их к получению новых знаний, что является одним из важнейших условий успешной деятельности в школе
5-Разное
Приложения
Шуточная миниатюра
Для подготовки сценок подобного рода хорошо использовать «Вредные советы» Григория Остера или экспромт на эту тему. Реквизитом для этой сценки может служить маленький столик, накрытый скатертью до пола. Под ним - необходимые предметы, которые в ходе показа со своей стороны столика достают и ставят на столик участники. Если есть возможность - использовать старые вещи для реквизита, рекомендуется «приготовить блюдо» по-настоящему.
1-й: Если ты остался дома без родителей один,
2-й: Предложить тебе могу я интересный эксперимент.
1-й: Под названьем "Смелый повар" Или "Храбрый кулинар".
2-й: Суть игры в приготовлении Всевозможных вкусных блюд.
1-й: Предлагаю для начала вот такой простой рецепт:
2-й: Нужно в папины ботинки (достает из-под стола и ставит на стол) Вылить мамины духи (достает из-под стола флакон и ставит на стол,
1-й: А потом ботинки эти
Смазать кремом для бритья (достает тюбик и кладет рядом,
2-й: И, полив их рыбьим жиром (достает большой пузырек с наклейкой, ставит) с черной тушью пополам (показывает пузырек с чернилами/баночка с гуашью, ставит рядом,
1-й: Бросить в суп, который мама приготовила с утра (достают кастрюлю, ставят на стол).
2-й: И варить с закрытой крышкой ровно семьдесят минут.
Оба участника хором: Что получится, узнаешь, когда взрослые придут.
№2
Правила безопасности при проведении опыта или эксперимента
При работе с землей и песком - во время опыта не разбрасывай землю и песок - если во время исследования запачкались руки - их необходимо вымыть - не три глаза грязными руками - после опыта убери оборудование на место -со специальным оборудованием
При работе с раствором. - аккуратно набирать раствор, не разбрызгивая его. - во время опыта надо следить, чтобы раствор не попадал на отрытые части тела и глаза - нельзя брызгать раствором руг в друга - нельзя брать раствор в рот
При работе со снегом - снег холодный и грязный, не бери его в рот - играя в снежки, не бросай их в лицо товарищу
При работе с зеркалом - будь осторожен с зеркалом, оно может разбиться - если зеркало разбилось, не трогай осколки - солнечные
зайчики вредны для глаз, не пускай их в глаза другим
При работе с красками - не бери краски в рот - содержи место для проведения опытов в порядке - не брызгай красками в товарища, будь осторожен
При работе с водой - береги воду - аккуратно пользуйся ёмкостью для воды - своевременно поддерживай порядок на рабочем месте, подтирай разлившуюся на пол и стол воду.
При работе с семенами - неизвестные семена не стоит пробовать на вкус, они могут быть вредными для твоего, организма - чтобы не навредить себе, не засовывай их в рот или в нос
При работе с огнем - опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование - работать надо на определённом расстоянии от огня, чтобы не обжечься.
№3
Памятка
Опыты- которые можно провести с детьми дома
Опыт 1. "Песочный конус"
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).
Опыт 2. "Свойства мокрого песка"
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.
Опыт 3. "Где вода?"
Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т. к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.
Опыт 4. "Реактивный шарик"
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Опыт 5. "Пар - это тоже вода"
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Опыт 6. "В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются"
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт 7. Замораживаем воду.
Разлить по формочкам обычную или подкрашенную воду, положить в формы с водой концы тесемочек или веревочек, затем поставить эти формы в холодильник или на мороз на улицу, через сутки дети рассматривают льдинки, вынимают из форм и украшают участок.
Вывод: жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается твердый лед, а не снег, из подкрашенной воды можно сделать цветные льдинки.