Митурич
Родительское собрание «Развитие речи детей пятого года жизни посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему :
«Развитие речи детей 5-го года жизни через игровую деятельность.»
Повестка дня.
1. Вступление. Значение чистой речи у ребенка в процессе социализации.
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи детей пятого года жизни посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Развитие речи детей 5-го года жизни через игровую деятельность.
Дискуссия «Речевые игры. Что это такое и как в них играть?»
а) основные правила организации речевых игр;
б) гимнастика для преодоления усталости и переутомления;
в) виды речевых игр;
г) лого ритмические упражнения;
д) мастер-класс «Блоки Дьенеша в развитии речи».
е) памятка родителям
«Основные направления игровой деятельности взрослых в семье по развитию речи»
3. Презентация для родителей по безопасности
«Весна прекрасная и такая опасная!»
4. Разное.
«Игра – путь детей к познанию
мира,
в котором они живут,
и который призваны изменить».
1. Речь человека-это его визитная карточка. Недаром Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя узнал». Предлагаю сказать «Да» правильной русской речи. А для этого нужно начать с себя! Чтобы воспитать ребенка полноценной личностью, надо устранить все, что мешает его свободному эстетически правильному, чистому общению со сверстниками и с взрослыми. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться с ребятами о совместной игре. И, наоборот, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и даже накладывает тяжелый отпечаток на характер. Дети с недостатками речи болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, некоторые раздражительными и агрессивными. Правильная речь – основа развития вашего дитя, залог его успешного образования. Поэтому родители должны обратить особое внимание на свою речь, ибо дети копируют своих родителей и, конечно, на развитие речи своих детей. Чем раньше ребенок научится говорить правильно, тем свободнее он будет себя чувствовать в коллективе. Не будем забывать, что еще острее вопрос о чистоте детской речи встанет с началом учебы в школе. С первого пребывания в школе ребенку приходиться широко пользоваться речью: отвечать на вопросы в присутствии других детей, задавать вопросы, читать вслух, и проблемы с речью обнаруживаются сразу. Там недостатки речи станут причиной школьной не адаптации и неуспеваемости.
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка. В каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. Для взрослых – это опыт, приобретенный, на практике. А для ребенка таковой деятельностью является, именно, игра. Игра помогает познать окружающий мир, пополнить словарный запас, общение ребенка с взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Какие же игры применяются для развития речи у дошкольника?
2. Прежде чем начать разговор о речевых играх, хочется остановиться на подготовке ребенка к речевым играм.
Вопрос родителям. Какие правила должны выполняться при организации речевых игр? Как, Вы, думаете? Ответы родителей.
а) Основные правила организации речевых игр.
1. Не принуждайте малыша к занятиям.
2. Убедитесь в том, что он хорошо себя чувствует, спокоен и готов поиграть с Вами.
3. Занимайтесь регулярно.
4. Продолжительность речевых игр - минут 10-15.
б) Вопрос родителям. Скажите, какие органы человека участвуют в образовании нашего общения, монологов и диалогов? Ответы родителей.
Действительно, в развитии речи участвует большинство человеческих органов. Но так как не один спортсмен не пробежит без подготовки мышц движения - разминки, так и ребенок не заговорит правильно без подготовки артикуляционного аппарата. А поможет овладению сложными звуками русского языка занятия артикуляционной гимнастики. Например:
Артикуляционная гимнастика.
«Бегемот»
«Бегемотик рот открыл. (открываем широко рот)
Подержал. Потом закрыл. (держим открятый рот,закрываем)
Подразним мы бегемота- (повторяем 2-3 раза)
Подшутить над ним охота».
Для преодоления усталости и переутомления ребенка, включают в работу дополнительные «динамические резервы» организма, используя различные виды гимнастики.
Вопрос родителям. А как, Вы, думаете, какие виды гимнастики используют для преодоления усталости, укрепления и профилактики заболеваний организма? Ответы родителей.
При использовании гимнастических упражнений, организм пробуждается от «спячки», начинают работать дополнительные сигнальные импульсы, заставляя мозг напрягать или расслаблять глазодвигательные мышцы, скелетную и мышечную систему, сохраняя и укрепляя здоровье детей. Например:
Зрительная гимнастика.
«Котик»
Ходит котик по дорожке, (взор переводим вправо, влево)
Смотрит котик к нам в окошко, (широко открываем глаза)
Котик серенький, (моргаем)
Хвостик беленький. (закрываем глаза)
Пальчиковая гимнастика.
«Воробей»
Шустро скачет воробьишка. (стучим пальцами по столу)
Птичка-серая малышка. (сжимаем и разжимаем кулаки)
По двору шныряет, (пальчиками «ходим» по столу)
Крошки собирает. (стучим пальцами по столу)
«Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
«Волшебные палочки». Дайте малышу спички с отрезанными головками. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры.
Двигательная гимнастика.
«Белка»
Белка сушит сыроежки. (вращаем плечами, согнутыми в локтях)
Лапкой с ветки рвет орешки. (поднимаем вверх то правую, то левую руки)
Все запасы в кладовой. (радостно прыгаем вверх, хлопая ладошками)
Пригодятся ей зимой. (ходим на месте)
Дыхательная гимнастика.
«Часики»
Часики вперед идут. (взмах руками вперед, вдох-тик)
За собою нас ведут. (взмах руками назад, выдох-так)
Ежедневные занятия гимнастикой помогают снять напряжение, повышают работоспособность, развивают память и речь. Выполнение движений с произнесением стихотворений превращает гимнастику в игру. Вот мы и подошли плавно к речевым играм. Вопрос родителям. Какие, Вы, знаете речевые игры? Ответы родителей.
Все речевые игры условно можно поделить на игры:
Формирующие
1. Правильное звукопроизношение.
Формирование звукопроизношения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Проблема в том, что многократное повторение звука быстро надоедает детям. На выручку приходят игры.
Игра «Домино».
В ней могут принимать участие вся семья. Карточки делятся поровну между всеми игроками. Выбрать с помощью считалки того, кто будет начинать игру. Необходимо следить за правильным произношением рисунка на карточке. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других, не останется ни одной карточки.
Игра «Чудесная удочка».
Изготавливается с ребенком самодельная удочка. На леску прикрепляется магнит. В емкость опускают несколько мелких металлических предметов. Ребёнок «ловит рыбку» достаёт предмет и называет его, при этом издавая звук свойственный этому изображению.
Игра «Паук»
Играют двое или несколько человек. Один изображает паука. Рисуется круг. Паук опускает руки и стоит в кругу. Остальные изображают насекомых. Они жужжат : ж-ж-ж., влетая в круг и вылетая из него. Паук пытается поймать в кругу насекомых. Игра продолжается до тех пор, пока насекомые не будут пойманы.
2. Навыки словообразования
Игра «Приготовим сок».
Из яблок получается, какой сок? (яблочный); из сливы –сливовый; из вишни-вишневый, и наоборот. Из какой ягоды получается малиновый сок-из малины.
Игра "Чьи покупки?"
Для этой игры понадобятся пакет с фруктами, орехами и овощами. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать историю.
"Звери пошли в магазин. Купили продукты. Продавец сложил их покупки в один пакет, и теперь они никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем животным разобраться? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка- беличья, заячья. В концы игры подводим итог: Какие фрукты купили звери? Какие овощи?" Назови по памяти.
Игра «Ошибки Незнайки"
Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.
В осеннем лесу.
Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес.
Игра "Назови ласково"
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
3. Грамматический строй речи.
Грамматический строй речи тесно связан с работой над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе. Сами же словоформы связываются по законам грамматики. Работая в этом направлении важно обратить внимание как на связь слов (согласование, управление, примыкание, так и на участие в этих связях служебных слов, в том числе и предлогов.
Игра "Мама потерялась"
В этой игре детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей. Использовать в игре можно муляжи животных, картинки из книг, собственноручно изготовленные, пластилиновые животные.
Пример: Корова ищет (телёнка). Вот телёнок.
Лошадь ищет (жеребёнка).
Свинья ищет (поросёнка).
Собака ищет (щенка).
Кошка ищет (котёнка).
Коза ищет (козлёнка).
Овца ищет (ягнёнка).
Лисица ищет (лисёнка).
Зайчиха ищет (зайчонка).
Волчица ищет (волчонка).
Ежиха ищет (ежонка).
Медведица ищет (медвежонка).
Белка ищет (бельчонка).
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)
Игра «Умный мяч»
Играют двое или несколько членов семьи. Ведущий, бросая мяч, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое – либо действие этого животного.
Например: Корова – мычит, Лягушка – квакает, и т. п.
Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.
Например: Врач – лечит, Художник – рисует, Повар – варит и т. п.
Ведущий называет имя ребёнка. Поймавший мяч называет какое — либо действие.
На Вопрос родителям. пример: Маша – играет, Коля – прыгает, Света – бегает и т. д.
Игра «Машенька»
С помощью настольного театра делаются декорации. Используется бумажная кукла Машенька, которая ставится перед декорациями, затем ребенок дует на куклу и сообщает, что случилось, с куклой и куда она попала. Например: Маша подошла к дереву. Маша идет по тропинке, Маша стоит перед домиком и т. п.
Развивающие
1. Фразовую речь
Выделение в предмете свойств, признаков и определение действий, которые предмет может совершать составляет основу для построения высказывания. В дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят фразы и начинают ими пользоваться самостоятельно.
Игра «По дороге из детского сада»
Предложите ребенку проверить, кто внимательнее. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно назовем - какие они. Например: «Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая»
Игра «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их называешь, то все становится красным (зеленым, желтым и т. д.) Посмотри вокруг и скажи, какого цвета все стало. Например: «Красные сапоги, красные очки, красный мяч и т. д.»
Игра «Что с чем?»
Ребёнку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, чем можно вытереть нос и т. п. Вызванный ребёнок выбирает предмет и строит с ним предложение «Суп едят из тарелки».
Игра «Хорошо - плохо»
Съесть конфету - хорошо. Почему?
Потому, что она сладкая.
Съесть конфету - плохо. Почему?
Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2. Связную речь.
Совместная игровая деятельность со взрослыми раскрепощает детей, дает им возможность почувствовать себя авторами и творцами.
К таким играм относятся:
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Салон красоты» и т. д.
Театрализованные представления по сказкам, песням, стихам и т. д.
Совместное составление сказок со взрослыми по картинкам.
Самостоятельное детское сочинение сказок.
Участие всей семьи в вышеперечисленных играх способствуют логически последовательному построению речи р, формирует правильную развернутую связную речь, пополняет словарный запас и запас представлений ребенка.
в) Лого ритмические упражнения.
Отдельно хочется остановиться на лого ритмических упражнениях, которые так же представляют большой интерес для нормализации темпа и ритма речи, для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения. Стихи соотносятся с движением руками, ногами, туловищем с ритмом речи. В таких упражнениях обязательно есть сюжетная линия и действующее лицо, что исключает механические движения и воспитывает у детей понимание логической связи между текстом и движением.
Игра «Надоедливые мухи»
Чай душистый пьем, пыхтим: - Уф – уф – уф, уф – уф – уф. (Дети ритмично потирают ладонь о ладонь) Отгоняем веткой мух. Мух – мух – мух (2 раза ритмично помахивают рукой.) А они в варенье сели Ели – ели, ели – ели. (Ритмично постукивают пальцами о ладонь). Так нам мухи надоели! Мы варенье быстро съели. (Имитируют движение ложкой.)
Плавное нарастание сложности упражнений в речевых играх помогает активизировать природные механизмы речи, обеспечить прочность речевых навыков, развитие коммуникативных действий детей.
г) Мастер-класс «Блоки Дьенеша в развитии речи».
Игрушки-заменители. Сравнение геометрических фигур по цвету, толщине, размеру, форме. Ориентирование в пространстве. Обогащение словарного запаса детей математическими терминами.
Игра по сказке «Три медведя».
Используя блоки Дьенеша изобразить Машу и медведей. Их стулья, тарелки, ложки, кровати. Придумать маленький рассказ, чем закончилась сказка. Расставить предметы в соответствии с их принадлежностью и объяснить свои действия. Например: «Маленький кружок-тарелка стоит на большом кружке-столе».
д) Памятка «Основные направления деятельности взрослых в семье по развитию речи». - рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства; - рассказывать о своей работе; - показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать об их свойствах; - рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года; ходить с детьми на экскурсии; - объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью; - собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям; - заучивать с ребенком стихотворения и т. д. - домашняя игротека.
Развитие речи дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – это важные моменты в подготовке детей к школе.
3. Презентация для родителей по безопасности
«Весна прекрасная и такая опасная!»
4. Разное