Марина Машкова
Родительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
• познакомить родителей с нормами речевого развития ребенка 6 лет;
• дать рекомендации по речевому развитию дошкольников;
Публикация «Родительское собрание-практикум „Речевое развитие ребенка 6 лет“ в старшей группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
• показать практические приемы и игры, способствующие речевому развитию ребенка.
Предварительная работа: анкетирование родителей «Развитие речи вашего ребенка»
Ход:
1. Орг. момент, создание благоприятной атмосферы.
Л: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную проблему — проблему речевого развития ваших детей. Но, прежде чем мы приступим к этому серьезному разговору, предлагаю вам расслабиться после трудового дня и немного поиграть.
Проводится игра «Мяч радости». Родителям предлагается большой платок или отрез ткани (3*3м, за который нужно взяться двумя руками, образуя круг или квадрат. На ткань кладется большой мяч. Далее включается детская музыка (например, «Мы пойдем сейчас налево», родители выполняют движения под музыку, основная задача — не уронить мяч на пол.
Л: Отлично, ну а теперь, когда ваше настроение поднялось, а проблемы отошли на второй план, предлагаю перейти к основной части нашей встречи.
2. Теоретическая часть
Л: Многие родители не раз слышали формулировку «речевое развитие», но не все могут с точностью ее охарактеризовать. В этом мы убедились, проанализировав анкеты, которые вам предлагалось заполнить на этой неделе. Давайте вместе разбираться, что же входит в это понятие и какой должна быть речь ребенка 6 лет.
Итак, в понятие «речь» входят: фонетика (звукопроизношение, лексика (словарный запас, словообразование (слоговая структура, грамматика (способность правильно согласовывать слова, выстраивать фразы) и синтаксис (способность к диалогу и монологу). Отсюда следует, что «речевое развитие» это развитие всех вышеперечисленных сторон речи. Далее рассмотрим, что именно должно быть развито и сформировано у ребенка 6 лет.
Звукопроизношение. В возрасте 6 лет, согласно речевой норме, ребенок должен правильно и четко произносить все звуки родного языка.
Словарный запас. Предполагает от 3 до 5 тысяч слов. Это не означает, что всеми этими словами ребенок пользуется активно, в повседневной речи словарь скромнее.
Словообразование. К 6 годам у ребенка полностью усваивается слоговая структура слова, он способен без ошибок воспроизводить слова любой сложности.
Грамматика. В этом возрасте ребенок практически полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Правильно изменяет и согласовывает слова в роде, числе, падеже; точно спрягает часто употребляемые глаголы; может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные. Грамматические ошибки встречаются, но очень редко. В основном они выражаются в неверном склонении слова по падежам и числам: «нет подругов», «много перчатков», «около домах», а также в склонении несклоняемых слов «нет пальта», «в кине видели».
Связная речь. Дети используют разные типы предложений, количество слов в них увеличивается до 12-15, активно используют предлоги и союзы. В 6 лет дети свободно составляют рассказы по картине, серии картин, по представлению. К этому времени у них формируются умения составлять рассказ по памяти, на заданную тему, из личного опыта, пересказывать. Рассказы детей включают элементы творчества: они могут придумывать новые эпизоды, других действующих лиц, свое начало или концовку.
В зависимости от ситуации ребенок может говорить громко, тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности. Таким образом, речь ребенка 6 лет достигает довольно высокого уровня.
К сожалению, в жизни все складывается совсем не так, как в общепринятых рамках. В последние годы мы наблюдаем резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. И одной из причин этого снижения является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Но чем же могут родители помочь своему ребенку?
3. Практическая часть.
Л: Во-первых, очень важно следить за тем, как вы сами разговариваете. У детей с самого раннего возраста автоматически формируется чувство языка, т. е. закладывается словарный запас, основы словообразования, ударения, согласования слов в предложении, употребление предлогов и многое другое. Все это формируется на основе той речи, которую ребенок слышит вокруг себя, соответственно, если речь окружающих не соответствует языковой норме, речь ребенка тоже будет далека от нее. А сейчас мы проверим, насколько вы, уважаемые родители, владеете навыками словоизменения.
Проводится игра «Посчитаем», родителям предлагаются карточки с изображением ушей, гнезд, пальто, носков, яиц, пней, задача родителей поставить слово при счете в правильную форму, например одно ухо, три уха, пять ушей, и т. д.
Л: Во-вторых, как бы это банально не звучало, с ребенком необходимо разговаривать, и делать это как можно чаще. Но суть разговора должна быть не о том, что ребенок кушал и как спал, а о том, что ему на самом деле интересно, например, о встретившейся взъерошенной кошке или глубокой луже, рядом с домом, ведь все, что взрослым кажется обыденным и скучным, для ребенка может иметь очень большой интерес.
А сейчас, я предлагаю вам проиграть подобный разговор-диалог. Представим, что ребенок увидел канализационный люк, и спросил: «Мама, там живут черепашки-ниндзя?». Родителям предлагается по цепочке (или по желанию) поддержать этот диалог, развивая сюжетную линию.
Л: В-третьих, детям обязательно нужно читать. Выбирать при этом самые разнообразные тексты – сказки, рассказы, небылицы, шутки и т. д., старые, современные, народные, авторские, зарубежные и т. д. Чем разнообразнее будут книги, выбранные вами для чтения, тем шире будет словарный запас вашего ребенка, тем проще ему будет составлять рассказы, а в дальнейшем писать сочинения. Не забывайте также беседовать о прочитанном, обсуждать героев, различные ситуации, пробуйте придумать другой финал и т. д.
Родителям предлагается игра-рассуждение «Что было бы, если.», сюжеты выбираются по знакомым сказкам, например: «Что было бы, если колобок не покатился по дорожке» и т. п.
Л: В-четвертых, не стоит забывать о различных играх, в первую очередь это, конечно, речевые игры, в которые вы наверняка сами играли в детстве — игра в слова, «Скажи наоборот», «Один-много». Игры на развитие моторики. Конечно, это будут уже не те игры, в которые вы играли с ребенком в три года. Они будут выглядеть иначе и в основном направлены на подготовку руку к письму - «Соедини точки», «Штриховка», игры с резиночками, игры с мелким конструктором и т. д. В этом возрасте очень полезны будут задания на развитие межполушарных связей — рисование одновременно двумя руками, кинезиологические упражнения «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь» и т. д.
С родителями проводятся задания на развитие межполушарных связей «Колечки», «Ухо-нос», рисование одновременно двумя руками.
Л: Ну и, наконец, в-пятых - упражнения, способствующие развитию и активизации артикуляционного аппарата. А чтобы выполнение этих упражнений превратилось в веселую игру, я подготовила вам небольшие памятки с «Вкусной логопедической зарядкой».
Родителям предлагается сделать упражнение «Чашечка» с удержанием витаминки, и упражнение с удержанием соломинки, прижатой языком к верхней губе.
4. Рефлексия.
Л: Я надеюсь наша встреча была для вас интересной и познавательной. А сейчас я готова ответить на ваши вопросы.