Лучший педагог года

Родительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группе (3 фото)

Марина Машкова
Родительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группе

Цель: повышение компетентности родителей в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

• познакомить родителей с нормами речевого развития ребенка 6 лет;

• дать рекомендации по речевому развитию дошкольников;

Публикация «Родительское собрание-практикум „Речевое развитие ребенка 6 лет“ в старшей группе» размещена в разделах

• показать практические приемы и игры, способствующие речевому развитию ребенка.

Предварительная работа: анкетирование родителей «Развитие речи вашего ребенка»

Ход:

1. Орг. момент, создание благоприятной атмосферы.

Л: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную проблему — проблему речевого развития ваших детей. Но, прежде чем мы приступим к этому серьезному разговору, предлагаю вам расслабиться после трудового дня и немного поиграть.

Проводится игра «Мяч радости». Родителям предлагается большой платок или отрез ткани (3*3м, за который нужно взяться двумя руками, образуя круг или квадрат. На ткань кладется большой мяч. Далее включается детская музыка (например, «Мы пойдем сейчас налево», родители выполняют движения под музыку, основная задача — не уронить мяч на пол.

Л: Отлично, ну а теперь, когда ваше настроение поднялось, а проблемы отошли на второй план, предлагаю перейти к основной части нашей встречи.

2. Теоретическая часть

Л: Многие родители не раз слышали формулировку «речевое развитие», но не все могут с точностью ее охарактеризовать. В этом мы убедились, проанализировав анкеты, которые вам предлагалось заполнить на этой неделе. Давайте вместе разбираться, что же входит в это понятие и какой должна быть речь ребенка 6 лет.

Родительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группе

Итак, в понятие «речь» входят: фонетика (звукопроизношение, лексика (словарный запас, словообразование (слоговая структура, грамматика (способность правильно согласовывать слова, выстраивать фразы) и синтаксис (способность к диалогу и монологу). Отсюда следует, что «речевое развитие» это развитие всех вышеперечисленных сторон речи. Далее рассмотрим, что именно должно быть развито и сформировано у ребенка 6 лет.

Звукопроизношение. В возрасте 6 лет, согласно речевой норме, ребенок должен правильно и четко произносить все звуки родного языка.

Словарный запас. Предполагает от 3 до 5 тысяч слов. Это не означает, что всеми этими словами ребенок пользуется активно, в повседневной речи словарь скромнее.

Словообразование. К 6 годам у ребенка полностью усваивается слоговая структура слова, он способен без ошибок воспроизводить слова любой сложности.

Грамматика. В этом возрасте ребенок практически полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Правильно изменяет и согласовывает слова в роде, числе, падеже; точно спрягает часто употребляемые глаголы; может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные. Грамматические ошибки встречаются, но очень редко. В основном они выражаются в неверном склонении слова по падежам и числам: «нет подругов», «много перчатков», «около домах», а также в склонении несклоняемых слов «нет пальта», «в кине видели».

Связная речь. Дети используют разные типы предложений, количество слов в них увеличивается до 12-15, активно используют предлоги и союзы. В 6 лет дети свободно составляют рассказы по картине, серии картин, по представлению. К этому времени у них формируются умения составлять рассказ по памяти, на заданную тему, из личного опыта, пересказывать. Рассказы детей включают элементы творчества: они могут придумывать новые эпизоды, других действующих лиц, свое начало или концовку.

В зависимости от ситуации ребенок может говорить громко, тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности. Таким образом, речь ребенка 6 лет достигает довольно высокого уровня.

К сожалению, в жизни все складывается совсем не так, как в общепринятых рамках. В последние годы мы наблюдаем резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. И одной из причин этого снижения является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Но чем же могут родители помочь своему ребенку?

3. Практическая часть.

Л: Во-первых, очень важно следить за тем, как вы сами разговариваете. У детей с самого раннего возраста автоматически формируется чувство языка, т. е. закладывается словарный запас, основы словообразования, ударения, согласования слов в предложении, употребление предлогов и многое другое. Все это формируется на основе той речи, которую ребенок слышит вокруг себя, соответственно, если речь окружающих не соответствует языковой норме, речь ребенка тоже будет далека от нее. А сейчас мы проверим, насколько вы, уважаемые родители, владеете навыками словоизменения.

Проводится игра «Посчитаем», родителям предлагаются карточки с изображением ушей, гнезд, пальто, носков, яиц, пней, задача родителей поставить слово при счете в правильную форму, например одно ухо, три уха, пять ушей, и т. д.

Л: Во-вторых, как бы это банально не звучало, с ребенком необходимо разговаривать, и делать это как можно чаще. Но суть разговора должна быть не о том, что ребенок кушал и как спал, а о том, что ему на самом деле интересно, например, о встретившейся взъерошенной кошке или глубокой луже, рядом с домом, ведь все, что взрослым кажется обыденным и скучным, для ребенка может иметь очень большой интерес.

А сейчас, я предлагаю вам проиграть подобный разговор-диалог. Представим, что ребенок увидел канализационный люк, и спросил: «Мама, там живут черепашки-ниндзя?». Родителям предлагается по цепочке (или по желанию) поддержать этот диалог, развивая сюжетную линию.

Л: В-третьих, детям обязательно нужно читать. Выбирать при этом самые разнообразные тексты – сказки, рассказы, небылицы, шутки и т. д., старые, современные, народные, авторские, зарубежные и т. д. Чем разнообразнее будут книги, выбранные вами для чтения, тем шире будет словарный запас вашего ребенка, тем проще ему будет составлять рассказы, а в дальнейшем писать сочинения. Не забывайте также беседовать о прочитанном, обсуждать героев, различные ситуации, пробуйте придумать другой финал и т. д.

Родителям предлагается игра-рассуждение «Что было бы, если.», сюжеты выбираются по знакомым сказкам, например: «Что было бы, если колобок не покатился по дорожке» и т. п.

Л: В-четвертых, не стоит забывать о различных играх, в первую очередь это, конечно, речевые игры, в которые вы наверняка сами играли в детстве — игра в слова, «Скажи наоборот», «Один-много». Игры на развитие моторики. Конечно, это будут уже не те игры, в которые вы играли с ребенком в три года. Они будут выглядеть иначе и в основном направлены на подготовку руку к письму - «Соедини точки», «Штриховка», игры с резиночками, игры с мелким конструктором и т. д. В этом возрасте очень полезны будут задания на развитие межполушарных связей — рисование одновременно двумя руками, кинезиологические упражнения «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь» и т. д.

С родителями проводятся задания на развитие межполушарных связей «Колечки», «Ухо-нос», рисование одновременно двумя руками.

Фото «Речевое развитие ребенка 6 лет»
Родительское собрание-практикум  в старшей группе - фото

Л: Ну и, наконец, в-пятых - упражнения, способствующие развитию и активизации артикуляционного аппарата. А чтобы выполнение этих упражнений превратилось в веселую игру, я подготовила вам небольшие памятки с «Вкусной логопедической зарядкой».

Родителям предлагается сделать упражнение «Чашечка» с удержанием витаминки, и упражнение с удержанием соломинки, прижатой языком к верхней губе.

4. Рефлексия.

Л: Я надеюсь наша встреча была для вас интересной и познавательной. А сейчас я готова ответить на ваши вопросы.

Публикации по теме:

Речевое развитие ребенка 5–6 лет Речевое развитие ребенка 5–6 лет Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает.

Родительское собрание-игровой практикум «Развитие мелкой моторики рук у детей 4–5 лет» Родительское собрание игровой практикум – семинар по теме: «Развиваем мелкую моторику рук у детей». Новожилова Екатерина (Средняя группа).

Родительское собрание на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада» Цель: активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развитие речи детей. Задачи: - Раскрыть значимость речевого развития.

Родительское собрание «Развитие творчества у детей» в старшей группе для детей 5–6 летРодительское собрание «Развитие творчества у детей» в старшей группе для детей 5–6 лет . Составила Ганина Л. А Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. (Звучит спокойная музыка, родители проходят.

Родительское собрание-практикум во второй младшей группе «Роль матери и отца в воспитании ребенка в период кризиса 3-х лет» Родительское собрание – практикум во 2-й младшей группе. Тема: «Роль матери и отца в воспитании ребенка в период кризиса 3-х лет»..

Родительское собрание «Развитие творческих способностей у ребенка» в средней группе Цели и задачи: • выявить представления родителей о способностях детей; • познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей у ребенка» в средней группе Цели и задачи: • выявить представления родителей о способностях детей; • познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;.

Родительское собрание в подготовительной группе «Развитие творческих способностей у ребенка»Родительское собрание в подготовительной группе «Развитие творческих способностей у ребенка» Тема родительского собрания: «Развитие творческих способностей у ребенка» План проведения собрания. 1. Вступительная часть. 2. Выступление.

Родительское собрание в старшей группе на тему «Развитие творческих способностей ребенка» Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни. Родители кому небезразлична судьба своих детей, стараются.

Родительское собрание «Речевое развитие младших дошкольников» во второй младшей группе Родительское собрание во второй младшей группе на тему "Речевое развитие младших дошкольников"Цель: Раскрытие роли речи в психическом развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание-практикум «Речевое развитие ребенка 6 лет» в старшей группе
Опубликовано: 23 марта 2019 в 19:05
+175Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД