МААМ-картинки

Родительское собрание «Проблемы письма и чтения у школьников».

наталья шамова
Родительское собрание «Проблемы письма и чтения у школьников».
▼ Скачать + Заказать документы

В жизни каждого дошкольника наступает момент первого, по мнению родителей, важного шага – поступление в школу.

Нам хочется, чтобы дети поскорее выросли, но как потом мы жалеем о тех временах, когда они были маленькими, а самой большой заботой являлось накормить малыша и поиграть с ним, да не поспать ночь, другую.

Многие родители задают вопросы о том, как правильно готовить ребенка к школе, когда лучше отдавать ребенка в школу, как определить, готов ли он к школьному обучению.

Публикация «Родительское собрание „Проблемы письма и чтения у школьников“,» размещена в разделах

Поступление в первый класс выдвигает новые требования, к которым дети привыкают иногда с трудом. Это абсолютно другой круг и уровень общения. Это, в конце концов, новый статус ребенка, налагающий на него определенные обязанности, делающий его жизнь, не похожей на ту, что была раньше.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%.

Первым критерием оценки готовности ребенка к школе является общее состояние его здоровья.

Родители должны здраво оценить те проблемы со здоровьем, которые были у дошкольника, посоветоваться со специалистами и прислушаться к их рекомендациям. Часто болеющий ребенок, придя в школу, не оставит болезнь за порогом. Пропуски в школе неизбежно приведут к отставанию ребенка от программы и, как результат, - к школьной неуспеваемости.

Следующее, на что должны обращать внимание родители, - это состояние общей и мелкой моторики ребенка. Как он двигается? Как прыгает, ходит, бегает? Как двигаются его пальчики, руки? Насколько согласованы движения конечностей при различных двигательных актах? Обычно родители жалуются на то, что будущий школьник неправильно держит карандаш и ручку. Но их не волнует, что ребенок постоянно что-то задевает, у него все валится из рук, он не может провести линию, нарисовать круг. И если заглянуть в историю развития такого ребенка, увидим, что он пропустил стадию «ползания». Родители даже гордятся, что их чадо не ползало, а сразу встало и пошло. Зачастую ему еще и помогли вредным изобретением для нормально развивающегося ребенка – так называемыми «ходунками». Чтобы исключить тежелую патологию, необходимо за год до школы развивать моторику ребенка после консультации невролога.

Особое внимание следует обращать на то, как Ваш ребенок общается со сверстниками: умеет ли взаимодействовать с детьми и взрослыми и контролировать свое поведение. От этого в школе будет зависеть очень многое и в первую очередь успешная адаптация вашего малыша.

Очень важный аспект готовности ребенка к школе - уровень развития его пространсвенных и латеральных представлений. От этого во многом зависят успехи в будущем письме и чтении школьника. Расположение работы на тетрадном листе, «2 клеточки вниз, 2 клеточки вправо, знание лево-право, осознание схемы своего тела – правильная сформированность этих сторон может оказать большую помощь в овладении письменной речью и счета.

И наконец, то что обычно ставят на первое место – умственное развитие ребенка, которое должно соответствовать возрастным нормам, приведенным в любой книге, посвященной подготовке детей к школе.

Под умственным развитием ребенка подразумевается уровень развития его познавательных процессов: внимание (объем, концентрация, переключаемость, память (объем, вид, восприятие (ведущий вид восприятия, уровень развития всех его видов, мышление, развитие речи.

Когда мы говорим о мышлении, то имеем ввиду умение ребенка решать различные интеллектуальные задачи как без использования речи, так и с ее использованием. Различные словесные задачки с подтекстом, со скрытым смыслом, поиск аналогий, сравнений, нахождение 4-го лишнего можно найти в многочисленных книгах и детских журналах. На детских страничках часто печатают интересные задания на поиск различий, детские кроссворды, математические головоломки, относитесь к таким заданиям серьезно. Развивать ребенка можно везде: на прогулке, дома, на кухне, по дороге из детского сада домой, в магазине. Надо только четко знать, чего вы хотите от ребенка в данный момент.

Любые нарушения звукопроизношения оказывает негативное воздействие не только на умственное развитие ребенка, но и его эмоционально-волевую сферу, а значит и на формирование личности. Если речь ребенка развивается не в соответствии с возрастными нормами, нужно обязательно обратиться к специалисту. Существует целый комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, который поможет избежать в будущем больших проблем.

О проблемах школьного обучения написано много. Гораздо меньше книг о проблемах, которые появляются не сразу, а во 2-3 классах. Родителей интересует : что делать, когда домашние уроки делаются по 5-6 часов, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помочь школьнику, у которого нет друзей, и он это переживает, но наладить отношения в классе не может? Все эти трудности накладывают отпечаток на школьные успехи ребенка.

В последнее время у детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чем идет речь, следует познакомиться с терминологией, принятой в педагогике. Среди наиболее встречающихся терминов – ДИСГРАФИЯ - расстройство процесса письма (по отношению к младшим школьникам допустимо говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью (ошибки, которые они делают при письме в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными: пропуск гласных и согласных, замена букв, близких по звучанию и по написанию, неправильное написание предлогов и приставок, мягкого знака; несоблюдение границ предложения).

ДИСЛЕКСИЯ – расстройство процесса чтения : ребенок не может овладеть навыками чтения (иногда даже на уровне слияния слогов) или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении часто допускают те же ошибки, что и при дисграфии – не дочитывает правильное окончание слов, пытается угадать по нескольким первым буквам, пропускает буквы или заменяет их другими.

ДИЗОРФОГРАФИЯ – особая, к сожалению, менее изученная категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знания соответствующих правил: «правило знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного места». Такие нарушения начинают развиваться примерно с третьего класса. Особенно ярко проявляется при переходе из начального звена в среднее.

ОНР – общее недоразвитие речи. При этом состоянии почтив се компоненты связной речи (звукопроизношение, лексический словарь, грамматическое оформление речи, связная речь) не соответствуют возрастным нормам. Кроме того, недостаточность проявляется и в сформированности познавательных процессов: внимании, восприятии, памяти. Если ребенок не получает своевременную помощь, такое тяжелое системное расстройство приводит к тяжелым последствиям. У детей, имеющих в анамнезе ОНР, как правило, выявляются нарушения письменной речи.

ММД - минимальная мозговая дисфункция. Этот синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию (кислородное голодание) или у недоношенных. По последним данным к этой категории относят детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющих нормальный интеллект и легкие неврологические нарушения, не выявляющихся при стандартном неврологическом исследовании.

Картина ММД имеет много вариантов и изменяется с возрастом. Основные признаки синдрома наиболее ярко проявляются в первые годы обучения. Большинство детей с ММД отличаются большой моторной активностью особенно в раннем возрасте. Они не могут на длительное время сосредоточиться на чем-то одном, легко отвлекаемы. Настроение быстро меняется от приподнятого до подавленного. Иногда возникают острые приступы злости не только по отношению к окружающим, но и к себе. В начале школьного обучения у некоторых детей возникают трудности, не связанные с умственным дефектом или поведением: может быть нарушено пространственное восприятие, счет и чтение (иногда эти процессы носят зеркальный характер). С возрастом появляются в абстрактном мышлении. Особенно часто бывают речевые нарушения. Коррекция ММД требует создания спокойной доброжелательной обстановки, ровного отношения к ребенку как дома, так и в учреждении. Нельзя проявлять излишнюю строгость, требовательность, нельзя применять меры наказания, в то же время нельзя ребенка излишне опекать. Это сложная задача и, как правило, без специальной помощи не обойтись.

В последнее время число школьников, страдающих нарушениями письменной речи, увеличилось во много раз. Если лет 15 назад в средних и старших классах ученики с такими проблемами были крайней редкостью, то сейчас «дисграфиков» можно найти в 6,7 и даже в 10 классе.

По данным обследования младших школьников Санкт-Петербурга, проведенного логопедом Парамоновой Л. Г., видно, что дисграфические ошибки встречаются у 30% учащихся, тогда как в середине 50-х годов это число не превышало и 6%.

Что делать? Как определить дизорфографию? Родители должны знать их только «в лицо» :

• Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству (Б-Д, П-Т, Е-З, А-О, Д-У)

• Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков другими в устной речи часто отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит : САПКА (шапка).

• Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные О-У, Е-Ю; согласные Р-Л, Й-Ль, парные и звонкие глухие согласные, свистящие и шипящие; звуки Ц,Ч,Щ, смешиваются как между собой так и с другими фонемами. Например: тубло вместо дупло, шуски вместо сушки, сыплята – цыплята.

Родители радуются, когда ребенок читает бегло в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе может привести к ошибкам на письме : пропуск букв и слогов, недописанные слова.

• Частые при дисграфии ошибки – «застревания». Например: «За зомом росла мамина».

• Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных. «Сольить» (солить, Луба (Люба)

• Слитное написание предлогов, раздельное – приставок так же является одним из проявлений дисграфии.

• Дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву (Примеры из тетрадей детей с нарушениями письма.)

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Обязательно надо проконсультироваться у специалистов, ведь эта проблема не является изолированной. Решать ее надо в комплексе, в первую очередь с логопедом, а так же с психологом, детским психиатром, возможно с невропатологом. Они могут помочь родителям в занятиях с ребенком дома.

Чего делать нельзя!

• Если ребенок делает много ошибок, учителя рекомендуют родителям больше читать и писать с ним. Все выходные и каникулы заняты диктантами, бездумным списыванием огромных текстов. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктантами, чтениями больших текстов. Кстати это может послужить сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.

• Подход к ребенку, страдающему дисграфией, с дислексией должен быть совершенно другим. На первых этапах в основном необходима устная работа: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок, а работу над ошибками желательно проводить так, как советует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильные слова.

• Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.

Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

- ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужны время, терпение и система.

- родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций, как для ребенка, так и для окружающих.

- необходимо выполнять все, что назначено специалистом и не от случая к случаю, а так как сказано. Иначе наступившее улучшение сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться.

- помните, ребенок не виноват в своих проблемах. Он не лодырь, не лоботряс, не тупой. Он пока просто не может читать и писать лучше. Ему надо помочь.

Публикации по теме:

Сказки на ночь Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью,.

Театральная деятельность в логопедической группе «Лесовичок»Театральная деятельность в логопедической группе «Лесовичок» Уважаемые педагоги, мы с воспитателями группы решили провести не совсем обычное родительское собрание и приготовили небольшой сюрприз для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Проблемы письма и чтения у школьников».
Опубликовано: 20 марта 2013 в 14:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Проблемы письма и чтения у школьников».» (включая файлы) размещена пользователем наталья шамова (УИ 83213) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД