Наталья Скударнова
Родительское собрание «Разрешение и преодоление конфликтных ситуаций»
▼ Скачать + Заказать документы
Всероссийский педагогический конкурс на лучшее родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций»
Цель: Помощь родителям в преодолении конфликтных ситуаций с детьми и способах выхода из них.
Форма проведения собрания : обучающий семинар.
Публикация «Родительское собрание „Разрешение и преодоление конфликтных ситуаций“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Оборудование: Анкеты для родителей для родителей и учащихся, памятки для родителей, карточки с «конфликтными» ситуациями.
Подготовительная работа к собранию :
Провести анкетирование родителей и учащихся. (Приложение 1)
Составить памятки для родителей.
Ход собрания:
- Добрый день, уважаемые родители! Наше собрание посвящено необходимой теме:
“Разрешение конфликтных ситуаций”.
Цели собрания :
1. Помощь родителям в преодолении конфликтных ситуаций с детьми и способах выхода из них.
Повестка родительского собрания.
1. Выступление классного руководителя
2. Результаты анкетирования учащихся и родителей.
3. Тест «Какой вы родитель?»
4. Деловая игра. Конфликтные ситуации.
5. Памятки родителям.
I. – Что такое конфликт?
Конфликт (Из Википедии)– наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия.
Из словаря Ожегова
Конфликт – это столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жёсткой форме.
Рассматривая, определение понятия конфликта, видим, что смысл его заключается в противоречии сторон. Когда люди не могут договорится по определённому вопросу без спора.
Конфликт вызывает чувства страха, злобы, обиды, непонимания, ненависти, отчужденности, недоверия и др. Мы, безусловно, все понимаем, что без конфликтных ситуаций обойтись невозможно, но научиться конструктивно их решать вот главная цель нашей встречи!
Практика показывает, что у родителей, которые, испытывают трудности по поводу поведения детей сами, имели такие трудности в детстве. А проблема кроется в родительском взаимодействии с детьми в детстве. Стиль и характер общения копируется в психике детского организма и затем во взрослом возрасте человек воспроизводит родительский стиль общения с собственным ребёнком. Таким образом, многие родители воспитывают своих детей так, как и их воспитывали в детстве.
Самое главное, чтобы ребё нок чаще слышал: «Мы очень рады, что ты у нас есть!», «Меня радует, что ты рядом.», «Рада видеть тебя!» Ребёнок должен чувствовать, что он нужен в семье, что его любят не за пятёрки в школе, не за то, что он убрал со стола и помыл посуду, а просто за то, что он есть. Чаще находите время поговорить со своим ребёнком, приласкайте, погладьте по голове и другие знаки внимания помогут ребёнку понять свою нужность. С детства мы закладываем основу для дальнейшего общения вашего ребёнка с другими людьми. Дети учатся владеть своими эмоциями. В противном случае возникают эмоциональные проблемы в поведении ребёнка.
II. Результаты анкетирования учащихся и родителей.
В классе среди родителей и учащихся было проведено анкетирование. Получены следующие результаты. (Озвучиваются результаты анкетирования).
III. Тест “Роль родителя”
- Попробуйте себя сами оценить: «Какой вы родитель? Тест поможет вам составить представление о себе как о родителе. Не раздумывая, отвечайте быстро. Результат фиксируйте на листке. Вам результат озвучиваться не будет. Варианты ответов: Чаще всего так делаю – 3 балла;
Иногда (но не всегда) – 2 балла; Не делаю – 1 балл.
- Итак, внимание, вопросы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребёнка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник?
8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?
12. Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?
13. Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?
- А теперь, пожалуйста, суммируйте количество баллов и проверим результат теста. Результат вы можете прочитать на обороте картоки.
Если вы набрали:
30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
- Уважаемые родители! Теперь вы имеете представление о себе как о родителе.
IV. Деловая игра. Конфликтные ситуации.
- Уважаемые родители, сейчас вам предстоит побывать в роли детей. На карточках у вас лежат с конфликтными ситуациями. Обсудите и найди разные выходы из данной ситуации. «Проинсценируйте» данную ситуацию. (Раздаются задания по группам).
Ситуация 1 (для родителей).
Вы готовитесь к встрече Нового года, ждёте гостей. Но самостоятельно не успеваете всё сделать. Просите своего ребёнка помочь. Получаете ответ «Я буду у бабушки, а друзья придут к вам вот и готовьтесь!»
Ваши действия в данной ситуации?
Ситуация 2 (для родителей).
Вы вернулись домой с работы усталая (-ый). Посуда не помыта, пол грязный, мусор не вынесен, а ребёнок сидит и играет в компьютер. Увидев вас говорит: «Привет! Я немного поиграю, не возражаешь?»
Ваши действия в данной ситуации?
Ситуация 3
Ребёнок получил премию за отличную учёбу. Родители решили куда он должен потратить эти деньги, но ребёнок истратил не обсудив вопрос с родителями. Родители были рассержены и обижены. Ребёнок услышал много гневных слов от родителей. Обидевшись, он ушёл из дома.
Ваши действия в данной ситуации?
- Уважаемые родители! Конфликтные ситуации могут изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
В заключении хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!
- В память о нашей встрече вам будут подарены памятки, которые помогут вам выходить из сложных конфликтных ситуаций.
- Спасибо за работу. Желаю успехов в воспитании ваших детей!
Приложение
Приложение 1.
Какой я родитель?
Родители всегда считались главными строителями будущего ребенка. Поэтому важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе. К каждому из вопросов выбираете тот вариант ответов, который сразу приходит на ум, долго не раздумывайте.
Если для Вас подходит ответ:
«могу и всегда так поступаю» – 3 балла;
«могу, но не всегда так поступаю» – 2 балла;
не могу – 1 балл
В конце все баллы суммируются
- Итак, внимание, вопросы:
1. Можете ли вы в любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребёнка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник?
8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?
12. Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?
13. Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?
Если вы набрали сумму
30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Примеры решения конфликтных ситуаций между родителями и детьми
У каждого из Вас, наверняка, били конфликтные ситуации в отношении со своими детьми, подобные тем, что представлены. Беседа с ребенком очень часто заходит в тупик или того хуже, приводит к еще большему конфликту.
Ситуация 1 (выбор плохой компании)
Если Вас не устраивает компания, с которой «связался ребенок», то беседу должна быть построена определенным образом:
Неправильное построение Рекомендуемая беседа
Что же ты за дурачок такой, если выбрал себе таких друзей.
Где твои глаза были, когда ты выбирал себе друзей.
Чтобы я больше тебя в этой компании не видела или если еще раз я увижу тебя с этими Когда я вижу тебя с, то я переживаю (свои чувства и переживания, которые взрослый испытывает в этом случае, я боюсь, что (свои опасения). Я бы чувствовала себя спокойнее, если бы ты (желаемые действия)
Ситуация 3 (если ребенок раздражается по каждому поводу)
Взрослый спокойно должен выслушать доводы, упреки и т. д. со стороны ребенка и спокойно высказать свою позицию по этому поводу (каждому конкретно, а не проблемы в целом)
Неправильное построение Рекомендуемая беседа
Как ты смеешь разговаривать со мной в таком тоне!
Не ори на меня.
Ты посмотри на себя: (перечисляются недостатки ребенка).
Начинать атаку в сторону ребенка, поскольку в этот момент он Вас не слышит. Вы только получите ответную негативную реакцию.
Кричать в ответ на крик. Хорошо или я с тобой согласна, что (еще раз проговорить «несправедливость», но посмотри на это по-другому:. Я знаю, что ты мог чувствовать в этой ситуации…
Посмотри на себя: (сначала перечисляются достоинства ребенка, а сегодня ведешь себя, как маленький ребенок (кричишь, бьешь). Я в тебя верила, я тебя хвалила, а ты так разочаровываешь меня.
Спокойно выслушать, всем своим видом показывая, что Вам все равно (игнорирование) и только когда он успокоился, начинать разговор.
Говорить в этот момент спокойным тоном, можно чуть приглушенным голосом.
Ситуация 3 «Ребенок - хам»
В ситуациях, когда ребенок начинает хамить по каждому поводу и без повода, возможна тактика договора: «Давай договоримся, если ты будешь стараться в течение недели реагировать на мои замечания спокойно, без грубостей, то в конце недели ты сможешь…»
Правила:
• Договор д. б. выработан совместно с ребенком, а не продиктован или навязан со стороны взрослым
• Поощрение д. б. значимо для подростка;
• Условия должны быть понятными, реальными и доступными для выполнения;
• Взрослый должен продумать несколько вариантов, чтобы этот договор не превратился в предмет манипулирования (шантажа)
Ситуация 4 (поведение с очень возбудимым ребенком)
• Хвалите его в любом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи – это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
• Когда вы отдаете распоряжения, то акцент делайте на просьбе о помощи: «Мне нужна твоя помощь, я одна не смогу справиться. Пожалуйста, помоги мне…».
• Избегайте повторений слов «не» и «нельзя».
• Давайте ребенку только 1 задание на определенный отрезок времени.
Стратегия игнорирования считается одним из действенных методов решения конфликтных ситуаций с возбудимым, неуравновешанным ребенком.
сложные ситуации и как в этих случаях действовать
Возможные трудности / примеры Примеры ответов
Демонстративный отказ от общения: «Меня сюда привели насиль- но, я не буду говорить» или «Одно значные и слишком резкие ответы типа да, нет, не знаю» Отражение чувств (Я не могу винить тебя за то, что ты злишься)
Демонстрация понимания (Мне тоже не нравиться, когда меня вынуждают делать то, чего я не хочу)
Приглашение к сотрудничеству (Но если уж ты все же пришел, давай попробуем провести это время с пользой для нас)
Косвенный комплимент (Тебе же наверняка не хочется терять время без толку)
Молчание Отражение чувств (Я вижу, что ты не настроен сейчас говорить)
Самораскрытие (Мне тоже трудно, я растерян. Я хочу работать для тебя, а не для «галочки» или записи в личном деле)
Задать значимый для подростка вопрос с заведомым искажением информации, касательной его биографии, возраста, членов семьи, места жительства и т. д. (как уловка для снятия психологической защиты и получения хоть какого-либо ответа, который сломает барьер молчания)
Конфликт. Споры Избегайте игры в советы (У тебя есть право выбирать, но ответственность за решение лежит на тебе)
Метод условного согласия (да, и …. но….)
Да, и для тебя это важно, но (аргумент…
Конечно, на это можно посмотреть и так, но…
С твоей точки зрения это оправдано, но есть другое мнение…
Да, и многие боятся поначалу, но потом…
Да, я понимаю, почему ты так думаешь, но…
Да, я и сам так думал поначалу, но…
Открытая агрессия, оскорбления, угрозы Помните, что агрессия – это универсальная защитная реакция. Не воспринимайте поведение собеседника оскорбительно для себя. Ваша сила – в спокойствии.
Грубость и хамство со стороны подростка преследует цель – вывести вас из себя. Подумайте, стоит ли поддаваться.
Любая сложная ситуация Нестандартные приемы-реакции: вдруг встать и выйти; задать вопрос «не по теме»; попросить выполнить неожиданное задание: подать, отнести и т. п. (как способ получения временного преимущества, инициативы в разговоре)
При обсуждении нарушений поведения:
• Не пугайте подростка, чтобы не провоцировать протест. Возможные наказания обсуждайте с элементом сожаления, но и неотвратимости.
• Обращайте внимание на эмоции при ответах. Часто они говорят больше, чем сами слова.
• Отделяйте поступок от человека. Сказав «Ты плохой», вы кладете печать на всю личность подростка. Сказав «Ты плохо поступил», вы критикуете поступок, давая подростку шанс на изменение положения.
• Старайтесь поддерживать позитивный стиль разговора. Больше используйте вопросы типа: «Что стало лучше?», «Как тебе это удалось?» и др. даже если это не так, пусть он сам расскажет вам, как собирается исправляться.
• Задавайте открытые вопросы (предполагающие развернутые ответы, а не односложные «да», «нет») :
- Мне интересно, как ты?
- Что? Каким образом?
- Что тебе кажется? Что по-твоему?
- Как на твой взгляд?
- Расскажи…
• Задавая вопросы, следует избегать слова «Почему?». Отвечая на подобный вопрос, собеседник будет невольно защищать свою позицию. Лучше спросить «Что произошло?» или «Как это случилось?»
Правильно ли мы воспитываем своих детей
Типы
неправильного
воспитания Характеристика Прогноз поведения ребенка
Гиперопека Родители считают ребенка еще маленьким, неуспеш- ным, неприспособленным и открытым, легко поддаю- щимся для негативных влия- ний. Родители стремятся «облегчить» жизнь ребенка, жалеют, балуют, делают все за него, оберегая от трудностей. Эти дети эгоисты, неприспособленные к жизни, не пользуются авторитетом среди сверстников, часто становятся объектом насмешек и издевательств среди детей, не могут постоять за себя. У таких детей часто высокий уровень тревожности, подчиняемость, иждевенческие позиции, неумение преодолевать трудности, стремление переложить вину на другого, ложь.
Гипоопека Проявляется в недостатке внимания к детям со стороны родителей, предос-тавляют его самому себе. Дети неспособны к установлению прочных эмоциональных связей, легко поддаются влиянию дурных компаний. Они непостоянны в своих планах, не способны к объективным оценкам, склонны к хвастовству. Чаще всего они не способны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, боязливы, недоверчивы, у них нередки конфликты с родителями и школой. Склонны к бродяжничеству и совершению противоправных действий.
Эмоцио
нальное отвержение Родители испытывают к ре-бенку досаду, раздражение, видят в нем «маленького неудачника», который не способен добиться успеха; отмечается родительская, в частности, материнская гру-бость, командный, агрес сивный стиль взаимоотноше ний с собственными детьми.
Формирование агрессивно-защитного типа поведения, для которого характерна драчливость, враждебность, конфликтность, упрямство, неуступчивость. Чаще всего эти дети являются нарушителями школьной дисциплины, склонны к грубым, хулиганским выходкам.
Если ребенок неуверенный, тревожный, ранимый, то он может замыкаться в себе, становиться скованным, неуверенным, готовым расплакаться по любому поводу или начать выплескивать свою агрессию на сверстников или на себя самого, возможен суицид.
Гипер
социализация Наблюдается жесткий конт- роль за поведением ребенка, агрессивность в ответ на неудачи ребенка, настойчи вость, властность, завышен ные требования к нему, мелочная опека, чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей Чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка приводят к нервным срывам. Детей характеризуют неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, плохая сосредоточенность, весьма уязвимы для самых нежелательных влияний, повышенная тревожность, усиливаются реакции протеста, раздражительность, либо агрессия как проявление самозащиты и желания решительного изменения ситуации.
Семья-крепость Родители стараются поступать подчеркнуто правильно и принципиально. Повышенная неуверенность ребенка в себе, безынициативность, вследствие чего возникает психологическая изоляция ребенка, трудности общения со сверстниками. Наблюдается постоян ный внутриличностный конфликт у ребенка, возникает повышенный риск возникновения невротических заболеваний у ребенка.
типы-схемы жестокого обращения родителей с детьми :
“Ребенок - мишень” – ребенка считают слишком пассивным или слишком активным, вследствие чего он становиться объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или интеллектуальные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.
“Критическая ситуация” (стечение обстоятельств) – потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения по отношению к детям, о чем по мере решения своих проблем родители испытывают вину за свое обращение.
“Отсутствие навыков отцовства и материнства” – родители не готовы к той ответственности, которую накладывает на них отцовство и материнство, и не имеют других стратегий поведения, кроме риска, запугивания, избиения.
“Необразованный родитель” – отсутствие элементарных навыков о возрастных особенностях развития ребенка и неумение учитывать особенности детской психики.
“Модель домашнего насилия” – жестокое поведение чаще отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого обращения.
“Изоляция от внешнего мира” – нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки его нарушить.
“Семейные стереотипы” - нарушение традиционных схем поведения жестоко карается родителями (нарушение традиций семьи, этические нарушения и др.)