Могунова Наталья Васильевна
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" предназначена для учащихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способ-ствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство ува-жения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи», «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Ис-пользуя информационные компьютерные технологии, ребята учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную гра-мотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Публикация «Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности „Занимательная грамматика“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: развивать кругозор и мышление учащихся, совершенствовать психо-логические качества личности школьников: любознательность, инициатив-ность, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.
Задачи:
• способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
• пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе над по-знанием родного языка;
• совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
• способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
• способствовать развитию смекалки и сообразительности;
• приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• выявлять и поддерживать лингвистически одаренных учащихся;
• поддерживать и воспитывать веру в свои силы у слабоуспевающих учащихся.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны
знать и понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематиче-ские группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру тек-ста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части ре-чи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и прово-дить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфо-графии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позво-ляет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерак-тивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфо-графические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письмен-ных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: тео-ретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотива-цию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
Формы организации занятий разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конфе-ренции, олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В каждом занятии прослеживаются три части: теоретическая, игровая, практическая.
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; со-чувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в дру-гую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической форма-ми речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы
(34ч.)
Организационное занятие. (1ч.)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.
Раздел 1
Занимательная фонетика. (7 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой фор-ме.
Раздел 2
Занимательное словообразование. (7 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4 Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Тема 2.6 Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию) : телевидение, радио, интернет.
Раздел 3.
Занимательное правописание (Орфография. Пунктуация) (5ч)
Тема 3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема 3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема 3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема 3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема 3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Занимательная лексика и фразеология. (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная рабо-та.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел 5
Занимательная грамматика. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема 5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема 5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема 5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема 5.4. Какими бывают предложения.
Тема 5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет. (3 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие. (1ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год
Календарно-тематическое планирование
№ Название темы
(раздела) Всего
часов Дата
план факт
1 Организационное занятие 1
Занимательная фонетика. (7 ч)
2 Разночтение слов в звучании и написании. 2
3 Для чего используют звуковые по-вторы в речи. 2
4 Какова роль интонации в устной речи 2
5 Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает» 1
Занимательное словообразование. (7 ч)
6 О чём рассказывает словообразовательная модель слова. 1
7 Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. 1
8 Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова 1
9 Этимология слов. Работа со слова-рями 1
10 Сказочные превращения. 1
11 Презентация творческой работы. 2
Занимательное правописание (Орфография. Пунктуация) (5ч)
12 Зачем нужно знать алфавит. 1
13 В чём секрет правописания морфем. 1
14 Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания 1
15 Не пером пишут – умом. Тайны письма. 1
16 Бенефис знаний. 1
Занимательная лексика и фразеология. (5 ч)
17 На какие группы делится словарный состав русского языка 1
18 В чём особенность употребления слова в художественном тексте. 1
19 О чём рассказывают фразеологизмы 1
20 Фразеология в художественных про-изведениях. 1
21 Практическая работа. 1
Занимательная грамматика. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
22 Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга. 1
23 В чём секрет глагола и его форм. 1
24 Как отличать грамматические омонимы. 1
25 Какими бывают предложения. 1
26 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. 2
Речевой этикет. (3 ч)
27 Правила речевого этикета. 2
28 Формулы речевого этикета. 1
Обобщающее занятие. (1ч)
Итого часов: 34
Список литературы для педагога
Бурмако В. М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
Бройде М. Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.
Григорян Л. Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М. : Просвещение, 1988.
Волина В. В. Вес лая грамматика, Москва, Знание, 2005г
Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л. : Просвещение,1990.
Львова С. И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
Минскин Е. М. От игры к знаниям. М. : Просвещение, 1987.
Чаплыгина И. Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М. : Владос, 2000.
Чачина Т. М. Денисова А. А. Гарцов А. Д. Учебное пособие по русскому рече-вому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное из-дание. Дрофа. 2007
Шанский Н. М. Лингвистические детективы. Москва. Дрофа. 2007
Список литературы для учащихся
Львова С. И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа. 2007
Панов М. В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981
Тумина Л. Е. Сочини сказку. Мос