Получи документы

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Родничок» для 1 класса

Косарева Наталья Петровна
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Родничок» для 1 класса

Программа по внеурочной деятельности

Общекультурного направления

«РОДНИЧОК» 1 класс

начальное общее образование

(срок реализации – 1 год)

Автор разработки:

Косарева Наталья Петровна,

учитель музыки и

педагог дополнительного образования

1. Пояснительная записка

Публикация «Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления „Родничок“ для 1 класса» размещена в разделах

Адаптированная программа «Родничок» по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления, разработана на основе:

Программы для средних общеобразовательных учебных заведений «Музыкальный фольклор» 1-4 классы, М. : «Просвещение», 1992г.

Программа «Русское народное музыкальное творчество», М. : «Пресс-соло», 1998г.

• Авторской программой «Музыка»1-4 классов, авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М. : Просвещение, 2010г, что позволяет в условиях общеобразовательной школы через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Музыка» раздела «Россия – Родина моя»

Цель программы «Родничок» («музыка вокруг тебя») - ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, воспитать музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры.

Задачами музыкального образования по данной программе являются :

• формирование эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыкальному фольклорному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;

• развитие музыкально-образного мышления обучающихся в процессе постижения музыкальных произведений;

• формирование опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся как выражения отношения к окружающему миру с позиции триединства: фольклорная музыка, исполнитель, слушатель;

• формирование у обучающихся потребности в музыкально - досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

Данное направление создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями.

Программа поможет глубже узнать народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей. Расширит пространство для художественного самовыражения обучающихся путем приобщения к народному песенному творчеству. Большое значение в организации музыкального образования обучающихся имеют инсценировки (эскизное исполнение) фольклорных произведений и праздники любителей народной музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Общая характеристика учебного курса в учебном плане

Программа «Родничок» призвана развивать музыкальную культуру обучающихся, направлена на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка в сфере общения с музыкальным фольклором и народной песней. Русская и славянская народная музыкальная культура - одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала народной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания - гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Это выражается:

• в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

• в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки;

• в построении творческого диалога ребенка с педагогом с опорой на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;

Погружение ребенка в музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла занятий, каждое из которых становится определенным этапом единого творческого процесса. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций. Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми народной песни, попевок, фольклорной музыки. Выступления ансамбля народных инструментов и эскизные постановки инсценированных народных песен – это, и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями народной музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных компетенций обучающихся.

Описание места учебного курса в учебном плане

Программа адресована обучающимся 1 класса и рассчитана на 33 часа в год, по 1 часу в неделю, режим занятий 30 минут.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре славянских народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

Метапредметные:

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений народных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений народной музыки, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

Предметные:

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности обучающихся;

программа позволит приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности;

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

3. Содержание учебного курса внеурочной деятельности

Истоки возникновения народной песни, фольклорного творчества. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека. Народная песня, её разновидности (попевки, заклички, колыбельные). Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры, инсценировки и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Музыкальная фольклорная речь как способ общения между людьми. Интонационно-образное богатство народной песни. Знакомство с русскими народными инструментами. Освоение навыков игры на простейших народных инструментах (ложки, бубны, сопелки, трещотки).

4. Календарно – тематическое планирование

№ Тема урока Элементы содержания

1. Вводный урок. Содержание предмета «Народное творчество». Этимология слов: творчество, фольклор. Устная природа бытования. Какие жанры относятся к фольклорным»?

2. Русский народный календарь. Времена года – месяцеслов. Праздники солнцеворота. Летние и осенние народные праздники, связанные со сбором урожая. Трудовые песни.

3. Поэтическое детское народное творчество. Загадки. Скороговорки, потешки, считалки. Колыбельные песни.

4. Игровой фольклор. Игра как способ познания мира. Связь игры с трудовым процессом, обрядом, танцем-хороводом. Игры-состязания. Специфическая особенность игры: соединения пения и движения.

5. Хороводы-игры. Ориентальные игры. Влияние словесного теста на рисунок движения: плетень, воротца, улица, корзиночка, ручеек. Виды хороводов: замкнутые – круговые, незамкнутые – линейные, змейка, спираль, шествия.

6-7. Сказка. Сказка как жанр устного народного творчества. Виды сказок: бытовые, сказки о животных. Формообразующие элементы повествования: зачины, повторение эпизодов, трёхступенчатость, счастливый конец. Сказочные оперы, фильмы-сказки..

8-9. Театр и сказка Разыгрывание сказки как способ обобщения ранее пройденных жанров. Русский народный костюм (составные части костюма) и предметы быта.

2 четверть

10. Зимние праздники. Три зимних праздника: языческий – Коляда, христианский – Святки от Рождества до Крещения и Новый год. Традиции празднования. Гостеприимство русского народа (обрядовая еда, обрядовые песни, утварь, народный костюм)

11. Обряд колядования. Поезд ряженных: колядовщики в личинах и масках с музыкальными инструментами. Традиционные угощение. Языческое божество и его символ, присутствующие в этом обряде (Коляда и Дед Мороз)

12. Праздник Рождества. Вертеп. Различие между католическим и православным Рождеством. Традиции празднования. Рождественский пост. Сочельник, славление Христа, хождение со звездой. Рождественские колядки.

13. Обряды Святок. Гадания. Особый жанр святочных песен – подблюдные. Игра «Хранение золота» отражение обряда гадания в художественной и музыкальной литературе.

14. Зимние игры и забавы. Зимний игровой фольклор. Знакомство с играми русского народа.

15-16. Праздник Коляда. Подготовка к празднику.

3 четверть

17. Праздники Святой недели. Крещение – традиции празднования. Отражение празднования Крещения в художественной и музыкальной литературе.

18. Масленица. Традиции и обряды празднования. Русское гостеприимство. Каждому дню - своё название: понедельник - «Встречен»; вторник - «Заигрыши»; среда – «Лакомка»; четверг – «Разгуляй»; пятница – «Тёщины вечера»; суббота – «Золовкины посиделки»; воскресенье – «Проводы. Кукла Масленица. Русские народные масленичные игры. Знакомство с историей театра «Петрушки» в России. Особенности организации работы театра, понятие «кукловод».

19. Масленичные гулянья. Театр Петрушки

20. Обряд «Проводы Масленицы.

21. Праздник Масленица.

22. Весенние заклички. Встреча Весны. Обряды и обычаи, связанные с приходом Весны.

23-24. Былины. Особенности построения былинного языка. Разновидности жанровых тем русских былин. Великие русские богатыри..

25. Садко Герои средне – русских былин. Певец русской старины. Музыкальный инструмент – гусли.

26. Духовный стих. Особый вид эпической песни, в которой народным языком сюжеты Нового и Ветхого завета, объяснялось происхождение Вселенной. 1

4 четверть

27. Пасха. Традиция празднования (Великий пост, Страстная неделя). Передвижные сроки празднования Пасхи. Ветхозаветная еврейская Пасха и Новозаветная христианская Пасха. Народные обряды каждого дня Страстной недели.

28. Семейно-бытовые песни. Рекрутские, свадебные, плачи. Весенний праздник – Красная горка. Многообразие жанров свадебных песен. Особенности исполнения плача.

29. Семейно-бытовые песни. Русское народное многоголосие. Особенности поэтического языка лирических песен: символика, яркая образность. Особенности музыкального языка лирических песен: сложность ладовой структуры, ритмического рисунка.

30. Егорьев день. Весенне – летние праздники. Егорий покровитель домашнего очага. Пастушьи музыкальные инструменты.

31. Весенне-летние праздники. Семик и Троица. Особенности празднования: традиции и обряды. Обряд Кумления. Завивание венков.

32. Летние праздники. Праздник Ивана Купала. Традиции и обычаи празднования.

33. Заключительный урок-концерт. Проводится по сценарию с включением предварительно выученного музыкального материала

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии в рамках внеурочной деятельности «День космонавтики»Фотоотчет о занятии в рамках внеурочной деятельности «День космонавтики» 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» впервые стартовал космический корабль, пилотируемый человеком. Длительность орбитального полета.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Удивительный мир библиотек» для учащихся 1 классаКонспект занятия по внеурочной деятельности «Удивительный мир библиотек» для учащихся 1 класса Цель: знакомство с работой библиотекаря, показать значимость этой профессии; Задачи: развивать у детей познавательный: интерес, внимание,.

Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе. (1 часть).Задачи воспитательной работы в 1 классе. 1. В области формирования.

Перспективное планирование внеурочной деятельности воспитателя в 1 классе (возраст 6 лет) Перспективное планирование внеурочной деятельности воспитателя в 1 классе (возраст 6 лет).Декабрь месяц. 1 неделя. Дата: 4.12. Направление:.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Автор публикации:
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Родничок» для 1 класса
Опубликовано: 21 января 2022 в 20:14
+222Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД