Ирина Кургина
Рабочая программа по физике. 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой учебного предмета «Физика» для общеобразовательных учреждений 7 – 9 классы. Д. А. Артеменков, Н. И. Воронцова, В. В. Жумаев / под редакцией Ю. А. Панебратцева (линия «Сферы», изд-во «Просвещение», 2011 год).
УМК соответствует ФГОС ООО.
Публикация «Рабочая программа по физике, 7 класс» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Физика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Используемый обучающимися учебно-методический комплекс: учебники. Учебники вошли в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (с изм. на 26.01.2016 г.).
Используемые учебники отражены в основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Школа № 96 Эврика - Развитие» и утверждены локальным актом МАОУ «Школа № 96 Эврика - Развитие».
Количество учебных часов в неделю – 2 часа.
Итоговое количество учебных часов в год: 7-А класс – 68 часов в год.
Физика как наука занимается изучением наиболее общих закономерностей природы, поэтому изучению физики в процессе формирования у учащихся естественно-научной картины мира отводится системообразующая роль. Способствующие формированию
современного научного мировоззрения знания по физике необходимы при изучении курсов химии, биологии, географии, ОБЖ.
Цели курса:
• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Задачи курса:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах,
характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные
исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема,
гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых,
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде, производственных и культурных потребностей человека.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
• умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• формирование целостной научной картины мира, представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения и фундаментальных законов физики;
формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы,
овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
• понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции
научного знания и международного сотрудничества;
• приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
• овладение научным подходом к решению различных задач, умение формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, умение сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными
реалиями жизни;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач;
• понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин
техногенных и экологических катастроф;
• осознание необходимости в применении достижений физики и технологий для рационального природопользования;
• овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия
на окружающую среду и организм человека;
• развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики,
электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, формирование представлений об экологических последствиях выбросов вредных веществ в окружающую среду.
Содержание учебного курса
I. Физика и мир, в котором мы живем (7 ч)
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт. Физические приборы. Физические величины и их
измерение. Международная система единиц. Измерения и точность измерений. Погрешности измерений. Мир четырех измерений.
Пространство и время.
Лабораторные работы и опыты :
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2. Сравнение точности измерения различными видами линеек. 1
3. Определение диаметра нити.
4. Измерение длины стола.
5. Определение объема твердого тела.
II. Строение вещества (6 ч)
Строение вещества. Молекулы и атомы. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Смачивание и
капиллярность. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Лабораторные работы и опыты :
6. Измерение размеров малых тел.
7. Изучение процесса испарения воды.
8. Выращивание кристаллов соли и сахара.
III. Движение, взаимодействие, масса (10 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Тело отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение.
Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Неравномерное движение. Средняя скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости
пути и скорости от времени.
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Лабораторные работы и опыты :
9. Изучение физических величин, характеризующих механическое движение. Измерение скорости движения человека.
10. Измерение массы тела на уравновешенных рычажных весах. 11. Измерение малых масс методом взвешивания.
12. Измерение плотности жидкости с помощью ареометра.
13. Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
IV. Силы вокруг нас (10 ч)
Сила. Сила тяжести. Правило сложения сил. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы.
Динамометр. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Трение в природе и технике.
Лабораторные работы и опыты :
14. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
15. Изучение сил упругости. Нахождение равнодействующей нескольких сил, направленных вдоль одной прямой.
16. Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента
упругости пружины.
17. Исследование силы трения скольжения.
V. Давление твердых тел, жидкостей и газов (10 ч)
Давление твердых тел. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Расчет давления
жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Использование давления в технических устройствах. Гидравлические машины.
Лабораторные работы и опыты :
18. Определение давления эталона килограмма.
19. Исследование процесса вытекания воды из отверстия в сосуде.
VI. Атмосфера и атмосферное давление (4 ч)
Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Опыт Торричелли. Приборы для измерения давления.
VII. Закон Архимеда. Плавание тел (6 ч)
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Воздухоплавание.
Лабораторные работы и опыты :
20. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
21. Определение плотности деревянной линейки гидростатическим способом.
22. Изучение условий плавания тела в жидкости.
VIII. Работа, мощность, энергия (7 ч)
Работа. Мощность. Энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической
энергии. Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя___ 23. Изучение механической работы и мощности.
24. Изучение изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении тела по наклонной плоскости.
IX. Простые механизмы. «Золотое правило» механики (8 ч)
Простые механизмы. Наклонная плоскость. Рычаг. Момент силы. Условия равновесия рычага. Блок и система блоков. «Золотое
правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Лабораторные работы и опыты :
25. Проверка условия равновесия рычага.
26. Определение КПД наклонной плоскости.
27. Определение положения центра тяжести плоской фигуры.
Годовое тематическое планирование 7-А класс – 68 часов.
№ Раздел (тема, модуль, глава) курса Кол-во часов Контрольная работа Лабораторная работа
1 Тема 1 «Физика и мир в котором мы живем» 7 №1 №1, №2
2 Тема 2 «Строение вещества» 6 №2 №3
3 Тема 3 «Движение, взаимодействие, масса» 10 №3 №4, № 5
4 Тема 4 «Силы вокруг нас» 10 №4 № 6
5 Тема 5 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» 10 № 5 № 7
6 Тема 6 «Атмосфера атмосферное давление» 4 № 6 -
7 Тема 7 «Закон Архимеда. Плавание тел» 6 № 7 № 8
8 Тема 8 «Работа, мощность, энергия» 7 № 8 № 9
9 Тема 6 «Простые механизмы. «Золотое правило» механики» 8 - № 10, № 11
Всего по учебному плану 68 8 11