Папки-передвижки

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»

Людмила Миронычева
Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»

Цель:

Рассмотрение необходимости развития разных сторон речи детей

1 часть:

Вопрос: - Что такое «речь»?

Речь - форма общения.

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям

Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Правильная, выразительная речь – портрет человека.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

Публикация «Родительское собрание „Развитие речи младших дошкольников“» размещена в разделах

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

Продолжи фразу…

- Мой ребенок начал говорить…

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

• Устную речь (говорение и слушание);

• Письменную речь (письмо и чтение)

Наше собрание посвящено развитию устной речи детей.

Развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.

Игра «Вопрос – ответ»

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.

Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Речь как форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

- Как вы думаете, чему способствует хорошо развитая речь?

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе, развитию мышления, эмоциональному развитию, нравственному воспитанию.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

- Нужно ли целенаправленно развивать речь? Может быть, придерживаться мнения - растет ребенок и речь развивается самостоятельно.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует социализации, моральному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

- Как вы думаете, в каких направлениях мы с вами должны развивать речь на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

- Формирование звуковой культуры речи.

- Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (карточки раздаются каждому родителю) .

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

2 часть

Звучит песня «Вот поезд наш едет…»

1. Станция «Словарная»

Подберите эпитеты к слову:

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

- Что бывает белым? (молоко, облако, сахар, иней)

- Молоко бывает какое? (теплое, кипяченое, топленое, кислое, парное, полезное)

- Что для человека существует полезное? (витамины, овощи, фрукты, занятия физкультурой, сон)

- Какие существуют фрукты? (вкусные, сладкие, тропические, недозрелые)

Подобные игры, упражнения помогают обогащать словарный запас слов ребенка. А в младшем возрасте он должен составлять 1500 – 2000 слов, причем словарь должен пополняться не только существительными, глаголами, прилагательными, но и местоимениям, наречиями, числительными.

2. Станция «Грамострой»

Кроме обогащения словаря, ребенок должен овладевать грамматическим строем языка.

Мы должны помочь:

- овладеть умением согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Упражнение: желтое - … (солнце)

пушистые - … (котята)

машина - … (большая)

- научиться употреблять существительные с предлогами

Упражнение: зайчик (на столе, под столом, за столом)

кубик (в коробке, на коробке, за коробкой, под коробкой)

мишка (перед ширмой, за ширмой)

- научиться употреблять в речи существительные во множественном и единственном числе

Упражнение: утка – утенок – утята

кошка – котенок – котята

собака – щенок – щенята

3. Станция «Звуковая»

Наибольшее беспокойство у взрослых вызывает звукопроизношение детей, т. к. это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

- Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

- Голодный хомячок. Втянуть щеки.

- Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

- Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

- Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

- Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

- Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Чистоговорки:

Ой-ой-ой-зайке холодно зимой!

У-у-у-зайка кушает траву!

Шу-шу-шу-слышит шорохи в лесу!

Су-су-су-слышу я в лесу лису!

Ха-ха-ха-не поймать нам петуха!

Ост-ост-ост-у него красивый хвост!

Я-я-я—петушиная семья!

Ку-ку-ку-пропоет ку-ка-ре-ку!

Жа-жа-жа-увидали мы ежа!

На-на-на- вся в в иголках спина!

Ко-ко-ко-ёжик любит молоко!

Бы-бы-бы-на спинке у ежа грибы!

Су-су-су- волку холодно в лесу!

Са-са-са-я красавица лиса!

Ша-ша-ша-у лисы шубка хороша!

На-на-на-ну и хитрая ж она!

Ды-ды-ды-хвостом метёт следы!

Ко-ко-ко-пьют котята молоко!

Ки-ки-ки-есть у них коготки!

Ок-ок-ок-катают клубок

Ой-ой-ой-кошка ждет котят домой!

4. Станция «Мелкомоторная»

Речь тесна связана с работой рук, на сколько развиты мышцы рук, подвижность пальцев

Существует множество упражнений для рук – пальчиковая гимнастика

«Кошки - мышки»

Кошка мышку цап - царап

(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)

Подержала, подержала - отпустила

(кулаки одновременно разжимаются)

Мышка побежала, побежала

(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)

Хвостиком завиляла, завиляла

(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)

До свидания, мышка, до свидания!

(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)

«Лодочка»

Две ладони я прижму

И по речке поплыву

(ладони соединить лодочкой)

Две ладони, друзья, -

Это лодочка моя.

(выполнять волнообразные движения руками)

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

(поднять выпрямленные ладони вверх, над головой)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там.

(волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн)

5. Станция «Выразительная»

Выразительность чтения детям дается непросто, поэтому её надо развивать с раннего детства. Существуют разные приемы и один из них следующий:

- скажите фразу: «Мы играем в мяч» - голосом медведя, лисы, волка, мышки

- расскажите стихотворение «Мой веселый, звонкий мяч…» с разной интонацией: как робот, как строгий начальник, как – будто это детектив

6. Станция «Связноречевая»

Развитие связной речи – наиболее сложная задача и самая актуальная на протяжении всего дошкольного периода.

Один из замечательных приемов, который помогает в составлении описательных рассказов, запоминания и воспроизведения текста стихов – это мнемотехника

Родителям предлагается мнемотехнические таблицы по описательному рассказу предмета посуды, мебели дерева, предмета одежды

3. ч Заключительная.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.

Чтобы речь ребенка развивалась, речь взрослых его окружающих, должна быть ему примером, образцом, следите за своей речью, подсказывайте правильные варианты произнесения слов, играйте с детьми и все у вас будет в порядке.

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете.

- Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…

Перед вами клумба, мы с вами будем сажать цветы. Если вам понравилось мероприятие, вы получили определенные знания, не зря потратили свое время – посадите на клумбу красные цветы, если вам не понравилось, вы считаете, что ничего нового вы не получили и зря потратили время – прикрепите синий цветок.

Нам очень приятно всегда видеть вас на наших мероприятиях, до новых встреч!

Публикации по теме:

«Развитие связной речи у младших дошкольников». В этом года я выбрала тему по самообразованию «Формирование связной речи дошкольников». Данную тему считаю важной, т. к. : развитие диалогической.

Доклад на родительском собрании «Развитие речи младших дошкольников» Тема: «Развитие речи младших дошкольников» Программное содержание: 1. Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей –.

Проект «Развитие речи младших дошкольников в игровой деятельности» Паспорт проекта Автор: Быкова Екатерина Павловна – воспитатель младшей группы МДОУ «Детский сад № 21 «Колосок» с. Куриловка 2015 г. Вид.

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой Основной задачей речевого развития детей как в семье, так и в детском саду является овладение нормами и правилами родного языка, определенными.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников». Игровой практикум (фотоотчёт)Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников». Игровой практикум (фотоотчёт) «Заговори, чтобы я тебя увидел» - так сказал Сократ много-много лет назад. Это изречение древнего философа и до сих пор актуально, ведь.

Родительское собрание «Развитие коммуникативных навыков у родителей» (проводит воспитатель совместно педагогом-психологом) Цель: Формирование у родителей ДОУ навыков общения с детьми Задачи: 1. Расширение.

Родительское собрание «Развитие на кончиках пальцев» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56» компенсирующего вида Нижегородская область г. Дзержинск,.

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1) Цели: • ознакомление родителей.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи дошкольников»Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи дошкольников» Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном.

Сценарий родительского собрания во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Цель: формирование доверительных и доброжелательных отношений между педагогом и родителями. Задачи: раскрыть значение речи.

Автор публикации:
Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»
Опубликовано: 23 декабря 2015 в 14:07
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД