Папки-передвижки

Родительское собрание с элементами практикума «Речь ребенка на кончиках пальцев»

Ольга Гаан
Родительское собрание с элементами практикума «Речь ребенка на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание

с элементами практикума

«Речь ребенка на кончиках пальцев»

Форма проведения: семинар – практикум

Цель: знакомить родителей с особенностями развития речи детей и с системой работы в ДОУ по созданию развивающей речевой среды. Обучать способам взаимодействия с ребёнком с целью активизации его речи. Через интерактивные игры и упражнения сплотить родителей для дальнейшей совместной деятельности.

Публикация «Родительское собрание с элементами практикума „Речь ребенка на кончиках пальцев“» размещена в разделах

План проведения родительского собрания

I. Вступительная часть.

II. Теоретическая часть: особенности развития речи детей.

III. Практическая часть : игры, упражнения, тренинг.

IV. Заключительная часть.

I. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу.

Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива.

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

Тема нашей встречи «Речь ребенка на кончиках пальцев».

Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важнейших проблем – это развитие речи детей.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, наполненное любовью и вниманием отношение к ребенку близких ему людей.

Речевое развитие осуществляется при активном познании ребёнком окружающего мира. Ему нужны яркие, красивые игрушки, предметы, с которыми можно действовать: катать, бросать, разбирать, собирать, складывать, слушать и т. п.

Известный русский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев». Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук.

Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут проводить с детьми самостоятельно: пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и др. Играйте с ребё нком в различные развивающие игры: сенсорные (знакомство с цветом, формой, размером, речевые (правильное произношение звуков, театрализованные с использованием кукол и др. Создавайте игровые ситуации, в которых закрепляются двигательные, коммуникативные и речевые навыки. При этом ребёнок должен слышать чёткую, правильную, неторопливую речь взрослого без повторения детских слов.

II. Теоретическая часть.

Уважаемые родители предлагаем вам поучаствовать в интеллектуальном марафоне. Для этого надо объединиться в группы по два-три человека. Каждая группа получит задание: из трёх вариантов ответов на вопрос по развитию речи детей второй младшей группы нужно выбрать один и прокомментировать его.

Показатели речи детей:

- развитие голосовых реакций, подражания;

- активизация словаря, активная речь с использованием предложений с однородными членами (правильный ответ);

- понимание, подражание, пассивная речь.

Условия для развития речи:

- уход, выполнение режима дня; эмоционально-положительное отношение окружающих взрослых;

- обучающее и воспитательное воздействие;

- собственная активная речь ребёнка в различных видах деятельности.

(Все ответы правильные.)

Показатели речевого общения ребё нка:

- понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит;

- слушает взрослого, активно вступает с ним в диалог, понятно отвечает, не перебивает говорящего взрослого (правильный ответ);

- по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает

простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира.

Словарный запас ребё нка:

- 500 - 700 слов;

- 700 – 1200 слов;

- от 1500 слов и более (правильный ответ).

Особенности словарного запаса:

• использует в речи существительные, глаголы;

• отвечает на вопросы взрослого, используя в речи практически все части речи (правильный ответ);

• использует простые предложения; пользуется всеми частями речи.

III. Практическая часть.

Важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи детей.

Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию. В этом нам поможет

Игра «Цветные зонтики»

Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной - благоприятные. У вас на столе карточки, на которох написан один из факторов, но какой это фактор благоприятный или неблагоприятный это должны решить вы. Когда вы определитесь, поднимите соответствующий зонтик – карточку, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор.

Неблагоприятные факторы.

1. Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек и т. д.).

2. Замена общения просмотром телевизионных передач.

3. Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребёнка.

4. Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.

5. Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.

6. Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.

Благоприятные факторы.

1. Эмоционально-положительное общение с ребёнком.

2. Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.

3. При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистам.

4. Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.

5. Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.

6. Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.

Мы с вами выяснили, какие факторы будут способствовать развитию речи детей.

На мольберт вывешивается памятка «Благоприятные факторы

способствующие развитию речи детей»

Учё ные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приёмы сами.

Но все мы прекрасно понимаем, что для этого нужны специально организованная образовательная деятельность, на которую у современной женщины, зачастую просто нет времени. Нельзя дать ребёнку ножницы и оставить его без присмотра. Отсюда напрашивается вопрос: КАК БЫТЬ?

Куда направляется мама, примчавшаяся с работы домой? (На кухню)

Да, именно на кухню, бегом кормить своих домочадцев. Сегодня мы покажем вам некоторые приёмы развития мелкой моторики и речи, которые можно использовать на обычной домашней кухне.

Пусть у вашего ребёнка будет на кухне несколько своих коробочек, мисочек с различными сыпучими продуктами. Это могут быть горох, фасоль, макароны с крупными дырочками, различные крупы. Для начала дайте ребёнку возможность «изучить» новые игрушки (пододвиньте детям две коробочки с крупами и одну пустую). Вы пока можете заняться своими делами, одним глазом поглядывая, что же делает ваш ребёнок. Можно ему дать ложку, уж тогда не будет сомнений, что все крупы будут тщательно перемешаны. В какой-то момент вы «неожиданно» поворачиваетесь к ребёнку и ахаете! Как же теперь варить кашу? Попросите ребенка помочь разобрать крупы.

Игра «Золушка»

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Фасоль с горохом различу!

Разобрали? Молодцы! А поиграть ещё хотите?

Возьмите в руку одну горошинку.

Игра «Горошина»

Покатаю я в руках бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Горошинку можно катать сначала между ладошками (как из пластилина шарик катаем, затем катать двумя пальчиками : большим и указательным.

А теперь давайте выложим из горошка дорожку.

Игра «Дорожка из горошка»

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Что бы бегали по ней

Зайчик или кошка.

Во всех заданиях стихи можно (и нужно) произносить несколько раз, что бы ребёнок их запоминал и учился координировать свои движения руками со словами.

Следующее упражнение: насыпьте горстку гороха на стол.

Игра «Дома я одна скучала»

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать :

- Пальчик, пальчик мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.

Можно работать всей ладошкой, можно каждым пальчиком отдельно.

Сейчас мы предлагаем вам определиться, кто будет из вашей группы, взрослым, а кто ребёнком.

А теперь придвиньте к себе коробочки с насыпанной крупой (манкой). Теперь мы превращаемся в художников.

«Рисуем стихи»

Каждая пара получает поднос (30x40 см) с манкой.

Перед вами коробки с манкой. Давайте попробуем нарисовать зайца под дождём по стихотворению А. Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребёнок рисует, затем ребёнок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

Очень долго мы трудились,

Наши пальцы притомились,

Карандаш сейчас возьмём

И катать его начнём.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Продолжим играть пальчиками.

Пальчиковая игра «Замок»

На двери весит замок,

Ритмичные быстрые соединения и разъединения пальцев рук в «Замок».

Кто открыть его бы смог?

Повторение движений.

Потянули,

Пальцы сплетены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону.

Покрутили,

Движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.

Постучали

Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.

И открыли!

Пальцы расцепить, ладони в стороны.

Следующая наша игра называется «Волшебные прищепки».

«Волшебные прищепки»

Каждая пара получает несколько силуэтов из картона и

набор разноцветных прищепок.

У вас на столе силуэт и цветные прищепки. Взрослый предлагает ребёнку подумать, на что или на кого похож каждый силуэт, и с помощью прищепок завершить образ (например, «Солнышко», «Ёжик», «Ёлочка», «Жучок»). Во время работы ребёнок говорит, что он делает, называет части создаваемого предмета и их признаки.

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А в хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

Загадки про сказки

Нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать.

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

(Колобок)

2) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился бы да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

(Теремок)

3) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонь бабушки, ни с кулаком дедушки не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

(Яйцо)

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

«Театрализованные игры»

Каждой паре предлагают использовать разные виды театров и

дают задание проиграть определённый сказочный эпизод.

Сейчас вам будет необходимо проиграть определенный сказочный эпизод, используя разные виды театров, которые расположены у вас на столах. Игру начинает взрослый, а продолжает ребёнок. Давайте с вами попробуем.

В ходе игры взрослый задаё т вопросы: «Какую песенку пел колобок?», «Что было дальше?», «Что сказала внучка Жучке?», «Как лягушка позвала зайчишку в теремок?» И т. д.

Мы предлагаем всем вам перевоплотиться в детей, давайте с вами пройдем на ковер, станем в круг.

Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»

Жили-были дед и баба

(Указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой.)

На полянке у реки.

(Козырьком прикладывают руку ко лбу - смотрят вдаль.)

И любили очень, очень

(Гладят живот.)

На сметане колобки.

(Пальцами рисуют в воздухе круг.)

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

(Кулаками «месят» тесто.)

Ну а маленькая внучка

Колобок катала в ручках.

(В ладонях «перекатывают» колобок.)

Вышел ровный,

(Горизонтальный взмах одной рукой.)

Вышел гладкий,

(Горизонтальный взмах другой рукой.)

Не солёный и не сладкий,

(Грозят указательными пальцами обеих рук.)

Очень круглый,

(Пальцами рисуют в воздухе круг.)

Очень вкусный.

(Гладят живот.)

Даже есть его нам грустно!

(Хлопок в ладоши.)

Мы рекомендуем проводить двигательно-речевые тренинги с детьми, используя знакомые им сказки, стихи и сопровождая текст активными движениями рук.

IV. Заключительная часть.

А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Начиная с таких слов: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должна (должен)

Давайте с вами пройдем на свои стульчики.

«Рефлексия»

Перед вами лисичка. Её нужно угостить вкусным колобком.

Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания и будете использовать их в работе с детьми дома, угостите лисичку вкусным, румяным (желтым) колобком.

Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, угостите лисичку не вкусным, горелым (черным) колобком.

Мы предлагаем вам буклет «С пальчиками играем — речь развиваем», в котором представлены варианты упражнений с предметами для развития мелкой моторики.

Эти буклеты будут помогать вам в работе с детьми дома по развитию мелкой моторики.

Предоставляется слово родительскому комитету.

Решение родительского собрания

1. Уделять своему ребенку больше времени.

2. В семье для ребенка создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с родителями (взрослыми).

3. Больше читать и рассказывать сказок, заучивать с ребенком стихотворения и сопровождать текст активными движениями рук.

4. Дома создать необходимые условия для развития мелкой моторики рук.

5. Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильной. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым. Главное – говорить медленно, ясно и громко.

6. Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправлять ребёнка (исправлять допущенные ошибки).

«Любите своих детей, развивайте их.

Самое главное – уделяйте им больше времени!

Желаем вам успехов в нелёгком деле воспитания детей!»

Публикации по теме:

Ум ребенка находится на кончиках его пальцевУм ребенка находится на кончиках его пальцев Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Мир на кончиках пальцев. Использование тактильных дощечек.Мир на кончиках пальцев. Использование тактильных дощечек. Познание окружающего мира невозможно без сенсорного опыта. Без сенсорной памяти, которая состоит из слуховой, обонятельной, вкусовой и тактильной.

Родительское собрание «Родителям не нужно забывать, что речь ребёнка надо развивать!» Размещён материал в виде родительского собрания. Цель: - Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; - Повышение педагогической.

Родительское собрание в младшей группе «Знаете ли вы своего ребенка?» Время проведения: первый квартал. Цели: формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и.

Родительское собрание в формате игрового практикума «Игротека «Путешествие в страну Красивой речи» Форма взаимодействия с родителями: Родительское собрание Форма проведения: игровой практикум. Тема: «Игротека - Путешествие в страну Красивой.

Родительское собрание «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства» Протокол №3 родительского собрания в средней группе от 25.02.12г. Повестка дня: 1.«Развитие ребенка средствами изобразительного искусства».

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики» Воспитатель: Наседкина Наталья Анатольевна Ход собрания. Красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Родительское собрание «Влияние типа темперамента на методы воспитания ребенка» Добрый вечер, дорогие коллеги! С удовольствием поделюсь с Вами своим выступлением перед родителями нашей группы. Эта публикация будет интересна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание с элементами практикума «Речь ребенка на кончиках пальцев»
Опубликовано: 22 февраля 2023 в 08:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание с элементами практикума «Речь ребенка на кончиках пальцев»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гаан (УИ 781835) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД