МААМ-картинки

Родительское собрание в 3 классе «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Любовь Склярова
Родительское собрание в 3 классе «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92

Родительское собрание в 3 классе

«О введении комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Автор: Склярова Л. Н.

учитель нач. классов МБОУ СОШ № 92

2021 год.

Цель родительского собрания :

Публикация «Родительское собрание в 3 классе „О введении комплексного учебного курса „Основы религиозных культур и светской этики“» размещена в разделах

• представить родителям развернутую информацию о целях и задачах курса ОРКСЭ; познакомить родителей с содержанием курса ОРКСЭ и методикой его преподавания.

Задачи:

• познакомить родителей с нормативно- правовым регулированием курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

• обозначить цель и задачи введения курса ОРКСЭ в начальной школе;

• рассмотреть все возникающие в связи сведением курса организационные вопросы;

План:

1. «Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» выступление зам. директора школы Сальниковой И. В.

2. Выступление учителя нач. классов Скляровой Л. Н. «Обоснование введения курса ОРКСЭ в начальной школе».

3. Выступление учителя православной культуры «Содержание курса ОРКСЭ и методика его преподавания».

4. Выбор родителями модуля курса ОРКСЭ.

Ход собрания:

Эпиграф.

Православная культура - бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой источник, без которого нет и не будет в России будущего.

1. «Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» выступление зам. директора школы Сальниковой И. В.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в общеобразовательных организациях Российской Федерации ведется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — курс ОРКСЭ, состоящего из шести учебных модулей (далее — модули ОРКСЭ) :

1. «Основы православной культуры»;

2. «Основы исламской культуры»;

3. «Основы буддийской культуры»;

4. «Основы иудейской культуры»;

5. «Основы мировых религиозных культур»;

6. «Основы светской этики».

Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательной организации свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в статье 87 части 1-2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ:

Изучение предмета осуществляется в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями, направлен на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий).

В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что данный курс предусмотрен в учебном плане федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Отказ от изучения не допускается

2. Выступление учителя нач. классов Скляровой Л. Н. «Обоснование введения курса ОРКСЭ в начальной школе.»

Рассмотрим все возникающие в связи сведением курса организационные вопросы.

Вопрос первый, еще раз, чтобы понятно и доступно объяснить родителям и уяснить самим.

1. Зачем вводится данный курс?

Существуют моральные и социальные вызовы школьному образованию:

• морально-нравственная дезинтеграция общества

• низкий уровень доверия и социальной солидарности

• нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта

• недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения

• рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций

• снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования

• усиление миграционных процессов

• недостаточный уровень воспроизводства населения

снижение физического, социального и психического здоровья населения

Учитывая недостатки воспитания школьников, президентская инициатива «Наша новая школа» определила требования к современному выпускнику общеобразовательной школы.

Человек, вступающий во взрослую жизнь должен быть:

• мотивированным к познанию

• владеющим достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни

• критически мыслящий

• готовым к сотрудничеству и коммуникации

• готовым отвечать за свои действия и их последствия, уважающим закон, справедливость, принимающим ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества

социально-ответственным

Разрыв между реальностью и требованиями общества к выпускнику школы – гражданину России очень велик. Курс ОРКСЭ должен помочь решить многие проблемы в воспитании подрастающего поколения в современных условия, когда на место духовности приходят удовлетворение материальных потребностей, в обществе царит произвол безнравственность и жестокость. Растет межнациональное разобщение молодежи.

ОРКЭС призван закрыть брешь в воспитании подрастающего. ЭТО курс воспитательной направленности, а не система знаний.

Школа совместно с семьей и общественностью, в т. ч. религиозной, призвана с помощью нового курса укрепить традиционные нравственные основы средствами образования, направленными на духовную консолидацию.

Итак, еще раз – ЦЕЛИ курса ОРКСЭ :

Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (эта цель закреплена ФГОС).

Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса ОРК СЭ :

Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

2. Почему именно в 4 классе?

Начнем с того, что это очень сложный период в жизни ребенка по разным причинам:

1. Стресс смены 1 и 2 ступеней образования. (преподавателем курса ОРКСЭ должен быть один учитель как связующее звено между 4 и 5 классом в то время как осуществляется переход от одного учителя к разным учителям по разным предметам)

2. 11-13 лет Возраст, когда происходит ОТКАЗ ОТ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТСТВА И ПЕРЕХОД К ЦЕННОСТЯМ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ, а вокруг улица, интернет, ТV, неблагополучная семья, весь негатив современного общества. Ребенок не может понять каковы ценности существования человека в жизни. Очень часто его никто не может направить на путь истины.

3. ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ СВЯЗУЮЩЕГО ЗВЕНА МЕЖДУ ДВУМЯ ЭТАПАМИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», «ИСТОРИЯ»). Грамотные преподаватели следуют при преподавании этих предметов в светской школе девизу «Не навреди!».

4. Как один из обнадеживающих психологических факторов этого возраста – ЕЩЕ СУЩЕСТВУЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ и детьми, учителями И ДЕТЬМИ.

Самой главной, первоочередной работой по введению курса ОРКСЭ является работа с родителями. Общение необходимо начинать со знакомства с нормативно – правовой базой введения курса ОРКСЭ. На примере выдержек и Законов РФ.

Конституция РФ (Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом,

Закон Российской Федерации «Об образовании» (Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства,

Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Светский характер образования В рамках комплексного курса не предусматривается обучение религии.,

Светская школа – это не атеистическая школа.

3. Знакомство с модулями курса ОРКСЭ

Курс носит модульный характер.

Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:

основы православной культуры

основы исламской культуры

основы буддийской культуры

основы иудейской культуры

основы мировых религиозных культур

основы светской этики

И состоит из учебных пособий :

1. Программа курса

2. Учебные пособия для учащихся (их 6 соответственно модулям)

3. Книга для учителя

4. Книга для родителей

5. Электронные приложения

Весь УМК к началу изучения курса будет.

Итак, основными особенностями введения курса ОРКСЭ является то, что

Выбор модуля обучения осуществляется родителями (законными представителями) учеников.

Конечно при реализации воспитательного курса ОРКСЭ необходимо :

Согласование педагогических усилий семьи и школы

В курсе запланированы различные формы работы с родителями :

1) Проведение родительских собраний

2) Система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс

3) Участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздников. Большое значение имеет грамотно разработанная и качественно на совесть проведенная внеучебная деятельность :

Для подготовки и проведения праздников привлекаются родители обучающихся.

В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть представлены:

1) презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКСЭ;

2) номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России;

3) выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой;

Учебники и учебные пособия, которые вошли и войдут в федеральный перечень соответствуют ФГОС.

4. Преподавание курса.

Кто будет преподавать новый курс?

Самое главное должны понять все присутствующие сегодня – предмет не должен быть догрузкой. Слишком большие надежды по духовно – нравственному воспитанию школьников с ним связаны. Преподавать его должен грамотный, высокопрофессиональный учитель, способный качественно, на высоком уровне дать детям то, что заложено в курсе, воспитать настоящего человека. Он прежде всего сам должен понять, для чего вводится предмет, быть обучаемым и мобильным.

«Судьба будущей России лежит в руках русского учителя»

3. Выступление учителя православной культуры «Содержание курса ОРКСЭ и методика его преподавания».

4. Выбор родителями модуля курса ОРКСЭ.

Приложение 1

Анкета для родителей (законных представителей)

обучающихся 3 классов

Вопросы Варианты ответа

1. Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики»? 1. Положительно

2. Скорее положительно

3. Безразлично

4. Скорее отрицательно

5. Отрицательно

6. Затрудняюсь ответить

2. В чем Вы видите положительное значение введения данного курса? 1. Расширение кругозора детей

2. Формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям

3. Формирование патриотизма и гражданской солидарности

4. Формирование ценности здорового образа жизни

5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

6. Воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России

7. Духовное и культурное развитие детей

8. Повышение нравственности детей

9. Формирование уважительного отношения к старшим

10. Приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях

11. Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде

12. Приобщение молодежи к вере

13. Другое

14. Затрудняюсь ответить

3. В чем Вы видите риски, связанные с введением курса? 1. Обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности

2. Дополнительная учебная нагрузка для учащихся

3. Появление формального отношения к религии, вере

4. Снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям

5. Принудительное навязывание веры, религии

6. Принудительное навязывание одного из модулей курса

7. Другое …

8. Затрудняюсь ответить

4. Какой модуль курса ОРКСЭ Вы выбрали для своего ребенка? 1. Основы светской этики

2. Основы мировых религиозных культур

3. Основы православной культуры

4. Основы исламской культуры

5. Основы буддийской культуры

6. Основы иудейской культуры

7. Не участвовал (а) в выборе

5. Испытывали ли Вы трудности с выбором модуля курса? 1. Да

2. Нет

6. С чем были связаны трудности Вашего выбора? 1. Различное мировоззрение членов семьи

2. Настороженность, недоверие

к нововведениям

3. Недостаточность информации

о содержании курса

4. Другое …

7. Что повлияло на выбор Вамиименно этого модуля курса? 1. Интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса

2. Мнение классного руководителя или других педагогов

3. Рекомендации родителей одноклассников ребенка

4. Желание руководства школы

5. Разъяснительные беседы представителей религиозных конфессий

6. Уклад жизни семьи, семейные традиции

7. Другое …

8. Затрудняюсь ответить

2. Факультатив для всех желающих

3. Этот курс не должен преподаваться в школе

4. Затрудняюсь ответить

8. Как Вы считаете, отражает ли воспитательный, духовно-нравственный характер курса учебное пособие по выбранному модулю? 1. Да

2. Скорее да, чем нет

3. Скорее нет, чем да

4. Нет

5. Затрудняюсь ответить

9. Имеете ли Вы представление о содержании учебных пособий по другим модулям курса? 1. Да, всех

2. Да, некоторых

3. Нет

10. Какую систему оценивания достижений Вашего ребенка по данному курсу Вы считаете наиболее оптимальной? 1. С выставлением отметок

2. Без отметок

3. Другую….

4. Затрудняюсь ответить

Приложение 2

Девять «Если …» воспитания

1. Если ребенка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.

2. Если ребенок живет во вражде, то он учится агрессивности.

3. Если ребенка высмеивают, то он становится замкнутым.

4. Если ребенок растет в упреках, то он учится жить с чувством вины.

5. Если ребенок растет в терпимости, то он учится понимать других.

6. Если ребенка подбадривать, то он учится верить в себя.

7. Если ребенка хвалят, то он учится быть благодарным.

8. Если ребенок растет в честности, то он учится быть справедливым.

9. Если ребенок живет в безопасности, то он учится верить в людей

Памятка для родителей

1. Будьте внимательны к своему ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.

2. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

3. Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.

4. Умейте воспринимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.

5. Предъявляйте к ребенку разумные требования.

6. Не критикуйте требования учителей в присутствии ребенка, а предъявите своё неудовольствие при личной встречи с ними.

7. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.

8. Поощряйте своего ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом.

9. Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребенку; не жестокое (хотя может быть и суровым); оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества; не унижает ребенка, а способствует пониманию негативности его поступка.

Приложение 3

Директору

образовательного учреждения

___

Ф. И. О. родителей (законных представителей,

проживающих по адресу:

___

заявление

Мы, родители (законные представители) ___ (Ф. И. ребенка, учащегося «___» класса ___ (наименование ОУ) из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» :

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики

выбираем для своего ребенка изучение:

___ (название модуля курса ОРКСЭ).

Дата «___» ___ 20___ г.

___(Ф. И. О. родителя) ___ (подпись)

___(Ф. И. О. родителя) ___ (подпись)

Приложение 4

Протокол родительского собрания «___» класса

о выборе модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Наименование учреждения ___

Присутствовали (указать) :

Результаты выбора родителями (законными представителями) учащихся «___» класса модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» :

Название модуля ОРКСЭ

Кол-во выборов

(цифрами и письменно)

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Дата «___» ___ 20___ г.

Классный руководитель___(Ф. И. О.) ___ (подпись)

Председатель

родительского комитета класса___(Ф. И. О.) ___ (подпись)

Приложение 5

Лист сводной информации

о результатах выбора родителями (законными представителями) учащихся модуля комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Наименование учреждения ___

Модуль курса ОРКСЭ 3 «а» класс

3 «б» класс

Всего кол-во уч-ся, выбравших данный модуль Процент выбравших

Основы светской этики

Основы мировых религиозных культур

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

ВСЕГО =Общему кол-ву уч-ся 3 «а» класса по списку =Общему кол-ву уч-ся 3 «б» класса по списку =Общему кол-ву уч-ся в параллели 3 классов =100%

«___» ___ 20___ г.

Директор школы ___ (Ф. И. О.) ___ (подпись)

Председатель

родительского комитета класса___(Ф. И. О.) ___ (подпись)

М. П.

Приложение 6

Полезная информация

Материалы для использования в преподавании основ религиозных культур размещены на сайтах религиозных организаций :

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)https://www.patriarchia.ru. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви – https://www.otdelro.ru.

Совет муфтиев России – https://www.muslim.ru.

Российская ассоциация буддистов – https://www.buddhism.ru

Федерация еврейских общин России – https://www.feor.ru

Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

Электронная гуманитарная библиотека – www.gumfak.ru;

Государственный музей истории религии – www.gmir.ru.

Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса :

сайт Общественной палаты – https://www.oprf.ru;

сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – https://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).

Публикации по теме:

Конспект занятия по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе «Россия — наша Родина» Предмет – Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры»- 4 класс Место урока в системе курса: - вводный.

К уроку по основам светской этики и православной культуры «Народы Крыма» Скифы. Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу.

Родительское собрание «Начало учебного года — новый этап в жизни воспитанников старшей группы во взаимодействии с родителями»Родительское собрание «Начало учебного года — новый этап в жизни воспитанников старшей группы во взаимодействии с родителями» Цель собрания: создание комфортных условий для моделирования перспектив взаимодействия родителей-детей-педагогов на новый учебный год.

Родительское собрание «Первые оценки» во 2 классе Оценки. Как к ним относиться? Уважаемые т. родители! Совсем недавно вы волновались и переживали, отдавая детей в 1 класс. Каждый из вас.

Родительское собрание в 1 классе «Семья и школа. Пути взаимопонимания и взаимодействия» Родительское собрание Тем: «Семья и школа. Пути взаимопонимания и взаимодействия. Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы.

Родительское собрание в 4 классе «Неразлучные друзья — родители и дети» Родительское собрание в 4а классе "Неразлучные друзья – родители и дети" Л. Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» 1. Вступление.

Родительское собрание во 2 классе «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?» Цели: • выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; • познакомить родителей с гигиеническими требованиями.

Родительское собрание в 3 классе «Эти трудные домашние задания!» Учитель начальных классов: Щоголева Инна Евгеньевна. Школа: г. Керчь ГБОУРК «КУВКИ ЛИ» Класс: 3 Родительское собрание: «Эти трудные домашние.

Урок «Способы разрешения конфликтов» в рамках курса по выбору «Учимся общаться» в 9 классе Урок по теме «Конфликты. Игры, способствующие разрушению стереотипности поведения» находится в логической последовательности уроков по изучению.

Презентация для учителей начальной школы «Духовно-нравственная культура. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в 3 классе «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Опубликовано: 17 октября 2021 в 14:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в 3 классе «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Склярова (УИ 2752820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД