Александра Касьянова
Родительское собрание в средней группе «Красиво говорить нужно учить с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ
родительского собрания в средней группе
Тема: «Красиво говорить нужно учить с детства»
Цель: формирование педагогической компетенции родителей в вопросах раз-вития речи в средней группе.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Красиво говорить нужно учить с детства“» размещена в разделах
1. Познакомить родителей с приоритетными направлениями речевого раз-вития детей в средней группе : развитие словаря; развитие связной речи; формирование грамматического строя речи; воспитание звуковой куль-туры речи; ознакомление дошкольников с художественной литературой; показать особенности организации работы по развитию речи у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания;
2. Продемонстрировать родителям вариант использования наглядного материала по развитию речи: предметные и сюжетные картины; сюжетные игрушки; научить использовать иллюстративный материал при обучении дошкольников связным типам высказывания: описывать предмет (игрушку) или содержание картины, правильно формулируя предложения сложной грамматической конструкции;
3. Создать условия для развития благоприятных детско-родительских от-ношений при формировании устной речи у детей дошкольного возраста.
Участники родительского собрания :
• родители средней группы;
• дети средней группы;
• воспитатели.
Предварительная работа:
• анкетирование «Как говорить нужно учить с детства»;
• подготовка приглашений для родителей с детьми (группового и индивидуального);
• создание памяток: «Как правильно формировать речь у малышей…»; «Как правильно формировать речь у старших дошкольников…»; «Обогащение словарного запаса»;
• оформление буклета на тему «»
• монтирование видеофильма с участием детей «Часть образовательной деятельности по описанию сюжетной игрушки».
Содержание родительского собрания
1. Организационный этап
Приветствие родителей.
- Добрый вечер, уважаемые родители! В нашу группу «Почемучки» ежедневно приходят 9 мальчиков и 8 девочек. Вас волнуют многие проблемы, связанные с развитием и воспитанием ребенка. Вы радуетесь и огорчаетесь, ищите ответы на возникающие вопросы и надеетесь на помощь педагогов. Ответить на все волнующие нас вопросы намного проще, чем нам кажется. Поэтому начать родительское собрание мы бы хотели с восточной притчи. Внимание на экран!
(показ видеоролика «Все в твоих руках»)
- Уважаемые родители, как вы думаете можно ли согласиться с этой притчей и на самом ли деле все находится в наших с вами руках, мы имеем ввиду обучение и воспитание наших дошкольников и ваших детей? Как вы считаете? Спасибо, уважаемые родители, за ваше мнение! Вы совершенно правы, от того какими будут наши дети, чему они научатся за все время пребывания в детском саду, зависит только от нас с вами, что они будут знать, что они будут уметь, как будут относиться к людям, насколько активно познавать окружающий мир. Все находится в наших руках!
Как вы считаете, чему мы должны научить детей за период пребывания детей в детском саду? (Родители отвечают на вопрос)
(Раздаем карточки родителям)
Посмотрите, перед вами лежат на столах карточки с изображением ребенка дошкольника, попробуйте прописать самые главные, на ваш взгляд, структурные компоненты личности ребенка: что он должен уметь на сегодняшний день? Из полученных утверждений обведите красным карандашом, то что на ваш взгляд является самым главным, из того, что вы написали.
Давайте проверим, что у вас получилось. Итак, каким же должен быть ребенок дошкольник? Что вы выделили самым главным в его развитии? Почему? Уважаемые мамы и папы современные образовательные стандарты акцентирую внимание на то, что именно речь является важным компонентом в развитии ребенка.
Поэтому тема нашего родительского собрания «Красиво говорить нужно учить с детства» и проведем мы его в форме семинара практикума, т. е. попробуем научиться, как правильно развивать речь в условиях детского сада и семьи.
II. Основная часть
1. Теоретический блок
У вас на столах лежат листочки и карандаши, попробуйте нарисовать или написать свою ассоциацию к слову речь! Что у вас получилось? Почему у вас возникла такая ассоциация со словом речь? Что же такое речь?
Речь – это процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Какие направления речевого развития являются приоритетными на данном возрастном этапе для наших детей?
(предлагаем родителям собрать пирамиду)
Обратите внимание, перед вами на столе лежит пирамида, которая будет состоять из основных направлений в развитии речи. Перед вами в конвертах карточки. Внимательно посмотрите на них и выложите в правильной на ваш взгляд последовательности снизу в верх, от самых приоритетных до менее значимых. Какая замечательная пирамида у вас получилась. Давайте, про-верим, правильно ли вы выложили карточки. Внимание на экран!
(Просмотр пирамиды на презентации)
Итак, в фундамент нашей пирамиды обязательно будут входить: ознакомление с художественной литературой, так как именно художественная литература – это образец правильного литературного языка.
Следующее направление, лежащее в фундаменте - это диалогическая речь. Придя в детский сад, ребенок имеет базовый словарный запас, с помощью которого он может общаться со сверстниками и взрослыми, отвечая на распространённые вопросы, такие, как: привет, как у тебя дела, как ты себя чувствуешь, и другие. Диалог предполагает не только речевое общение, но и общение через мимику, жесты, точнее говоря, обладают невербальными средствами общения.
Последнее направление в фундаменте - это обогащение словаря. Чем больше словарный запас ребенка, тем ему легче выражать свои мысли.
На фундамент накладывается такое направление как звуковая культура речи. Это умение слышать звуки, правильно, четко, и самостоятельно их про-износить. Для этого уже сейчас, ежедневно с детьми можно проводить веселую артикуляционную гимнастику в игровой форме. Мы приготовили для од-ну из таких артикуляционных гимнастик, которая называется "Поможем кукле Оле собраться на праздник ".
«Артикуляционная гимнастика»
1. Посмотрите к нам в гости пришла кукла Оля, она собралась на праздник. Давайте поможем кукле Оле погладить ее платье, посмотрите, как я буду гладить рукав платья: сначала я поглажу правый рукав платья, вот так: я положу одну руку на другую и сделаю носиком глубокий вдох, на выдохе через рот произношу «пшш».
2. Посмотрите, у нас на платье есть пуговицы большие и маленькие, давайте их застегнем, сначала застегнем большие пуговицы, посмотрите, как это сделаю я. Теперь застегнем маленькие пуговицы: вытягиваем вперед губки трубочкой. (чередование маленьких и больших пуговиц).
3. Посмотрите, у нас на платье есть воротник, у него круглые края, давай-те отвернем воротник, чтобы платье стало еще красивее, посмотрите, как это сделаю я: я широкий язык положу на нижнюю губу, вот так.
4. Вот беда, у нас на платье оказалась маленькая дырочка, давайте ее за-шьем, посмотрите, как зашью я: острым кончиком языка, касаюсь верх-ней губы, начиная с уголка рта.
- Какие вы молодцы, теперь вы сможете провести артикуляционную гимнастику дома с вашими детьми. А чтобы вам было легче мы приготовили для вас артикуляционную гимнастику. (Раздаем родителям)
А теперь мы закончим выстраивать нашу пирамиду. Последним «кирпичиком» нашей пирамиды является обучение грамоте. Такое направление, реализовывается с детьми с подготовительной к школе группы. Как вы думаете, какое из направлений речевого развития для наших детей является более актуальным на ваш взгляд. Почему вы так считаете? Спасибо уважаемые родители за ваше мнение!
(результаты анкетирования)
В рамках подготовки к родительскому собранию вам было предложено ответить на вопросы анкеты. Результаты показали, что на данном этапе возрастного периода наших детей вас волнует проблема развития монологической речи. Поэтому сегодня родительское собрание мы решили посвятить именно этой теме и рассмотреть основные приемы развития у детей основных типов связных высказываний.
Современная наука предполагает разные формы работы в этом направлении: это составление рассказов по сюжетным игрушкам, по содержанию предметных или сюжетных картин; пересказ художественной литературы. Мы предлагаем вам тоже принять участие в этой деятельности.
2. Практический блок
Сейчас мы с вами перейдем к самой интересной части родительского собрания - это наш практикум! Мы заранее подготовили для вас игрушки животных и предметные картинки, по которым вам необходимо составить описательный рассказ.
Уважаемые родители! Напоминаю вам, что структура описательного рассказа отвечает на 3 вопроса: Кто это? Как выглядит и что с ним можно делать? И так у вас ровно 1 минута на то, чтобы составить описательный рас-сказ. Давайте посмотрим, что у вас получилось? Пожалуйте, попробуйте описать игрушку, которая у вас была. Вам интересно узнать, как дети справляются с этим заданием, посмотрите. Внимание на экран!
(показ видеоролика с фрагментом занятия)
Уважаемые родители, такая форма работы очень важна, поэтому при-обретая ребенку игрушку, постарайтесь сначала ее рассмотреть и составить вот такой описательный рассказ, который поможет сформировать знания о структуре связного высказывания и научит детей свободно излагать свои мысли. Не забывайте пожалуйста о том, что, описывая предметы, игрушки или картинки мы придерживаемся 2 правил: либо от самой большой детали к мелкой, либо сверху вниз.
Следующей формой работы является пересказ художественной литера-туры, мы приготовили для вас интересное задание, давайте попробуем провести небольшой эксперимент! Итак, пожалуйста выходите, для вас мы прочитаем небольшой рассказ, а вы попробуйте его пересказать. Молодцы! Теперь я приглашаю вас! Прослушайте рассказ, и попробуйте его пересказать, но уже используя мнемотаблицы (схематические картинки). (Пересказ рассказа) Теперь приглашаем вас! Мы заранее приготовили аудио – рассказ, послушайте его и попробуйте запомнить и пересказать.
Молодцы! Какой вывод, уважаемые родители, вы смогли сделать, приняв участия в 3 формах пересказывания? Наглядность всегда помогает лучше запомнить, а потом пересказать художественное произведение.
Личный опыт родителей
Мы уверены, что у каждого из вас есть свой уникальный опыт по формированию речи у малышей, поэтому мы заранее попросили поделиться … своим опытом и рассказать, как вы в условиях семейного воспитания развиваете речь ребенка. (Рассказ родителей из личного опыта)
III. Заключительный этап
Вот и подходит наше родительское собрание к завершению, хотелось поделиться с вами интересной притчей, которая называется «Две свечи». Внимание на экран! Уважаемые родители, как вы думаете можно ли согласиться с этой притчей и в чем заключается наше предназначение?
Вы совершенно правы, мы как взрослые для наших малышей должны стать такой свечой, которая горит ярким пламенем и давать правильный образец поведения, в том числе грамотно сформировать речь детей. Спасибо за участие в нашем родительском собрании, нам было очень приятно с вами взаимодействовать в течении этого времени. Желаем вам успехов! До свидания!
(Раздача буклета-памятки с рекомендациями по развитию связной речи в разновозрастной группе)