Кутьменева Юлия
Родительское собрание в форме круглого стола в старшей группе «Растим почемучек»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Создать положительный эмоциональный настрой.
2. Обогащать родителей педагогическими знаниями, раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него.
3. Способствовать развитию познавательной активности у ребенка.
4. Вызвать желание у родителей поделиться опытом воспитания.
Форма проведения : круглый стол.
Оборудование: ноутбук, диск, бумага, карандаши, памятки с рисунками детей, атрибуты для сценки.
План проведения собрания
I. Вступительная часть.
Публикация «Родительское собрание в форме круглого стола в старшей группе „Растим почемучек“» размещена в разделах
1. Тренинговое упражнение «Согрей птичку»
2. Вступительное слово воспитателя
II. Основная часть
1. Мини-лекция «Как отвечать на вопросы ребенка?» (можно пригласить психолога).
2. Памятки для родителей по развитию любознательности.
3. Мини-игра «Устами младенца» (дети).
4. Инсценировка «Почемучка?» (воспитатели, родитель)
III. Практическая часть
1. Решение педагогических ситуаций (педагог)
Обсуждение
2. Викторина (воспитатели)
IV. Заключительная часть.
1. Подведение итогов собрания (результаты анкетирования).
2. Чаепитие.
Приложение 1.
Тренинговое упражнение «Согрей птичку».
Родителям предлагают встать и сложить ладони, представляя, что они держат птицу в руках. Чтобы её согреть, нужно подышать на ладони, прижать их к груди…. И выпустить птичку на волю, выражая таким образом свою любовь, даря кому-нибудь теплоту и нежность доброту своего сердца.
Приложение 2
Вступительное слово воспитателя
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности, что краски можно смешивать и получать новые оттенки, и многое другое.
Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего что-то сделано? как это работает? Недаром их называют почемучками.
Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …
Любопытство:
Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.
Приложение 3
1. Мини-лекция «Как отвечать на вопросы ребенка?» (педагог-психолог)
Умение толково ответить на вопрос ребёнка – большое искусство. Овладеть этим искусством и положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие ребёнка по силам каждому взрослому. Как же отвечать на вопросы? Помните, что ребёнок задаёт вопросы не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто внимательно выслушав его, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важное требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное к ним отношение.
Постарайтесь понять, что побудило ребёнка задать вопрос. Часто вопрос имеет коммуникативный характер, он служит поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию. Например, 5-летний Саша спрашивает отца: «Ты когда был маленький, боялся входить в тёмную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребёнка, вникнуть в его переживания, понять мотив вопроса. На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности а, напротив, разжечь из неё незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование – краткость и определённость ответа.
Не бойтесь, если после вашего ответа не всё будет понятно ребёнку до конца. Что-то он уяснил, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Именно не совсем отчётливые знания порождают у ребёнка предположения, сомнения, стимулируют его познавательную активность.
Почаще задавайте ребё нку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ. Пользуйтесь для этого справочниками, энциклопедиями, используйте свой личный опыт.
Помните народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше». Не перегружайте ребёнка грузом знаний. Гораздо важнее, чтобы ребёнок понял, а не просто запомнил новые для него сведения.
Приложение 4
Памятка для родителей по развитию любознательности
*Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
*Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
*Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
*Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
*Проводите в семье различные конкурсы.
*Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
*Проводите постоянные прогулки на природу.
* Мастерите с детьми поделки из природного материала.
* Поощряйте экспериментирование детей.
*Читайте детям природоведческую литературу.
Любите своего ребенка!
Приложение 5
Мини-игра «Устами младенца» (воспитатели)
Родителям предлагают отгадать то, о чем говорят дети.
Послушаем наших детей:
Он бывает у каждого.
Его долго ждешь, а он быстро проходит.
Он бывает в разное время года.
Бывает очень весело, когда много гостей.
И всегда что-то дарят.
Я его очень люблю.
- Итак, это бывает у каждого и в разное время года, но, к сожалению, быстро проходит, к тому же, бывает весело, когда приходит много гостей с подарками. Что это? /День рождения/.
Слушаем дальше:
У него есть рога, два колеса, бывает и три.
Его любят мальчики и девочки.
Он бывает маленький и большой.
На него садятся и крутят.
Я люблю на нем кататься.
- Итак, он рогатый, с колесами, которые крутят. Его любят все, и бывает он разным. Что же это такое? /Велосипед/.
Следующая загадка:
Оно очень вкусное.
Бывает разное: красное, зеленое, желтое.
Иногда большое, а иногда маленькое.
У него есть семечки.
Его можно есть и зимой, и летом. Я люблю красное.
- Итак, оно бывает разного цвета и размера, зимой и летом, очень вкусное, с семечками. /Яблоко/.
Приложение 6
Инсценировка «Почемучка» (воспитатели)
Ведущий Сын пришел к отцу с вопросом.
Сын:
Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец:
Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
Сын:
Папа!
Отец:
После, некогда, отстань!
Ведущий
Снова сын пришел к папаше …
Сын:
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?
Отец:
Некогда, отстань,
У меня свои дела!
Ведущий:
И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына :
Отец:
Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий:
В самом деле, почему?
(Обсуждение ситуации).
Приложение 7
Решение педагогических ситуаций (психолог)
Педагогическая ситуация №1
Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по-вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, чтобы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете?
Обсуждение
Педагогическая ситуация №2
Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»
Обсуждение возможных вариантов ответов.
Педагогическая ситуация №3
Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает как она называется.
Обсуждение.
Педагогическая ситуация №4
Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.
Приложение 8
Викторина (воспитатели)
Ведущий: А сейчас немного посоревнуемся:
• кто больше назовет детских книг /или вспомнит фамилии детских писателей/;
• назовите известные детские игры;
• вспомните пословицы и поговорки, имеющие воспитательный характер;
• какие загадки для детей вы знаете?
Используемая литература для педагогов
1. Арапова-Пискарева Н. А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада : Программа и методические рекомендации [Текст] / Н. А. Арапова-Пискарева, Н. Е. Веракса, А. В. Антонова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - С. 57.
2. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1986.- 228 с.
3. Веракса Н. Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н. Е. Веракса, А. И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№. 2.-С. 24.
4. Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
5. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч. : В 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика,1983. - Т. ІІІ. - 366 с.
Литература для родителей
1. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д. Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.- С. 14.
2. Голицин В. Б. Познавательная активность дошкольников [Текст]/ В. Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С. 19.
3. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М. И. Лисина// Вопросы психологии, 1982.- № 4.- С. 18-35
4. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. [Текст] / А. С. Макаренко. - М. : Просвещение, 2002.-С. 123.
Литература для детей
1. Елкина Н. В. 1000 загадок [Текст] / Н. В. Еликина, Т. И. Тарабарина. - Ярославль, 1997.- 213 с.
2. Моя самая первая энциклопедия. Москва. «РОСМЭН» 2008 г.
3. Сказки А. С. Пушкина.
4. Стихи советских поэтов.