Светлана Дружинина
Роль деятельности в развитии речи детей раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Роль развития речи ребёнка впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процесс воспитания, памяти, мышления, совершенствует всю детскую деятельность и «Социализацию» ребёнка (частности, его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми). Сотрудничество ребёнка с взрослыми, начинается очень рано. Ребёнок вскоре после рождения начинает отличать человеческий голос от других звуков. Присутствие взрослого стимулирует общение. Дети начинают говорить только в присутствие взрослого и по их требованию, поэтому нужно чаще разговаривать с детьми впервые дни жизни. Сначала развивается эмоциональное общение, постепенно становиться деловым сотрудничеством.
Публикация «Роль деятельности в развитии речи детей раннего возраста,» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевое сотрудничество дошкольников осуществляется в разных видах деятельности : игре, труде, быту, учебе.
Игра – ведущая деятельность ребёнка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуще воображаемая ситуация. Благодаря ней ребёнок учиться мыслить о реальных вопросах и возникновения замысла в игре.
В работе с детьми третьего года жизни используют многие обучающие игры, которые постепенно приближают к первым сюжетно-ролевым играм. В первых совместных играх-драматизациях (по р. н. с. «Колобок», «Теремок» и т. д.) дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально выразительные средства. Малыши учатся говорить за персонажей сказки: мышку, медведя, изменяя интонацию, темп речи, эмоциональную окраску.
В обучающихся играх с детьми продолжают уточняться, расширяться знания малышей о значении предметов, о действиях с ними. При этом используются как предметно-игровые действия с игрушками, так и действия с игрушками-заменителями и воображаемыми предметами.
Важно побуждать детей к замене хорошо известных действий, предметов – словом. Речь не только сопровождает игру, но и включается в неё как способ решения игровых задач.
В сюжетно-ролевых играх совершенствуется диалогическая речь. Возникает потребность в связной монологической речи. Идёт интенсивное овладение языком, словарь обогащается и грамматическим строем, в результате чего речь становиться более связной и понятливой. Не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, игра должна быть содержательной. Необходимо следить за правильным употреблением слов, так как в играх дети отражают привычные жизненные ситуации. И часто используют неправильные речевые стереотипы.
Детская речь совершенствуется только с помощью взрослого. Поэтому необходимо участие педагога во всех детских играх, обсуждения замысла и хода игры. Привлечь внимание детей к новым словам или игровой терминологии, нужно беседовать с детьми о проведенных и будущих играх.
Подвижные игры обогащают словарь и воспитывают звуковую культуру речи (считалки, заклички).
Игры-драматизации развивают речевую активность и воспитывают интерес к художественной литературе.
Дидактические и настольно-печатные игры помогают решать все задачи развития речи : закреплять, уточнять и активизировать словарь детей, учат быстро выбирать нужное слово, упражняют изменять и образовывать слово, развивают объяснительную речь.
Развитие речи в процессе труда : пополняется словарь детей названиями предметов труда, качеств предметов, трудовыми действиями; проговариваются достигнутые результаты. В труде малышей большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживание, соблюдением культурно-гигиенических навыков, поддерживанием порядка в групповой комнате и на участке.
Развитие речи в быту : помогает усваивать бытовой словарь; развивает диалогическую речь; воспитывает культуру речевого поведения.
Очень важно для развития речи общение со сверстниками: дети планируют действия; предлагают или просят помощь; взаимодействуя друг с другом, координируют свои действия.
Полезно общение малыша с детьми старшего возраста. Малыш активно поражает действиям и речи старшего. Усваивает новые слова, овладевает ролевой речью, учиться простейшим видам рассказывания.
Одним из основных средств развития речи является обучение. Обучение – это целенаправленный и планомерный процесс. При котором дети овладевают определенным кругом речи. Важнейшей формой обучения являются специальные занятия, на которых становятся и целенаправленно решаются задачи развития речи. Занятия с детьми носят игровой характер. Однако они имеют определенные цели, задачи, средства осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.
В целях развития речи и ориентировки в окружающем можно проводить занятия:
- по картинкам и книжкам, рассматривание сюжетных картин, например: «Домашние животные», лото «Ку-ка-ре-ку», «Парные картинки», «Большие и маленькие»;
- выполнение заданий по инструкции воспитателя;
- дидактические игры «Угадай, что изменилось?» на внимание и активизацию словаря;
- упражнения на артикуляцию звуков, отчетливое произношение звуков, подражающих слов, несложных фраз;
- развернутые сюжетные показы (кукольный театр и т. п.);
- организационное наблюдение за окружающим (целевые прогулки – экскурсии по участку и за его пределами);
- рассказывание без показа игрушек, картинок (рассказы, стихи, сказки, загадки).
Большое место на занятиях занимает не только процесс обучения новым словам, но и расширения представлений, развитие ориентировки в окружающем.
В младших группах преобладают занятия с игрушками. Игры-занятия проводятся, как разговор воспитателя с детьми и сопровождаются игровыми действиями:
- дидактические игры с игрушками в зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, подбирают 2-3 игрушки, которые предварительно рассматривались;
- рассказ воспитателя с привлечением детей - дети дополняют рассказ недостающими словами или словосочетаниями;
- хороводные игры – обогащают словарь, дети поют или произносят текст и сопровождают его действиями;
- рассматривание картин – используют предметные и сюжетные картинки. Предметные уточняют и закрепляют предметы, их признаки. Сюжетные картинки служат для активизации словаря;
- художественная литература - обогащает словарь малышей, очень ценны сказки, потешки, прибаутки, художественное слово на прогулках, режимных моментах, словарь детей обогащается меткими выражениями;
- простые словарные упражнения – это доступные задания на словообразования.
Специальная словарная работа уже в младшей группе способствует более интенсивному обогащению словаря.
Занятия лепкой, рисованием одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог к игрушечным персонажам или взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Таким образом, важно, чтобы развитие речи, начатое в одном виде деятельности продолжалось в другом, уточняясь, двигаясь, меняясь с возрастом детей.