МААМ-картинки

Роль дидактических игр в развитии дошкольника для успешного воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения

Ольга Кривцова
Роль дидактических игр в развитии дошкольника для успешного воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения»

Л. Выготский

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе с самого раннего возраста.

Публикация «Роль дидактических игр в развитии дошкольника для успешного воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения» размещена в разделах

В ФГОС ДО (частьII, п. 2.6.) говорится, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; … формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ….»[5].

Формирование элементарных математических представлений (далее по тексту - ФЭМП) у дошкольников, как правило, традиционно проводится в форме организованной образовательной деятельности (далее по тексту – ООД). Это вызывает развитие гиподинамии у дошкольников, способствует быстрой утомляемости, и, как закономерный итог, — снижает интерес детей к математике. Чтобы сохранить физическое здоровье и избежать психического перенапряжения своих воспитанников, я провожу ООД в форме игры с математическим содержанием и активной формой обучения, так как в игре легче усваивается ключевые компетенции.

Благодаря проведению ООД по ФЭМП в виде игровых комплексов, у детей развивается сообразительность, самостоятельность, логическое мышление, внимание.

Наша задача - вызвать интерес к ООД, создать у них состояние увлечённости, для этого использую игровые моменты с приходом какого-либо героя или письмо с просьбой о помощи, посылка, которую можно открыть, только выполнив, определё нные задания: игры-путешествия в «Страну математики», в гости к королеве Цифр, викторины, КВН и т. д.

Надо помнить, что математика один из наиболее трудных учебных предметов, но включение игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на ООД и это создаёт условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Из всего многообразия занимательного математического материала наибольшее применение находят дидактические игры. Основное их назначение обеспечить способность детей в различении, выделении, назывании множеств, предметов, чисел, геометрических фигур, развитие умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

Дидактические игры включаю непосредственно в содержание ООД как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ООД по формированию элементарных математических представлений определяю с учётом возраста детей, целью, назначением, содержанием ООД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему:

«Увлекательное путешествие в поисках клада»

Образовательная область (доминантная) : «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Направление: познавательное развитие.

Цели:

• закрепление умений определять время по часам, навыков ориентировки на плане, на листе бумаги;

• формирование умений решать примеры, сравнивать числа, называть последующее и предыдущее число;

развитие мышления, речи, смекалки, зрительного восприятия, самостоятельности.

Целевые ориентиры дошкольного образования :

• умеют выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов, комментируют их, классифицируют, обобщают их свойства, выдвигают свои идеи и предложения;

• имеют элементарные представления о времени, геометрических понятиях;

• могут применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач;

• могут осуществлять действия по собственному замыслу, заданному образцу и правилу, участвуют в опытно-поисковой деятельности, слушают взрослого и выполняют его инструкции, умеют объективно оценивать собственную деятельность, свои достижения.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи к образовательной области «Познавательное развитие» :

• закреплять умение определять время по часам;

• продолжают формировать навыки ориентировки на плане, на листе бумаги;

• продолжать учить решать примеры, сравнивать числа, называть последующее и предыдущее число.

Задачи к образовательной области «Речевое развитие» :

развивать устную речь детей в различных формах и видах деятельности;

развивать умение сравнивать, выражать свои мысли, впечатления;

• обогащать словарь детей.

Задачи к образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» :

• формировать умения устанавливать контакт;

развивать навыки свободного общения;

• учить взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

развивать эмоциональную отзывчивость.

Задачи к образовательной области «Физическое развитие» :

воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

• способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья.

Коррекционные задачи:

• учить соотносить с помощью осязания предметы с геометрическими эталонами формы, соотносит предмет и его части;

развивать пространственные представления, возможности практической микро и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений;

• активизировать сохранные анализаторы, глазодвигательные функции глаз;

• формировать умение использовать получаемую информацию в практической ориентировке в пространстве;

развивать и контролировать предметно-тактильные действия;

• учить ориентироваться на микроплоскости с помощью осязания;

• учить выполнять движения глазами для развития зрительно-двигательной координации (прослеживание, сосредоточение).

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Форма проведения ОДД: подгрупповая.

Методы и приемы игровые: игра - имитация, игра-приветствие, игра-сюрприз; проблемно-поисковые: создание проблемных ситуаций, наблюдения; словесные: комментированный анализ, проблемная беседа, аудиовизуальные: прослушивание звуков моря, практические: графический диктант.

Применяемые педагогические технологии: здоровьесберегающая, личностно – ориентированная, игровая.

Участники образовательного процесса: воспитатель, дети (подгруппа из 8 человек)

Средства реализации: план с символическими изображениями этапов занятия. Детали часов (два круга, цифры и стрелки). Табло. Мольберт. Игрушечный попугай. Разноцветные камешки. Мяч. Жетоны, на обратной стороне которых написаны буквы М, О, Л, О, Д, Ц, Ы. Сундук, угощение. Картинки-раскраски. Массажные дорожки. Маршрутный лист и карточка-ключ. Счетные палочки. Набор карточек с заданиями (образцы для выкладывания счетных палочек, бабочки с примерами и неравенствами, ребусы, числовая последовательность, логические задачи). Лист бумаги в клетку. Корзина. Карандаш. Карточка с изображением цифр 4 и 5 – на каждого ребенка.

Длительность: 30 минут.

Место реализации: группа.

Содержание организованной образовательной деятельности:

1. Этап психологического настроя.

Задача: создание атмосферы психологической безопасности – эмоциональная поддержка ребенка.

Воспитатель с детьми становятся в круг, читают стихотворение:

Воспитатель. Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне тут подружиться? Я – (имя воспитателя, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (дети называют свои имена в уменьшительно-ласкательной форме).

Воспитатель. Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких пригожих, я приглашаю поиграть. Посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки.

2. Мотивационно-побудительный этап.

Задача: формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?

(ответы детей)

Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие на поиски клада. Вы готовы? (Да)

Воспитатель. Я буду капитаном, а вы – моими помощниками – матросами. Вам придется выполнять сложные задания. За правильное выполнение каждого получите жетон. В конце путешествия с помощью жетонов вы прочтете сообщение, которое поможет открыть сундук с кладом.

Рассмотрите план (выставляется на мольберте). Вы должны изучить маршрут нашего путешествия и объяснить, в каком направлении двигаться.

(Дети подходят к мольберту, последовательно называют объекты, в сторону которых следует двигаться.)

3. Основной этап, актуализация представлений, знаний.

Задача: создание ситуации, в которой возникает необходимость в применении представлений, знаний.

Воспитатель. Маршрут определен. Перед тем как отправиться в путь, сверим часы. (Выкладываю на стол детали часов.) Вот беда! Во время шторма корабельные часы сломались. Их надо собрать. Выложите из деталей два циферблата.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Мы должны отправиться в плаванье в 9.00 и вернуться обратно в 9.30. переведите стрелки так, чтобы первые часы показывали время отправления, а вторые – время прибытия.

(Два ребенка переводят стрелки. Остальные проверяют правильность выполнения задания.)

Воспитатель. Молодцы! Получите первый жетон и прикрепите его на табло. Теперь можно подняться на корабль. Пройдите по трапу на борт.

(Дети разуваются, поочередно проходят по массажным дорожкам, затем обуваются)

Воспитатель. Во время плавания на корабле некоторые сообщения могут передаваться сигнальными флажками. Поэтому перед отплытием надо проверить зрение матросов и провести тренировку.

Зрительная гимнастика:

Воспитатель берет флажок, медленно водит им из стороны в сторону, поднимает, опускает, выполняет круговые движения. Дети, не поворачивая головы, следят за флажками глазами.

Воспитатель. Команда на корабль. Перед отплытием каждый член экипажа должен узнать, какую службу он будет нести на корабле.

(Каждый ребенок, получив маршрутный лист и карточку, определяет, кем он будет служить на корабле, затем занимает место за столом, на котором изображен соответствующий символ. Дети получают жетон и закрепляют его на табло.)

Воспитатель. На корабле моряки несут вахту, во время которой они работают слаженно, помогая друг другу. Для выполнения заданий распределитесь на вахтенные группы.

(Дети объединяются в подгруппы по 2 человека. Каждая подгруппа получает набор карточек с заданиями).

Задания:

1. Переложи одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону.

Рисунок 1.

2. Сложите по образцу из счетных палочек 5 квадратов. Уберите 3 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.

Рисунок 2.

3. Разгадайте ребусы. (Нож, Дрова, Двор.)

Рисунок 3.

4. Назови недостающее число в числовой последовательности.

Таблица 1.

5. Найди недостающую фигуру.

Рисунок 4.

(Дети выполняют задания.)

Воспитатель. Молодцы, моряки! Я вами доволен.

(Вручает детям жетон, и они прикрепляют его на табло.)

Воспитатель. Мы приближаемся к острову, на котором зарыт клад. Взгляните, на палубе сидят бабочки.

(Выставляются на мольберт карточки с изображением бабочек.)

Давайте подойдем поближе и рассмотрим их.

6. Найди недостающую фигуру.

Рисунок 5.

(Дети поочередно подходят к мольберту, рассуждая вслух, решают примеры и неравенства, записанные на карточках с изображением бабочек. Затем дети получают жетон и закрепляют его на табло).

Воспитатель. Предлагаю вашим глазкам отдохнуть. (Дети выполняют упражнения).

Зрительная гимнастика:

«Бабочка»

Видишь, бабочка летает.

Мы за ней понаблюдаем.

Влево бабочка летит,

Влево нам смотреть велит.

Вправо полетела,

Вправо посмотрели.

Вот она взлетела выше

Опустилась вдруг пониже.

Если мы закроем глазки,

Ее увидим, словно в сказке.

Яркая, воздушная,

Ветерку послушная.

С нами долго не сидела,

Упорхнула, улетела.

Воспитатель. Пока мы разглядывали бабочек и решали примеры, наш корабль пришвартовался к Острову попугаев. Предлагаю высадиться на берег.

(Дети разуваются, поочередно проходят по массажным дорожкам, затем обуваются и походят к искусственному дереву, на котором сидит игрушечный попугай. Под деревом рассыпаны цветные камешки и стоят корзинки).

Воспитатель. Попугай предлагает вам собрать драгоценные камни, которых много на острове. Вспомните число, которое у вас получилось при решении примеров, и положите в корзинку столько же драгоценных камней.

(Дети берут корзинки и складывают в них камешками. За выполнение задания дети получают жетон и закрепляют его на табло).

Воспитатель. Попугай позволяет искать на его острове клад только тем, кто расскажет ему что-то интересное, поделиться интересной информацией. Поэтому он предлагает вам поиграть в мяч и ответить на его вопросы.

(Бросает мяч детям и задает вопросы. Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос, делает шаг вперед и возвращает мяч воспитателю).

Вопросы:

- В какой геометрической фигуре меньше всего углов? (В треугольнике.)

- Какая геометрическая фигура не имеет углов? (Круг.)

- Сколько месяцев в году? (12.)

- Сколько дней в неделе? (7.)

- Назови третий день недели? (Среда.)

- Назови пятый день недели? (Пятница.)

- Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа.)

- У мамы есть кот Пушок, дочь Даша и собака Шарик. Сколько детей в семье? (Одна дочь.)

- Назови число больше 5, но меньше 7? (6.)

- Назови часть задачи, в которой о чем-то спрашивается? (Вопрос.)

- Как называется часть задачи, в которой мы получаем неизвестное число, отвечаем на вопрос задания? (Ответ.)

(Дети получают жетон и закрепляют его на табло.)

Воспитатель. Попугай говорит, что вы подошли совсем близко к кладу. Осмотритесь вокруг и найдите сундук.

(Дети осматривают групповую комнату и находят спрятанный сундук.)

Воспитатель. Сундук заперт на ключ. Вы его отыщете, если справитесь со следующим заданием попугая.

(Дети садятся за столы и выполняют графический диктант.)

Диктант:

Нарисуйте линии: 4 клетки вниз, 1вверх слева направо, 1 вниз, 1вверх слева направо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 3 вверх, 9 влево.

Воспитатель. Молодцы! Ключ найден. И вы получаете целых два жетона.

(Дети получают жетоны и закрепляют их на табло.)

Воспитатель. А теперь, я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Зрительная гимнастика:

Рука сжата в кулачок и выставлен большой палец. Рисуем пальцем ключ и следим глазами. Выполняем сначала правой рукой, затем левой и вместе.

Воспитатель. Сколько всего жетонов на табло? (7) Переверните их и составьте слово.

(Дети снимают жетоны с табло, открывают буквы и выкладывают на крышке сундука слово «молодцы»)

Воспитатель. Молодцы! Это слово помогло открыть сундук.

(Дети вынимают из сундука раскраски с изображением старинных кораблей и угощение.)

Воспитатель. Пора возвращаться домой.

(Дети проходят по массажным дорожкам обратно.)

6. Заключительный этап. Рефлексия.

Задача: подведение итогов образовательной деятельности с точки зрения качества выполненной работы, создание ситуации успеха. Дети высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния.

Воспитатель. Мы снова в д/саду. Вам понравилось путешествовать? Что запомнилось больше всего? Какие задания были самыми трудными? Какие задания были самыми легкими? (Ответы детей.)

Воспитатель. Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными, и поэтому вам удалось отыскать клад. Давайте поблагодарим друг друга за это. (Дети говорят друг другу «спасибо». Раздаются угощения и раскраски.)

Таким образом, приведённые выше игры, используемые при проведении ООД, повышают способности дошкольников с нарушением зрения к развитию и активизации зрительных функций и являются средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Маврина Л. В. Математические игры для дошкольников. - М. : Стрекоза, 2012.

2. Минкевич Л. В. Математика в детском саду. Подготовительная группа. - М. : «Скрипторий 2003», 2018.

3. Михайлова-Свирская Л. В. Математика в детском саду. Учебно-практическое пособие для педагогов ДО. ФГОС ДО. – М. : Национальное образование, Серия: Вдохновение, 2015.

4. Нищева Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников. - М. : Детство-Пресс, 2013.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. :.приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для родителей «Роль книги в развитии дошкольника« Для ребенка чтение книги велико. Книга является источником знаний. Она поможет ребенку познавать новый, еще неизведанный мир. Перед взрослыми.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Социальное партнёрство в ДОУ как условие успешного развития современного дошкольникаСоциальное партнёрство в ДОУ как условие успешного развития современного дошкольника Современное дошкольное образование ставит перед собой цель - воспитание всестороннее гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в развитии дошкольника для успешного воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения
Опубликовано: 10 мая 2024 в 09:46
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в развитии дошкольника для успешного воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кривцова (УИ 1681392) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД