МААМ-картинки

Роль дыхания при разучивании стихотворений

Ирина Евтеева
Роль дыхания при разучивании стихотворений
▼ Скачать + Заказать документы

Какова роль дыхания при разучивании стихотворений

практические советы для постановки дыхания.

Декламировать стихи не так то и просто… Часто дети их «поют» или бубнят что-то под нос себе… А что если помочь ребенку, научить его в виде небольших игровых упражнений правильно держать тело, правильно дышать при чтении? Займет это не так уж много времени, а польза будет очень существенной. Качественная техника сценической речи во многом зависит от правильного дыхания.

Техника речи. Положение тела

Публикация «Роль дыхания при разучивании стихотворений» размещена в разделах

Попробуем дать ребенку ощутить как работают дыхательные мышцы. Для этого найдём нужное положение тела. В положении стоя начните сутулиться. Затем расслабьтесь. Затем приподнимите плечи, грудь и откиньте его назад, т. е. "наденьте" на позвоночник. Спина прямая - укрепилась, шея, руки, плечи - свободные. Такое положение тела, как говорил Станиславский - "тело на колок" - должно стать естественным, привычным, не только в период работы над речью, фонационным дыханием, но и вообще в жизни.

Упражнение "свеча". Ровный интенсивный выдох

Нужно взять полоску бумаги. Примерно 15 см. на 4 см. Поднести полоску ко рту на расстоянии 5 - 7 см. Губы в трубочку, как для свистка. И начать дуть на полоску бумаги. Следить, чтобы угол наклона полоски был одинаков на протяжении всего выдоха. Упражнение позволяет следить за ровностью выдыхаемого воздуха при фонационном дыхании. Нужно добиться ровного выдоха. Если выдох будет прерывистый - бумажка начнёт подниматься, опускаться, дрожать. При ровном выдохе - бумажка будет находиться в одном положении - отклонившись. Следует обратить внимание на лёгкое напряжение в области межрёберных мышц и диафрагмы. "Дыхательный поясок" сохраняет ровность выдыхаемой струи.

Упражнение "проколотый мяч". Плавный, энергичный выдох, не ослабевающий к концу.

Имитируйте мяч, который прокололи шилом, звукоподражанием: сссссссс… Ладони рук охватывают грудную клетку с боков, как можно выше. Нажимайте на "мяч" ладонями легко, без усилий, чтобы воздух выходил из лёгких подольше. Упражнение выполняйте легко, без напряжения в звуке. Медленно сходятся руки, ощущая небольшое сопротивление "мяча". И также долго, медленно выходит воздух на звуке "с". Чем меньше воздуха осталось в мяче, тем ближе руки. И в конце ладони сходятся. И вместе с этим выбрасывается в активном звуке "с" оставшийся воздух. Это упражнение для постановки дыхания проделайте несколько раз. Выполнять его следует легко, без напряжение в звуке, в руках.

Упражнение "звукоподражание" ( различный выдох: плавный, спокойный, энергичный)

Напомните ребенку звуки природы и воспроизведите их вместе с ним:

- Свист ветра: ССССССС.

- Шум леса: ШШШШШШШ.

- Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

- Жужжание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

- Крик и карканье вороны: КРР! КРР! КРР. КАРР! КАРР! КАРР.

- Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР.

- Рокот мотора: РРРРРРРРРРРР…

- Звук электрического звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Тут следует обратить внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение минимальное. Воздух как бы вытекает в природу - при жужжании жука или шуме леса.

При рокоте мотора или звуке электрического звонка напряжение усиливается. Воздух с силой выгоняется.

При крике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энергично и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы стоите в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в стороны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, при этом выдохнув воздух. Морская вода снова поднимает руки - в это время нужно вдохнуть. Снова опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. Поднимите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, три, четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т. д. Потом обратный порядок. Нужно обязательно координировать движение рук со счётом. Пока не окончили считать, не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощутить сопротивление воды под руками. Они опускаются плавно, т. к. вода их держит, и вы легко ими можете распоряжаться: то медленнее, то быстрее их опускать вниз.

Тренировка добора воздуха

Представили, что едем на лыжах. В руках лыжные палки. Ноги вместе. Слегка, попеременно отталкиваясь палками, скользим всё быстрее. На счё т: раз! два! (вслух) - оттолкнулись, сначала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На счё т: три, четыре - (мысленно, не вслух) - вдыхаем, при этом продолжаем отталкиваться. Счё т: пять, шесть - вслух, семь, восемь - мысленно. И т. д.

А теперь непрерывно, без пауз, считаем все цифры вслух, убыстряя бег, ускоряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание при этом не задерживаем. Автоматически берём вздох. Нужно не думать о дыхании, а прислушиваться как звучит голос. Речь должна быть свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов можно подставить слоги: мму! ммо! мма! ммэ! мми! ммы. Согласный звук "м" поможет снять напряжение с голосового аппарата, т. к. требует меньшей затраты энергии на произнесение, являясь при этом наиболее звучным. А дыхание выбрасывается рывками на словах счёта.

Выполняя эти упражнения с ребенком, вы обязательно сможете развить его речь и научить говорить красиво и свободно!

Публикации по теме:

Методические приемы при разучивании песни «Это май» Методические приемы при разучивании песни "Это май", мелодия и слова М. Чарной, обработка В. Герчик Диапазон песни: ре - си Программое содержание.

Методические приемы при разучивании песни: «Зайка» Методические приемы при разучивании песни: "Зайка". Русская народная песня. Обработка А. Александрова, слова Т. Бабаджанян Диапазон песни.

Методические приемы в разучивании песни «Санки» Добрый день, уважаемые коллеги. В первый день зимы, предлагаю вашему вниманию методические приемы в разучивании песни" Санки", музыка М.

Методические приемы в разучивании песни «Зима» Методические приемы в разучивании песни "Зима", музыка В. Карасевой,слова Н. Френкель. Для детей 3 - 4-х лет. Добрый день уважаемые коллеги.

Методические рекомендации при разучивании песни «Флажки» Методичесукие рекомендации при разучивании песни "Флажки" музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой. Диапазон песни: ми - си Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Кошка» Методические рекомендации при разучивании песни "Кошка", музыка Ан. Александрова,слова Н. Френкель Диапазон песни: ми - си Программное содержание.

Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни" Машина", музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа - си - бемоль Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Самолеты» Методические рекомендации при разучивании песни" Самолеты" музыка И. Кишко, слова О. Марунич Диапазон песни: ре - си Программное содержание.

Методические рекомендации при разучивании прибаутки «Петушок» Методические рекомендации при разучивании русской народной прибаутки "Петушок" Обработка М. Красева Диапазон песни ля - ми Программное содержание.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дыхания при разучивании стихотворений
Опубликовано: 22 июня 2022 в 06:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дыхания при разучивании стихотворений» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Евтеева (УИ 362211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД