АНАСТАСИЯ Буюклян
Роль гаджетов в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Подумаешь, молчит ребенок. Зато он на планшете в игры интеллектуальные играет», — заявляют современные родители, которые уверены — с ребенком говорить не нужно. Современные исследователи отмечают любопытный факт того, что от общения с гаджетами в значительной степени страдает речь. Ох уж эти гаджеты! Одна из современных серьезных, стойких причин задержки и несформированной речи – телевизор, особенно если он заменяет общение с близким человеком (мать, отец, брат, сестра, бабушки, дедушки). Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо, если положительную, сам не участвует в игре, в сказке, не может задать вопроса - он молчит. Чем больше он «общается» с телевизором, тем больше он молчит, тем больше тормозится его речевая активность.
Публикация «Роль гаджетов в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Гаджеты. Вред и польза
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Необходимо позаботиться о речи детей своевременно, так как в дальнейшем это отразится на школьном обучении. Надо понимать, что подобные проблемы, если им не уделять должного внимания, создадут трудности в дальнейшем: в выборе будущей профессии, в развитии своих карьерных целей, в личной жизни.
Работая в детском саду не первый год, все чаще сталкиваюсь с проблемой – у современных детей отсутствует навыки общения. Я попыталась выяснить суть проблемы и, оказалось, дело в том, что общению мешает слабо развитая речь, недостаточный объем словарного запаса – дети хотят общаться, но не могут передать словами то, о чем их высказывание.. Дети дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации своих творческих задумок, а мы должны научить их этому, так как общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. И, конечно же, на выходе из детского сада ребенок должен быть в первую очередь социализирован, чувствовать свою успешность, о чем прописано в целевых ориентирах ФГОС, а это достигается умением общаться.
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. А традиционные методы развития речи- менее эффективными.
Сегодня все чаще особое внимание уделяется нетрадиционным методами приемам развития речи в рамках мнемотехники.
Не смотря на то, что мнемотехника-это искусство запоминания информации, эта техника является мощным инструментом развития речи, т. к. память и речь неразрывно связаны между собой. Классическая мнемотехника –это запоминание информации с помощью графических символов. Но ведь информацию можно запомнить и другими способами:
-перекодирование информации
-установление связей, связок
-использование опор
-лингвистические приёмы подмена слова близкого по значению
-ассоциации.
Продолжая тему мнемотехники, могу отметить, что на сегодняшний день мы, не замечая этого, но используем мнемотехнику в повседневной жизни очень часто, начиная от знаков дорожного движения и заканчивая телефонами. Мир не стоит на месте, педагогическая практика тоже должна идти в ногу со временем. Современная жизнь не мыслима без гаджетов, которые больше вредят. А есть ли место современным мессенджерам в образовательном процессе? Конечно, если их использовать дозировано, целенаправленно или воспользоваться их языком.
Например лингвист Гретхен МакКалох считает, что отбирать гаджеты у детей не нужно, т. к. сообщения из эмоджи, которыми обмениваются дети, пусть и обозначают фантастических существ,но помогают научиться писать и читать.
Кроме того используя эмоджи, дети составляют и записывают предложения, при этом не умея читать и писать, составлять предложения. Таким образом использование эмоджи, можно отнести к одному из приемов мнемотехники.
Раскрывая этот прием, отмечу, что на начальном этапе использования таких картинок мы знакомимся с картинками эмоджи, т. к. они подразделены на лексические темы: спорт, транспорт, цветы, продукты питания, эмоции. Этот этап – стимулирует речевую активность; формирует зрительный контакт; развивает познавательные процессы, стимулирует эмоциональный настрой.
На следующем этапе, необходимо установить ассоциации детей, т. е. что мы можем сказать той или иной картинкой. Этот этап способствует расширению лексического запаса, развитию логического мышления…
На третьем этапе мы с детьми составляем предложения, загадки, сказки или пересказы с помощью картинок-эмоджи. Данная работа активизирует формирование грамматических категорий, умение составлять предложения с опорой на заданную тему, стимулирует монологическую речь.