Татьяна Лымаренко
Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Публикация «Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
К трем годам ребенок значительно расширяет свой словарный запас, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение, внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Одним из средств развития речи, обучения является игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Как говорил А. С. Макаренко, игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе.
Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает.
Игра выступает как деятельность, через которую педагоги решают различные задачи.
Дидактическая игра является одновременно и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета».
В процессе игры развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Все дидактические игры делятся на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками, настольно-печатные и словесные игры.
Структурой дидактической игры являются:
• Дидактическая задача- для педагога, игровая задача- для детей;
• Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).
• Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).
Методика организации дидактических игр имеет три направления: Подготовка, проведение, анализ, которым соответствуют этапы педагогического сопровождения дидактической игры.
Подготовка.
Соответственно, подготовительный и начальный этапы развития игровой деятельности.
Цель подготовительного этапа: обогатить знания детей по теме игры с помощью чтения литературы, экскурсий, рассматривания альбомов, рисования, встреч с интересными людьми, просмотра мультфильмов, прослушивания музыки с помощью таких средств, как стихи, пословицы, поговорки, иллюстрации, альбомы, видео.
Цель начального этапа: пробудить интерес к тому, чтобы научиться играть в конкретную игру с правилами, с помощью беседы выявить уровень знаний по теме.
Проведение.
Этап обучения игре.
Цель: формирование умений с помощью таких методов, как беседа, показ, упражнение, совместная игра.
Задачи: познакомить с правилами, уточнить, как нужно вести себя во время игры; формировать доброжелательные отношения в игре, самостоятельность в игровой деятельности с помощью таких средств, как являются игровой материал: фишки, карточки, игровое поле и т. п.
Здесь же уместны этюды на проигрывание ситуаций: «Я выиграл», «Возьмите меня в игру», «Я проиграл». Обязательные беседы перед игрой и завершающая беседа.
Этап самостоятельной игровой деятельности.
Цель: совершенствование игрового взаимодействия, то есть умения играть вместе, нахождение путей решения возникающих в игре спорных ситуаций.
Этап творческого развития игры.
Цель: развитие творческой активности детей. Можно ввести новый материал, в том числе тот, что не относится напрямую к игре, новые действия, например, вместо одного кубика взять два, добавить дополнительные карточки, обсуждение по картинке. Воспитатель обогащает материал по теме, даёт толчок творчеству- дети проявляют фантазию.
Задачи: совершенствовать игровые умения, проявление инициативы, самостоятельности, преобразование игры и даже создание новой с помощью таких средств, как игровой материал, средства дополнительного поощрения (фишки, жетоны, материалы для изготовления дополнительных карточек, фишек, жетонов и т. д.
Анализ
Примерные вопросы к итоговой беседе:
-В какую игру играли?
-Кто за кем бросал кубик (кто за кем ходил?
-Правильно ли отвечали на вопросы (выполняли задания?
-Кто стал победителем и почему?
-Как поддержали проигравшего?
-Чем понравилась (не понравилась) игра?
-Что можно сделать, чтобы в следующий раз игра получилась ещё лучше?
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи.