МААМ-картинки

Роль художественной литературы в развитии речи младших дошкольников

Ирина Истарова
Роль художественной литературы в развитии речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.)

Публикация «Роль художественной литературы в развитии речи младших дошкольников» размещена в разделах

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребёнок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учиться понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц. Показателем богатства речи является не только достаточный объём активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное0 оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребёнку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств, способность чувствовать место формы слова в предложении и в целом высказывании. Разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребёнка выразительной.

Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от неё во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На На связность (плавность) изложения текста влияет сила голоса голоса (громкость и правильность произношения, чёткая дикция, темп речи.

Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно – речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание обязательно включает ознакомление детей с изобразительно - выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.).

В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребёнка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое воздействие фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен. Среди выразительных средств языка определённое место занимают фразеологизмы, использование которых придаёт речи особую яркость, лёгкость, меткость и образность. Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, в подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщённого смысла малых фольклорных форм(«зарубить на носу» - запомнить навсегда; «повесить голову» - загрустить).

Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом – лексическую, грамматическую, фонетическую.

Лексическая сторона речи является составной частью образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребёнку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя различные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений, ребёнок оформляет своё высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция, это во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей. В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребёнка в самых разнообразных жанрах – сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Для развития всех вышеперечисленных аспектов развития речи детей очень важно понимать огромное значение книги в развитии дошкольников

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте нам было необходимо научить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Обращали внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекали дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Например после слушания сказок «Козлятки и волк», «Кот, петух и лиса» предлагали детям повторить песенки действующих лиц.

Усваивая содержание сказки, дети учились передавать слова разных героев. И даже если они повторяли интонации воспитателя, это закладывало основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Дети легко запоминают такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др.

Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребёнка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.

В средней группе продолжаем знакомить детей с художественной литературой.

Фиксируем внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения)

.

После рассказывания сказок учим детей отвечать на вопросы, связанные с её содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребёнка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений выделяем ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчёркивая образные выражения, развиваем у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставим задачи формирования эмоционально – образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм0, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своём творчестве.

Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений – они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводиться беседа и выполняются разнообразные творческие задания.

Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Ребёнок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным значением.

Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесении их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Доклад на тему: «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей» «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей»(Доклад по развитию речи и художественной литературе) Ширшова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художественной литературы в развитии речи младших дошкольников
Опубликовано: 22 мая 2013 в 08:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль художественной литературы в развитии речи младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Истарова (УИ 34939) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД